[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2010 ТАМУЗ 5770 – 7(219)

 

«Рядовой Толкачев у ворот ада»

Семен Чарный

В Государственном центральном музее со­временной истории России состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Рядовой Толкачев у ворот ада». Выставка включает в себя 59 графических работ художника Зиновия Толкачева (1903–1977), который смог посетить лагеря смерти Майданек и Освенцим практически сразу после освобождения и сделать ряд зарисовок их страшной действительности.

 

Клейменый. Талит катан.

Работы Зиновия Толкачева

До Холокоста у каждого художника были свои «Врата ада»: Данте, Бодлер, Роден… И каждый подходил к ним в означенный свыше час. И открывающаяся взору полыхающая бездна у каждого была своя. Зиновий Толкачев – живописец и график – волею случая заглянул в бездну столь глубокую, столь адову, что ставшие уже классическими Дантовы круги и их нумерация потеряли прежнее значение.

Нотная грамота детских глаз за колючей проволокой, согбенная спина клейменного лагерной меткой человека, нары и полуживые люди на них, вмерзший в землю труп… «Мы роем могилу в ветрах так не тесно лежать…» (Пауль Целан, «Фуга смерти»).

Когда в Освенциме у Толкачева кончалась бумага, он использовал взятые в канцелярии лагеря смерти пустые бланки, что еще более усиливало производимый рисунками эффект. Сейчас его работы хранятся в мемориальном комплексе «Яд ва-Шем», предоставившем их для выставки.

Открывший пресс-конференцию директор Музея современной истории России Сергей Архангелов отметил: «Тот факт, что Зиновий Толкачев запечатлел действительность страшных нацистских концлагерей, имеет большое значение для истории – в том числе и для истории России, поскольку история вой­ны – это часть истории России».

Главный куратор Художественного музея «Яд ва-Шем» Иеудит Шендар рассказала об истории создания Зиновием Толкачевым его работ. Она процитировала слова самого художника: «Я ненавижу фашизм, я сделал то, что требовала от меня моя совесть и повелело сердце. Я сделал то, что должен был сделать… Ненависть водила моей кистью, жестокая действительность разжигала воображение».

Шендар отметила, что художник в своих работах использовал давно применявшийся им прием: способность в сжатой форме обобщать явления. «Однако на этот раз порыв Толкачева был вызван не служением революции и не поэтическим вдохновением. Художник стремился показать людям увиденную им чудовищную картину расправы над народом – советским, еврейским. Он был не только солдатом Красной Армии, но и еврейским художником, запечатлевшим свои чувства, создав символы, еврейские по своей сути».

Разбирая творчество Толкачева, она указала на параллель одной из представленных работ со знаменитым «Сеятелем» Ван Гога. «Однако если у Ван Гога сеятель сеет жизнь, то здесь нацистский ангел смерти засевает поле Майданека банками с отравляющим газом – самой смертью».

Иеудит Шендар также обратила внимание собравшихся на то, что лишь три работы из всех представленных посвящены освобождению концлагерей. «Мы видим, что выражение лиц людей там практически не меняется, и это значит, что даже освобождение не смогло залечить те ужасные раны, которые они получили за время пребывания в лагерях смерти». Она также отметила, что художник всегда стремился к тому, чтобы его рисунки были доступны еврейской аудитории.

Еще в 1945 году он показывал свои работы Рахели Ауэрбах, члену Центральной еврейской исторической комиссии в Польше, которая в дальнейшем стала одним из основателей мемориального комплекса «Яд ва-Шем».

Шендар еще раз поблагодарила детей художника Анель и Илью, сохранивших наследие отца, передавших работы в «Яд ва-Шем».

Отличительная черта творчества Толкачева – искренность. Виктор Некрасов в свое время писал о нем: «Я не знаю документов – именно документов! – сильнее этих набросков Зиновия Толкачева».

Может статься, именно эта неподдельная искренность, это переживание «на грани» пугает сегодня людей, не склонных воспринимать трагедию Холокоста как свою личную. Возможно, именно поэтому глава фонда «Холокост» Алла Гербер в выступлении на пресс-конференции неожиданно затронула острую тему: «Не то чтобы люди устали помнить, они устали видеть ужасы войны. Нельзя перегружать их этим, надо быть осторожными и сдержанными, иначе девальвируется все, даже Аушвиц».

Безусловно, зрителя нельзя «пугать и призывать», но как сделать так, чтобы Аушвиц не девальвировался, чтобы на выставку, подобную «Рядовому Толкачеву у ворот ада», приходили не только евреи? Как объяснить, что после Холокоста изменилось все, включая «Врата ада», что теперь они у нас одни на всех, вне зависимости от того, придешь ты на выставку или нет?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.