[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)

 

Религиозно-политические уроки

Александр Элькин

Десятый день месяца тевет – одна из самых трагических дат еврейской истории. В 586 году до н. э. вавилонские войска завершили блокаду Иерусалима, столицы Иудеи. Через полгода осады город пал, Храм был разрушен, а жители угнаны в Вавилонию. Иудейское царство прекратило существование, и на несколько столетий евреи лишились независимого государства.

Согласно Талмуду, изгнание и разрушение Храма стали наказанием за три тяжких греха евреев того поколения: идолопоклонство, кровосмешение и пролитие невинной крови. В Писании достаточно свидетельств, подтверждающих каждое из этих обвинений. Однако не следует забывать, что катастрофа, постигшая еврейский народ, имела и вполне земные, политические причины, скрупулезно описанные пророками и авторами исторических библейских книг. Между тем изучение обстоятельств тех давних событий, наверное, интересно не только историкам, живущим делами давно минувших дней и преданьями старины глубокой.

Плененные евреи. Рельеф из дворца Сеннашериба в Ниневии. Ассирия. VII век до н. э.

В 702–701 годах до н. э. Иудейское царство едва избежало национальной катастрофы: ассирийские войска, за двадцать лет до этого взявшие Шомрон и покорившие Израильское царство, осадили Иерусалим. Сил, чтобы отразить штурм, у евреев не было, но в последний момент произошло чудо – в ассирийском лагере началась эпидемия, вызвавшая мор, и ассирийцам пришлось срочно снять осаду. (Согласно Писанию, «вышел Ангел Г‑сподень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек» [Йешаяу, 37:36]. Современные историки предпочитают говорить о внезапной эпидемии холеры. Противоречия в этом нет: как писал Маймонид в «Путеводителе растерянных», ангелы суть естественные природные силы.)

После внезапного снятия ассирийской осады Иудейское царство просуществовало еще чуть более ста лет. Праведного царя Хизкию (Хизкияу), свидетеля чудесного избавления, сменил на престоле его сын Менаше – один из самых нечестивых царей еврейской истории, не имеющий, согласно Мишне, удела в Мире грядущем (Сангедрин, 10:2). Наихудшее преступление этого царя – попытка заставить еврейский народ забыть о Торе: по приказу Менаше были уничтожены все свитки с текстом Торы, которые его приспешникам удалось найти. Кровавое царствование Менаше длилось пятьдесят лет. После смерти Менаше на престол взошел его сын Амон, продолживший языческую политику отца. Однако он правил недолго: его убили заговорщики. Впрочем, им не удалось вкусить плоды победы – народ, возмущенный цареубийством, взялся за оружие. Восставшие пeребили цареубийц и возвели на престол внука Менаше, восьмилетнего Йошияу.

Йошияу – один из самых праведных царей библейской эпохи – решительно искоренял идолопоклонство, причем наряду с языческими капищами уничтожал и еврейские «высоты» – местные святилища, где евреи совершали жертвоприношения вне Иерусалимского Храма. На 18‑м году правления царь повелел начать ремонт Храма, сильно обветшавшего со времен царя Шломо (Соломона). В ходе ремонтных работ строители обнаружили свиток Торы, текст которой был основательно забыт за полувековое правление язычника Менаше. Узнав о находке, Йошияу повелел немедленно собрать в Иерусалиме весь народ и зачитал ему вновь найденный текст Торы. Потрясенные люди обязались отказаться от служения идолам и вернуться на пути Всевышнего.

Увы, внешняя политика Йошияу, в отличие от внутренней, была не слишком дальновидной. На Ближнем Востоке в этот период происходили грандиозные перемены. Некогда могущественная Ассирия начала клониться к закату. Ее противники, трепетавшие прежде от одного вида ассирийских солдат, накопили силы и со всех сторон теснили бывшую «сверхдержаву». В 625 году до н. э. халдейский вождь Набопаласар отделился от Ассирии, положив начало Нововавилонскому царству. Через несколько лет он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н. э. их объединенные армии разрушили столицу Ассирии Ниневию – город, где за несколько столетий до этого проповедовал пророк Иона.

