[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2010 ТЕВЕТ 5770 – 1(213)

 

Вера и деньги

Борис Клин

Государство Российское много и охотно помогает  религиозным  организациям.  Выде­ляет земельные участки под строительство храмов  и  деньги  на  само строительство или реставрацию.  Например,  в  ноябре  2009 года было объявлено, что только на восстановление Ново-Иерусалимского монастыря из федерального бюджета будет потрачен в 2009 году 1 млрд рублей, и аналогичные траты запланированы на 2010 и 2011 годы. На развитие ислама «при участии государства» выделено 800 млн рублей. Чтобы евреям не было завидно, отмечу, что из бюджета Москвы только на ремонт Московской хоральной синагоги было выделено свыше 222 млн рублей. Это, разумеется, далеко не полный перечень государственных трат на нужды верующих, но он дает представление о масштабах бедствия.

При этом важно отметить, что бюджетное финансирование религиозных организаций – явление не такое уж частое. Ведь государство у нас все-таки светское, и потому прямое выделение денег идет, как правило, под вывеской «реставрации памятников истории и культуры». Например, как в случае ремонта Московской хоральной синагоги или Исторической мечети в Москве, а равно и упомянутого Ново-Иерусалимского монастыря в Подмосковье. О нем в указе президента Медведева так прямо и сказано: «В целях воссоздания исторического облика…» Но кроме денег федерального бюджета для восстановления монастыря создан благотворительный фонд во главе с первым вице-премьером правительства России Виктором Зубковым. Фонд собрал уже 450 млн рублей и 500 тыс. долларов. Что неудивительно при таком авторитетном руководителе. Среди благотворителей, уже получивших благодарности: ОАО «Газпром», ОАО «Банк ВТБ», районные администрации, школы, детские сады и дома инвалидов…

Собственно говоря, через такие фонды и всевозможные «попечительские советы» государство помогает верующим в значительно более широких объемах. Это называется «социальная ответственность бизнеса». В одном из монастырей Мурома, опекаемом главой Счетной палаты Сергеем Степашиным, благотворители даже не забыли о том, чтобы глаз уставших паломников услаждали павлины и китайские утки…

Но еще раз подчеркну: не надо завидовать. На еврейский Музей толерантности жертвовал свою зарплату сам Владимир Путин. А в состав наблюдательного совета по реставрации «Дома омовения и еврейского Преображенского кладбища» в Петербурге вошли полномочный представитель президента России в Северо-Западном округе Илья Клебанов и ряд бизнесменов.

Православных в стране больше всех, им, конечно, достается больше. Но и других тоже не забывают. Например, Анатолий Чубайс, возглавлявший РАО «ЕЭС», в 2003 году посетил Иволгинский дацан – главный монастырь российских буддистов и решил на два года освободить его от платы за электричество. В 2006-м, когда я беседовал там с настоятелем, ламы продолжали пользоваться светом безвозмездно, т. е. даром. Такое чудо они приписывали нетленному телу ламы Итигэлова, хранящемуся в дацане.

Должно ли государство заниматься сохранностью памятников архитектуры и истории? Конечно, должно. Может ли оно привлекать для этого предпринимателей, школы, детские сады и прочие бюджетные организации? Вот тут ответ уже не столь однозначный. Люди, разумеется, вправе жертвовать свои средства кому считают нужным. Но так называемая «социальная ответственность бизнеса» у нас превратилась фактически еще в один налог или, по меньшей мере, в услугу властям, сильно облегчающую отношения с ними. Но настоящая социальная ответственность бизнеса заключается вовсе не в строительстве храмов и даже детских площадок. Социальная ответственность бизнеса – это выплата работникам достойных и максимально возможных высоких зарплат. И всё. Иначе получается, как в анекдоте про алкоголика, к которому прибегает малолетний сын и кричит: «Папа, ура! – водка подорожала! Теперь ты будешь меньше пить!» А папа отвечает: «Дурак ты, сынок. Теперь ты будешь меньше кушать».

Лично у меня нет никаких сомнений, что Ново-Иерусалимский монастырь с точки зрения архитектурной и исторической – место уникальное. Главный собор, сооруженный по образу храма Гроба в Иерусалиме, производит впечатление. Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, и в 50-х годах прошлого века началась реставрация. Однако сейчас речь идет не о сохранности памятника, а о восстановлении монастыря – то есть объекта религиозного назначения. То же самое касается и Московской хоральной синагоги, и Московской исторической мечети. Речь идет не о культурном наследии, а в первую очередь, уж извините за канцеляризм, «культовых зданиях». И, на мой взгляд, участие государства, равно, кстати, как и крупных предпринимателей в их сооружении, воссоздании и тому подобное приносит неожиданные плоды. Не сладкие и полезные фрукты, а ядовитые поганки произрастают на почве, удобренной такими деньгами. По сути, пора уже говорить о растлении религиозных общин.

