[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)

 

СОБЫТИЯ ДЕСЯТОГО ТЕВЕТА В ТАНАХЕ

Ицхак Бен-Реувен

Пост 10 тевета (в этом году 27 декабря) установлен в память о начале осады Иерусалима армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском – Набу-кудурри-усур, на русском – Навуходоносор). Эта осада завершилась взятием Иерусалима, разрушением Первого храма и началом Вавилонского изгнания.

Разрушение Иерусалима. Гравюра.

Нюрнбергские хроники. 1493 год

Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен в 3338 году (422 год до н. э.), а по мнению многих историков, это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в первую очередь иудейскую знать. Среди них был и пророк Йехезкель, ставший духовным лидером изгнанников. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, изменив его имя на Цидкияу. Судя по всему, изменив его имя, Невухаднецар хотел показать, что новый царь находится под его властью.

Во время правления Цидкияу появились лжепророки, утверждавшие, что Храм не падет. Среди жителей Иудейского царства бытовало мнение о том, что Всевышний не допустит разрушения Храма, поражения страны и изгнания народа, независимо от поведения евреев, а также от того, соблюдают ли они заповеди и каков их моральный уровень. Пророк Ирмеяу пытался разрушить эти иллюзии, передавая народу слова Всевышнего: «Так сказал Б-г Воинств, Б-г Израиля: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам жить в этом месте. Не надейтесь на лживые слова говорящих: “Это Храм Б-га, Храм Б-га, Храм Б-га”. Но если вы действительно исправите пути ваши и деяния ваши, если [справедливо] судить будете человека с ближним его, не будете притеснять чужеземца, сироту и вдову, не будете проливать кровь невинную на месте этом и не пойдете за чужими богами во зло себе, то Я дам вам жить на месте этом, на земле, которую дал Я отцам вашим на веки веков» (Ирмеяу, 7:3-7).

Однако народ не хотел слушать слова пророка. Царь Цидкияу также послушался не пророка Ирмеяу, а своих сановников и восстал против Вавилона, надеясь на помощь Египта. После этого и произошли события, в память о которых был установлен пост 10 тевета.

Вначале, как следует из книги пророка Ирмеяу, Невухаднецар захватил большую часть укрепленных иудейских городов: «А войско царя Вавилонского ведет войну против Иерусалима и против всех оставшихся городов Иудейских – Лахиша и Азеки: потому что, вот, они остались из городов Йеуды укрепленными городами» (Ирмеяу, 34:7). Затем вавилонский царь двинулся на Иерусалим. В книге Млахим сообщается: «И было: в девятый год царствования [Цидкияу], в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Невухаднецар, царь Вавилона – он и все войско его – к Иерусалиму, и расположился станом против него; и построили вокруг него осадный вал. И был город в осаде до одиннадцатого года царя Цидкияу. В девятый день [четвертого] месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа страны» (Млахим II, 25:1-3). О дате начала осады сообщается также и в книге Ирмеяу: «В девятом году [царствования] Цидкияу, царя Йеуды, в десятый месяц, подошел Невухаднецар, царь Вавилона, и все войско его к Иерусалиму, и осадили его» (Ирмеяу, 39:1). Пророк Йехезкель, уже находясь в Вавилонском изгнании, тоже знал о происходящем: «И было слово Б-га ко мне в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца, говорящее: “Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, этого самого дня: приблизился царь Вавилона к Иерусалиму в этот самый день”» (Йехезкель, 24:1-2).

Осада продолжалась около восемнадцати месяцев. Тевет – это упомянутый в тексте «десятый месяц». Первый по счету – месяц нисан, и с этого же месяца начинается отсчет лет царствования царей. Осада длилась оставшиеся месяцы девятого года царствования Цидкияу, весь десятый год его царствования, и завершилась прорывом врага в Иерусалим в четвертом месяце одиннадцатого года царствования (см. продолжение 25‑й главы Млахим II и Ирмеяу, 39:2; 52:6). Во время осады Иерусалима египетский фараон Хофра (Априй) попытался прийти на помощь Цидкияу (см. Ирмеяу, 34:21-22; 37:5-11), и вавилонские войска на время при­остановили осаду. Судя по всему, это временное прекращение осады было в месяце адар второго года осады. Отголоски этих событий можно найти также в книге пророка Йехезкеля: «И было в одиннадцатом году, в первом [месяце], в седьмой [день] месяца: было слово Б-га ко мне, говорящее: “Сын человеческий! Мышцу фараона, царя Египта, Я сокрушил, и вот не перевязана она, чтобы дать ей исцеление; не наложена повязка для поддержания ее, для укрепления ее – чтобы держать меч”» (Йехезкель, 30:20-21). Эти слова, сказанные пророку в первом месяце, нисане, дают понять, что войска египетского фараона потерпели поражение незадолго до этого, в месяце адаре десятого года царствования Цидкияу.

