[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)

 

ХОРОШИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ДЕТИ ДЛЯ ХОРОШИХ ЕВРЕЙСКИХ РОДИТЕЛЕЙ

Берл Лазар

Едва ли не ежедневная проблема – у меня и у всех других раввинов: приходят родители, жалуются на детей, просят совета, что с ними делать. Маленький ребенок – не слушается, ребенок постарше – не старается в школе. У юношей и девушек вообще порой появляются, не про нас будь сказано, проблемы с алкоголем и наркотиками… Конечно, большинство наших детей растут и развиваются нормально, но в нынешние времена, к сожалению, слишком много соблазнов и слишком много возможностей получить то, что не надо. Так что я могу понять тревогу даже тех родителей, которым дети вроде бы не доставляют особых забот.

Для нас, евреев, всегда было характерно повышенное внимание к проблеме воспитания детей. Естественно, дети для родителей главное сокровище. Есть история о еврейской маме, которая пришла к раввину и жалуется, что сын совсем от рук отбился. Простите, а сколько лет вашему сыну, спрашивает раввин. Восемнадцать, отвечает женщина. Раввин покачал головой: поздновато спохватились, вы должны были прийти ко мне 18 лет и 9 месяцев назад…

Недавно я читал лекцию по вопросам воспитания, и одна женщина спросила: почему в религиозных семьях так редко родители заводят домашних животных? Ведь чем плохо, если ребенок с раннего возраста привыкнет, например, заботиться о собаке или кошке, кормить его, выводить на прогулку? Это придаст ему ответственности, научит заботиться о тех, кто слабее тебя…

Вроде бы логика в этом есть. Тем более что существует даже специальная заповедь, требующая от нас заботиться о животных. Но здесь надо принять во внимание один важный момент. Чтобы начать заботиться о домашнем животном, ребенок должен сначала вырасти, а до того он просто будет смотреть на поведение животных. И если животные всегда находятся в доме, он будет от них учиться, потому что маленькие дети учатся всему, что видят! Навряд ли в этом случае они научатся хорошему… Именно поэтому, когда в доме есть маленькие дети, верующая еврейская семья собак или кошек старается не заводить.

По той же причине мы всегда украшаем комнату маленького ребенка фотографиями наших учителей, портретами праведников. Сейчас во многих семьях принято вешать на стену в детской яркие постеры и плакаты с изображением звезд эстрады, спортсменов или героев кинофильмов. Между тем верующие родители знают, что картинка на стене – это не просто так: это образ, который ребенок запоминает, о котором думает и с которого берет пример. Мы можем ничего не иметь против известного эстрадного артиста или знаменитого футболиста, – но пусть лучше наши дети думают не о них, а о выдающихся еврейских умах. Конечно, в детской должны быть предметы еврейского культа и книги – даже если ребенок еще слишком мал, чтобы читать, он видит, с каким уважением относятся к книгам его родители, и сам приобщается к этому уважению.

Современная наука считает, что большинство проблем внутренней жизни человека закладывается в самом раннем детстве, а то и в период внутриутробного развития. Поэтому так важно с первых дней жизни младенца создавать вокруг него правильную атмосферу. Ребенок еще не умеет разговаривать, но все видит и очень многое понимает. Потом эти картины и это понимание уходят в подсознание человека и влияют на его взрослую жизнь.

Верующие евреи знали эту истину за много столетий до того, как ее сформулировали психологи. И еврейская мама стремилась воспитать ребенка так, чтобы в его душе всегда было уважение к учению, к знаниям, к духовным истинам. Духовная составляющая в воспитании несравненно важнее материальной.

Расскажу вам анекдот. Выбрали одного еврея президентом Израиля. Мама, конечно, сидит на церемонии инаугурации в первом ряду. Ее осаждают журналисты: поздравляем, расскажите, как вы рады, и сколько «нахас» вам доставил сын!.. А старушка отвечает: ой, мне куда больше «нахас» дал другой сыночек – он врач, профессор…

Если родители понимают это и если они решили начать воспитание ребенка в нужное время – прямо с рождения, можно предложить им три основных принципа, соблюдение которых обязательно даст хороший результат.

Первый принцип: нельзя с ребенком быть «добреньким», жалостливым. Надо сразу поставить высокую планку требований. Даже самому маленькому ребенку можно дать понять, что Б-г дал ему способности, поэтому с него и спрос большой.

Принцип второй: еврейские родители должны с самого начала задать ребенку шкалу жизненных приоритетов. Нельзя в семье все время говорить о деньгах – ребенок сделает вывод, что это самое важное в жизни, а человеческие качества не так значимы. Нельзя все время требовать от ребенка, чтобы он приносил из школы пятерки, и неважно, какими путями эти пятерки добываются – ребенок может вырасти карьеристом. И уж совсем недопустимо злословить дома о других людях – такое поведение сформирует у ребенка негативное отношение к окружающим и плохо скажется на его будущей социальной жизни.

Наконец, третий принцип: нельзя требовать от детей, чтобы они делали что-то такое, чего не желаешь делать сам. Известная из шуток и анекдотов формула: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю» с детьми никогда не сработает. Чтобы быть спокойными за детей и уверенными в них, родители должны придерживаться другой формулы: «Веди себя при ребенке так, как ты хотел бы, чтобы он себя вел».

Но это уже тема для отдельного разговора – в следующем номере журнала.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.