[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)

 

МЫ ВРАЩАЕМ ГОЛОВАМИ

Дмитрий Абаулин

Гастролями Камерного театра из Тель-Авива начался проект Государственного театра наций «Шекспир@Shakespeare». Пока объявлена его программа до конца нынешнего года, но в перспективе, по словам худрука Театра наций Евгения Миронова, «Шекспир@Shakespeare» может преврати­ться в целый фестиваль, посвященный твор­честву Шекспира. В качестве затравки же столичной публике предложены постановки «Гамлета» из Израиля и Литвы, «Король Лир» из Нижнего Новгорода и декабрьская премьера самого Театра наций – «Ромео и Джульетта» в постановке Владимира Панкова.

 

Право открыть новый фестиваль выпало «Гамлету» в постановке Омри Ницана, художественного руководителя тель-авивского Камерного театра на протяжении вот уже пятнадцати лет. Универсальный современный зал-трансформер Театрального центра им. Вс. Мейерхольда идеально подошел для своеобразного сценографического решения спектакля. Крупнейший драматический театр Израиля, основанный в 1944 году как театр местный, национальный (в противовес «русскому» театру «Габима», казавшемуся молодым реформаторам чересчур академичным), в 2003 году переехал в современный Центр исполнительских искусств, где соседствует с Новой израильской оперой, Муниципальной библиотекой и Тель-Авивским музеем. Среди пяти залов, которыми располагает сегодня театр, есть и «Черная коробка», аналогичная залу Центра Мейерхольда. «Гамлет» играется как раз в таком «народившемся» пространстве, в котором нет четкого деления на сцену и зал. Зрители сидят в креслах, вращающихся на 360 градусов, а действие разворачивается то в промежутке между секторами, то позади какого-то из них. Надпись на иврите на каждом из кресел подтверждает сведения о том, что необычные зрительские места путешествуют вместе со спектаклем по гастрольным маршрутам (а спектакль побывал на фестивалях в США, Польше, Румынии, Китае).

Столь острое решение сценического пространства предполагает спектакль необычной, сложной структуры. Но как раз оригинальностью режиссерских решений по-своему симпатичный «Гамлет» Камерного театра похвастать не может. В нем нет острых мизансцен, которые прямо-таки напрашиваются, исходя из пространства спектакля. Действие чаще всего просто перемещается из одной зоны зала в другую, не провоцируя пространственных конфликтов, не создавая сценического контрапункта. Современные реалии, в которые погружены герои Шекспира, и современные костюмы, в которые одеты главные герои, тоже выглядят скорее данью всемирной театральной моде, чем принципиально необходимым решением.

Плохо скрываемое разочарование, с которым московская публика встретила спектакль, объясняется еще и чрезмерно завышенными ожиданиями. Титул «“Гамлет” XXI века», под которым преподносился спектакль, предполагает все-таки нечто большее, чем вращающиеся кресла. Умный и интеллигентный актер Итай Тиран, играющий заглавную роль, демонстрирует неплохое мастерство пианиста и великолепную фехтовальную подготовку, но самая высокая нота остается невзятой, а самая главная мишень – непораженной. Загадка «Гамлета», над которой бьются поколения людей театра, уходит не то что от ответа – даже от внятной формулировки. Мы же продолжаем вращать головами, пытаясь увидеть эфемерный призрак.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.