В последние дни своего существования Ассирия обратилась за помощью к Египту. Египетский фараон Нехо готовился двинуть армию в Месопотамию, якобы для того, чтобы поддержать гибнущего гиганта. Нехо надеялся, что после победы к нему отойдет значительная часть ассирийских владений. Уверенный в том, что его войска беспрепятственно пройдут по землям, отделявшим его от Ассирии, фараон выступил в поход.

Невухаднецар казнит сыновей Цидкияу.
Г. Доре

В начинающейся «войне за ассирийское наследство» Иудея могла уцелеть, лишь правильно просчитав ход событий и вовремя присоединившись к победителю. Однако Йошияу это не удалось. Он решил не пропускать через Иудею египетские войска, идущие на помощь Ассирии, старинному и заклятому врагу евреев. Царь собрал армию, намереваясь остановить египтян.

B планы фараона совершенно не входило пробиваться в Месопотамию с боями. Поэтому он попытался решить дело миром: «И послал к нему Нехо послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Б‑г повелел мне поспешать; не противься Б‑гу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя» (II Диврей а-ямим, 35:21).

Однако ненависть к старому врагу ослепила Йошияу. Да и к египтянам он, скорее всего, тоже не питал теплых чувств, поскольку на протяжении веков Египет традиционно поддерживал всех противников Иерусалима, начиная с Иеровоама, расколовшего державу Соломона.

Решающая битва между евреями и египтянами произошла близ древнего города Мегидо. В кровопролитном бою иудеи потерпели тяжелое поражение. Среди погибших был и цаpь Йошияу: «И выстрелили лучники в царя Йошияу, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая была у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея, и Иерусалим оплакали Йошияу» (II Диврей а-ямим, 35:23-24).

После смерти Йошияу престол занял Иохаз, но его правление оказалось недолгим. Не желая беспокоиться за свой тыл, фараон Нехо посадил на иерусалимский трон Йеоакима, ставшего вассалом и данником Египта. Покончив с этим делом, фараон двинулся на север, навстречу вавилонской армии.

Однако война с вавилонянами была для него крайне неудачной. В решающей битве под Кархемишем египтяне были наголову разбиты, и им пришлось убраться восвояси. Иудея оказалась в сфере влияния Вавилона. Царь Йеоаким, бывший данник фараона Нехо, стал вассалом вавилонского царя. Впрочем, Египет не оставил надежду вернуть утраченное. Стремясь подорвать силу Вавилонии, фараон подстрекал подвластные Вавилону царства к неповиновению.

При иерусалимском дворе развернулась ожесточенная борьба партий, провавилонской и проегипетской. Последняя в какой-то момент взяла верх. Получив обещание фараона помочь ему в случае вавилонского нашествия, Йеоаким перестал платить дань вавилонскому царю Невухаднецару. Тот немедленно послал в Иудею свое войско, но маленькая страна стойко оборонялась. Обороной руководил молодой царь Иехония, сменивший на троне своего умершего отца. Тогда войска вавилонского царя вторглись в Иудею. Помощь, обещанная фараоном, не пришла, и после долгой осады Иерусалим был взят.

Невухаднецар жестоко наказал Иудею за измену; страна и Храм были ограблены: «И вывез он все сокровища дома Г‑сподня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Г‑сподь, все золотые сосуды, которые Шломо, царь Израиля, сделал в храме Г‑споднем» (II Млахим, 24:13).

Кроме того, вавилонский царь переселил из Иудеи всю элиту страны, аристократов, воинов, ремесленников. Вместо плененного царя Невухаднецар посадил на иерусалимский престол его дядю Цидкияу, которому был тогда 21 год. Иудея вновь стала данником Вавилона.

Казалось бы, после нескольких неудач евреям следовало усвоить, что Египет слаб и ненадежен как союзник, а потому единственная возможность сберечь хотя бы эфемерную независимость – хранить верность Вавилону. Последовательным сторонником этой внешнеполитической линии был пророк Ирмеяу, настойчиво призывавший молодого царя не нарушать клятву, данную Невухаднецару: «И Цидкияу, царю Иудеи, я говорил всеми такими словами и сказал: склоните шею свою под ярмо царя Вавилона и служите ему и народу его, и будете живы. Зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Г‑сподь о том народе, который не будет служить царю Вавилона?» (Ирмеяу, 27:13-14).