Иосиф Флавий (Йосеф бен Матитьяу) так описывал осаду Иерусалима в «Иудейских древностях»: «…Царь вавилонский очень усердно и ревностно занимался осадою Иерусалима. Он воздвиг огромные башни на валах и с помощью этих башен удалял со стен всех там показывавшихся. Вместе с этим он велел соорудить вокруг города множество насыпей, достигавших одинаковой со стенами высоты. Однако осажденные так же упорно и настойчиво выносили осаду: они не поддавались ни голоду, ни моровой язве, но, хотя эти бедствия и страшно донимали их, они все-таки энергично выходили на бой, не смущаясь хитрыми приспособлениями и осадными орудиями противников, но придумывая против каждого нового их приспособления какое-нибудь другое, свое собственное. Таким образом, в течение всей этой борьбы как вавилоняне, так и иерусалимцы выказывали одинаковую быстроту и сообразительность, причем первые применяли все, по их мнению, возможное для взятия города, а вторые возлагали все свое упование на неустанное и соответственное измышление средств, как бы низвести на ничто приспособления своих врагов. Это продолжалось восемнадцать месяцев, пока [осажденные] не пали жертвою голода и метательных снарядов, которыми враги обсыпали их с вершин своих осадных башен»[1].

Об ужасах осады Иерусалима и голода сохранились свидетельства в Книге Эйха, написанной, как традиционно считали мудрецы, пророком Ирмеяу. Приведем лишь несколько свидетельств об этих тяжелых временах: «Весь народ ее вздыхает, ища хлеба, отдают драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу…» (Эйха,1:11). «Исходят глаза мои слезами, горит во мне нутро мое, истекает на землю печень моя из-за бедствия дочери народа моего, когда дети и грудные младенцы изнемогают на улицах города. Матерям своим скажут они: “Где хлеб и вино?” – изнемогая, как тяжко раненные, на улицах города, испуская дух на груди матерей своих» (Эйха, 2:11-12). «Те, что погибли от меча, пронзенные, истекшие [кровью], были счастливее тех, что гибли от голода из-за недостатка полевых плодов. Руки милосердных женщин варили детей своих; были те для них пищей во время гибели дочери народа моего» (Эйха, 4:9-10).

 

Невухаднецар в Иерусалиме. Нюрнбергские хроники. 1493 год

Пост 10 тевета стал одним из четырех, установленных в память о событиях, которые связаны с падением Иерусалима и разрушением Храма. Эти посты, установленные еще во время Вавилонского изгнания, упоминаются в книге пророка Зхарьи, одного из последних пророков, чья деятельность относится к периоду возвращения из изгнания: «Так сказал Б-г Воинств: пост четвертого [месяца] и пост пятого [месяца], и пост седьмого [месяца], и пост десятого [месяца] будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и хорошими праздниками, и правду и мир любите» (Зхарья, 8:19). Перечислим посты, упомянутые в пророчестве. Четвертый месяц – это тамуз, и пост в этом месяце установлен в память о том, что в городской стене Иерусалима была пробита брешь после длительной осады города. Через месяц это привело к разрушению Храма, и в пятом месяце, месяце ав, был установлен пост в память об этом. Пост седьмого месяца, тишрея, установлен в память об убийстве наместника Гедальи, под чьим руководством формировалась еврейская община после разрушения Храма. Пост 10 тевета, упомянутый в пророчестве «пост десятого месяца», установлен в память об историческом событии, которое стало началом процесса, приведшего к падению Иерусалима, разрушению Храма и изгнанию еврейского народа.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]     Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 10, гл. 8.