[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)

 

26 бакинских… интернационалистов

Алекс Рапопорт

В январе в Баку произошел демонтаж мемориала, известного как «памятник 26 бакинским комиссарам«.

В 1958 году, к сорокалетию их гибели, в столице Азербайджанской Советской Социалистической Республики был открыт горельеф работы знаменитого монументалиста Сергея Меркулова. Монумент стоял в центре города в садике имени 26 бакинских комиссаров. Через 10 лет, к пятидесятилетию годовщины, в сквере «Сахиль», неподалеку от памятника Меркулова был построен мемориальный комплекс по проекту скульпторов И. Зейналова и Н. Мамедова. В центре композиции полыхал Вечный огонь, под комплексом находились останки сторонников Бакинской коммуны, обнаруженные в Красноводске и погребенные в Баку в 1920 году. Сегодня горельефа Меркулова, действительно являвшего собой художественное произведение, не существует, он был разрушен в начале 90‑х, во время обострения армяно-азербайджанского конфликта: большевистско-левоэсеровское правительство, возглавляемое Степаном Шаумяном, посчитали виновным в кровавых столкновениях в марте 1918 года, когда погибли тысячи бакинцев-мусульман. И наконец, спустя девяносто лет после тех драматических событий, начался демонтаж всего мемориального комплекса. Под сквером «Сахиль» запланирована подземная автостоянка, способная вместить до трехсот автомобилей.

Девяносто лет – срок долгой (кавказской?) человеческой жизни, за время которой не раз происходит смена властей, рокировка монументов и переоценка ценностей. В соответствии с чем до неузнаваемости меняется окружающая нас «историческая среда».

Нефтяные месторождения и вызванный их разработкой приток человеческих и финансовых ресурсов сформировал космополитичный дух этого города на берегу Каспия. И дореволюционный, и пореволюционный Баку был полиэтничным, мультикультурным, веротерпимым городом и сохранял (за исключением нескольких инцидентов в периоды гражданской смуты) эти правила человеческого общежития вплоть до обострения Карабахского конфликта в феврале 1988 года. Многонациональным был и состав бакинского Совета народных комиссаров в 1918 году. Отнюдь не все из 26‑ти были членами правительства, «комиссарами» их назвали уже после трагической смерти, в угоду творимому на глазах мифу: молодая советская власть создавала пантеон героев, погибших в борьбе. Читателям «Лехаима» интересно будет узнать, что среди 26 человек, арестованных и погибших в Красноводске, было шесть евреев.

Вот их имена. Богдановы Соломон и Анатолий, первый был членом Военно-революционного комитета, второй – всего лишь служащим новой администрации и братом революционера. Яков Зевин – активный большевик, один из руководителей борьбы за установление советской власти в Азербайджане, комиссар труда Бакинского совета. Марк Коганов – член Военно-революционного комитета. Меер Басин –− революционер, член Военно-революционного комитета Кавказской армии. Исай Мишне – делопроизводитель Военно-революционного комитета.

Судя по именам, все они были ашкеназами, революционная деятельность привела их на Кавказ. Бакинские иудеи четко делились на три группы: ашкеназы, горские и грузинские (самая малочисленная категория), соответственно, имелись и три синагоги. Небольшая горская община существовала в Баку столетиями, по данным 1897 года, в городе проживал 2341 еврей, большинство из них – горские, потомственные бакинцы. Число евреев в городе росло за счет приезда ашкеназим и увеличения их семей. Когда к 1960 году население Баку приблизилось к миллиону, евреи составляли 3% его жителей, то есть менее 30 тыс. В дальнейшем это соотношение уменьшалось, хотя в абсолютных числах еврейское присутствие незначительно росло.

 

Похороны 26 бакинских комиссаров.
Баку. 1920 год

Однако участие евреев в жизни Баку определялось отнюдь не их численностью. Несмотря на введение ограничений для евреев из Европы, с 70‑х годов ХIХ века в развитии бакинской нефтяной промышленности участвовали еврейские промышленники, ученые, инженеры, высококвалифицированные рабочие. Из промышленников-евреев, привлекших в этот регион свои капиталы и способствовавших развитию города, достаточно назвать барона Г. Гинцбурга и братьев Ротшильдов, основавших «Каспийско-Черноморскую компанию», ставшую к концу ХIХ века ведущей в регионе. Интеллектуальный вклад евреев в процветание и престиж города не менее значим, бакинцы гордятся многими учеными, конструкторами, писателями, кинематографистами, художниками, артистами, спортсменами – от Льва Ландау до Гарри Каспарова, −– выходцами из Баку.

Как часто бывает при попытках евреев сосчитать, результаты переписи ставятся под сомнение, ошибка составляет разы, и определить поправочный коэффициент весьма затруднительно. Демографы отмечают, что перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тыс. евреев, в том числе 5,5 тыс. горских. По данным «Сохнута», в период с 1989 по 1999 год из Азербайджана уехало 31,3 тыс. евреев – больше, чем было 10 лет назад. При этом перепись 1999 года зафиксировала 8,9 тыс. евреев в республике. Такая вот занимательная арифметика.

После армянских погромов в Сумгаите в 1988‑м и в Баку в 1989–1990 годах, в ходе которых пострадали также люди других национальностей, начался исход еврейской общины из Азербайджана. Открытие границ после распада СССР в августе 1991 года, а затем междоусобицы в независимом Азербайджане подстегнули этот процесс. Численность еврейского населения республики в настоящее время трудно определить, можно только сказать, что большинство составляют горские евреи (порядок цифр: 10 тыс. человек).

Трудность определения состоит в следующем. Потомки евреев, после ассирийского пленения пришедших в этот регион в середине первого тысячелетия до новой эры, со временем усвоили татский язык, принадлежащий к иранской группе языков. В настоящее время помимо татов-иудеев, сохранивших свою религию, существуют также родственные им таты-мусульмане, ранее активно ассимилировавшиеся с азербайджанцами. В последнее время наметился тренд: представители этой группы заявляют о своем еврейском происхождении и эмигрируют в Израиль. Этим объясняется различие цифр у «Сохнута» и демографов на местах. (Любопытно, что во время завоевания Баку русскими войсками в начале XIX века все население города – 8 тыс. человек – составляли таты.) Некоторые исследователи считают татов потомками исчезнувших колен Йеуды, Леви и Биньямина. Миграционные процессы последних десятилетий сделали Баку и Азербайджан в целом более мононациональными (90% азербайджанцев) и более монорелигиозными (95% мусульман).

Если же вернуться к тому, с чего мы начали, то мемориал 26 погибшим, среди которых были люди разных национальностей, воспринимался многими бакинцами в возрасте старше тридцати как памятник интернационалистам и самому понятию интернационализма. Останки «комиссаров» будут перезахоронены на городском кладбище. Там же, на кладбище, сегодня место идее интернационализма на всем постсоветском пространстве.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.