Духовное возрождение в России уже двадцать лет идет путем строительства железобетонных коробок за счет государства или «чужого дяди», а не создания религиозных общин. И это в равной степени относится ко всем традиционным для России конфессиям. Кто все эти двадцать лет строил храмы, мечети и синагоги? Религиозные общины? Что, люди сами приносили свои кровные рубли?

В феврале 2009 года на семинаре в Московском еврейском общинном центре раввин Йосеф Херсонский прямо заявил, что «Сохнут» и «Джойнт» стали сокращать свои расходы на поддержание еврейской жизни в странах бывшего Советского Союза: «Они стали считать, сколько им стоит один еврей. Оказалось – очень дорого». Американские евреи пострадали от кризиса и, по словам раввина Йосефа Херсонского, не могут позволить себе прежних трат. Не могут этого и многие бизнесмены-евреи, чье состояние существенно уменьшилось. «Кризис поставил вопрос: насколько нам самим все это нужно и сколько мы сами готовы платить», – заявил раввин Херсонский. Но на самом деле этот вопрос надо было задавать не год назад, а двадцать лет назад. Если евреям нужна синагога в Москве, то московские евреи и должны ее построить. Каждый должен был вносить необходимую сумму: «Бедный не меньше, и богатый не больше». Как сказано в книге Шмот. Я не раввин, не претендую ничуть на право комментировать Тору. Но я эти слова понимаю именно так. Ибо что это за вера, если не требует ни малейших усилий, даже таких мизерных, как трата денег?

Но все пошли по другому пути. Храмы, синагоги и мечети строили либо чиновники за счет бюджетных средств, либо бизнесмены, которых те же чиновники «нагибали». Впрочем, были и такие бизнесмены, которые без давления властей охотно жертвовали. Но тут возникает вопрос: а всякие ли деньги можно принимать? Любое ли даяние благо? Не знаю, что по этому поводу говорили наши мудрецы, но обыкновенному человеку, выросшему в СССР, было в равной степени противно видеть своих «духовных лидеров» лебезящими перед политиками, сгибающимися в поклонах перед бандитами и вручающими гангстерам дипломы и ордена от имени своих конфессий.

От всего этого вовсю пахло недобрым коммунистическим прошлым. Точнее, его самым худшим проявлением: двойной моралью. С высоких трибун произносились правильные слова и призывы, а потом проповедники садились в подаренные бандитами лимузины и отправлялись отдыхать в особняки, бандитами же и построенные. Лояльность властям в обмен на бесплатные земельные участки, налоговые льготы, прямые и косвенные субсидии оборачивается позорными заявлениями политического характера.

Каковы же результаты такого религиозного возрождения? Недавно телеканал «Вести» сообщил: «В селе Медяны Нижегородской области продается мечеть. Цена – 600 миллионов рублей». Содержавший ее бизнесмен занимался игорным бизнесом и после запрета разорился. Где найти деньги, чтобы выкупить здание, имам Рамис Хазрат Ашрафетдинов не знает. Садаки, то есть пожертвования, на которую живет мечеть, явно не хватит. «В год мы собираем 200–250 тысяч рублей. Этих денег едва хватает на оплату электричества, тепла и воды. Мечеть ведь большая», – говорит имам.

Синагоги пока еще на продажу не выставлялись. Но если такое случится – не удивлюсь. А вот вновь построенные православные храмы хоть и не продаются, но уже закрываются. Такие случаи зафиксированы в одной из епархий Центральной России.

Если государство в самом деле заинтересовано в религиозном возрождении и действительно желает помочь верующим, то оно может это сделать. Достаточно внести поправки в закон о «Свободе совести и религиозных объединениях» и предусмотреть в нем: обязательное индивидуальное членство, обязательную же уплату членских взносов и запрет на любые виды сторонних пожертвований как от органов власти, так и от любых юридических лиц. Вот тогда-то мы и узнаем, действительно ли в стране 80% православных, 20 млн мусульман и 1,5 млн евреев, готовы ли они содержать своих священнослужителей и готовы ли сами священнослужители пересесть с лимузинов на трамваи.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.