Однако у Цидкияу были и другие советники – пламенные националисты, не желавшие служить халдеям и мечтавшие о национальной независимости. Причем у «патриотической партии» нашлись, в противовес пророку Ирмеяу, даже свои «пророки», предсказывавшие, что в скором времени Иудея освободится от вассальной зависимости от Вавилона: «В четвертый год, в пятый месяц, Ананья, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Г‑спода пред глазами священников и всего народа и сказал: так говорит Г‑сподь Воинств, Б‑г Израиля: сокрушу ярмо царя Вавилона; через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Г‑спода, которые Невухаднецар, царь Вавилона, взял из сего места и перенес их в Вавилон; и Иехонию, сына Йеоакима, царя Иудеи, и всех пленных евреев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Г‑сподь; ибо сокрушу ярмо царя вавилонского» (Ирмеяу, 28:1‑4).

Пророк Ирмеяу отчаянно призывал не верить посулам лжепророков. Однако все было напрасно. Народ, как это часто случается, предпочел поверить тем, кто обещал «светлое будущее». И в какой-то момент «патриоты» одолели. Нарушив клятву, данную царю Невухаднецару, Цидкияу поднял восстание.

Реакция вавилонян была быстрой и решительной: после непродолжительной осады вавилонская армия овладела Иерусалимом и разрушила город. Цидкияу попытался бежать через подземный ход, однако был схвачен и ослеплен – после того как на глазах царя казнили его сыновей.

Впрочем, это был еще не конец. После разрушения Иерусалима в Иудее осталось еще значительное еврейское население. Правителем страны Невухаднецар назначил Гедалью, внука одного из еврейских высокопоставленных лиц. Гедалья оказался хорошим администратором. Он пытался восстановить в стране нормальную жизнь, призывал народ не повторять старых ошибок и сохранять верность Вавилону: «И поклялся Гедалья им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть подвластными воинам Вавилона, селитесь на земле и служите царю вавилонскому, и будет хорошо вам» (II Млахим, 25:24).

Пророк Ирмеяу. Г. Доре

Гедалью поддержал Ирмеяу, а также часть уцелевших высокопоставленных лиц и военачальников. Однако некоторые евреи не пожелали «служить царю вавилонскому». Возник заговор, в результате которого Гедалья был предательски убит вместе с бывшими при нем вавилонянами. Этот удар оказался смертельным – опасаясь карательной экспедиции Вавилона, оставшиеся евреи, несмотря на увещевания Ирмеяу, бежали в Египет. «Еврейское присутствие» в Земле Израиля прекратилось почти на семьдесят лет.

Как нам кажется, из этих трагических событий можно извлечь важные религиозно-политические уроки. Нежелание подчиняться чужеземной власти – чувство, безусловно, достойное и благородное; однако если руководствоваться только им, без трезвого политического расчета, это может привести к катастрофическим последствиям (евреи еще не раз на горьком опыте убедятся в истинности этого утверждения – например, во время великого восстания против Рима). Поэтому не всякий, кто призывает к конформистскому поведению, – враг и предатель.

Еще один урок касается трагически закончившегося царствования Йошияу – одного из самых праведных царей в еврейской истории. Безусловно, очень важно, чтобы еврейский правитель был благочестив и вел народ путем Торы и заповедей. Однако этого недостаточно – необходимо еще обладать политической мудростью, полководческим талантом и т. д. Если же этого нет, то никакие личные заслуги и благочестие не гарантируют успешного правления.

В заключение следует отметить, что, читая о последних днях Иудейского царства, нельзя не задуматься о современных реалиях. Разумеется, положение сегодняшнего Израиля несравнимо лучше, чем Иудейского царства тех времен. И тем не менее сейчас, как и тогда, выживание государства во многом зависит от того, смогут ли его руководители сделать верный выбор в большой политической игре великих держав. До последнего времени израильским лидерам, в отличие от иудейских царей, удавалось справиться с этой нелегкой задачей. Очень хотелось бы надеяться, что так будет и дальше. Поскольку, как учит нас печальный опыт Иудейского царства, любая ошибка в этой игре может оказаться смертельной.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.