[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2010 АВ 5770 – 8(220)

 

Еще посмотрим

 

Вилли Ронис. Поэтика ангажированности

Париж, Musée de la monnaie, до 22 августа

© Ministère de la Culture et de la Communication

 

Фотограф, который живет почти сто лет, успевает многое. Вилли Ронис (1910–2009) никогда не выдвигал эстетических программ и не примыкал ни к каким движениям. Он настаивал на том, что просто случайно фотографирует жизнь, вещи и людей, которых любит, которые ему интересны или чем-то его трогают.

Выходец из семьи еврейских эмигрантов из Восточной Европы, сын фотографа и профессора музыки, Ронис был человеком своего времени. В 1935 году он вступил в Ассоциацию революционных писателей и художников, а его первый репортаж был посвящен Народному фронту. На время войны, чтобы не носить желтую звезду, Ронис отправляется в свободную зону, где занимается в основном прикладным творчеством. Вернувшись в Париж, он вступает в компартию (с которой оставался связан до конца дней) и работает для крупнейших журналов Франции. Но профессиональная неуступчивость – Ронис не позволяет кадрировать без разрешения свои снимки и менять подписи к ним – в какой-то момент приводит к разрыву с работодателями и отъезду в провинцию. Зато сегодня парижские сцены Рониса, съемки из его многочисленных поездок по миру собирают толпы зрителей. Полторы сотни снимков, представленных на выставке, разбиты на пять разделов: «Улица», «Работа», «Путешествия», «Тело» и «Биография Автора». Уже на выходе понимаешь, насколько все они неразрывно связаны.

 

Герхард Франкль. «In memoriam»

Вена, Городской музей, до 24 октября

Венский живописец Герхард Франкль (1901–1965) вырос в художественной среде. Мать увлекалась искусствами, отец, юрист и меценат, поддерживал, в частности, выдающегося австрийского художника Антона Колига. Герхард стал изучать химию, но вскоре бросил университет, променяв его на занятия в мастерской Колига. В 20-х годах Франкль много путешествует, от Северной Африки до Голландии и Прованса, становится поклонником Сезанна, влияние которого ощутимо в его натюрмортах и ландшафтах. Позднее он отходит от конструктивистской и кубистической живописи, предпочитая мягкие, пастельные тона. В 1938 году Франкль сумел вместе с женой бежать из Австрии, «присоединенной» к нацистской Германии, в Великобританию. Его родители погибли в концлагере. Попытка после войны вернуться на родину оказалась неуспешной. Несмотря на поддержку друзей, Франкль так и не обрел своего места в венской художественной жизни, он возвращается в Лондон и принимает в 1950 году английское гражданство (не отказываясь при этом от австрийского паспорта). Признание соотечественников пришло незадолго до смерти: получив приглашение в качестве профессора в Академию изобразительных искусств, Франкль умер в Вене вскоре после приезда.

В память о жертвах нацизма, в том числе о своих родителях, в конце жизни он создал цикл «In memoriam», 17 работ из которого и показывает сейчас венский музей. «Что усиливает ошеломляющее впечатление от этих картин, – утверждал в предисловии к каталогу франклинской выставки в Кембридже один из самых проницательных знатоков искусства ХХ века Эрнст Гомб­рих, – так это то, что художник избежал изображения ужасов, выражения лиц и запечатленные сцены говорят сами за себя».

 

«AES + F». «Пир Трималхиона»­

Москва, ЦСК «Гараж», до 22 августа

Вместе с «Синими носами» «AES + F» является, пожалуй, самым знаменитым объединением современных художников в России. Группа в составе Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича и Евгения Святского (AES), а также Владимира Фридкеса (F) стала знаменита в мире после «Исламского проекта». «Пир Трималхиона» – вдохновленная одной из глав «Сатирикона» Петрония инсталляция из большеформатных фотографий и видео, проецируемого на расположенные кругом экраны. Современный отель класса «люкс» становится символом изобилия, излишества и пороков, заводящих обитателей отеля в места довольно отдаленные. Смешение рас обозначает глобальный характер происходящего: зритель еще может обнаружить в себе силы, чтобы попытаться его игнорировать, но спрятаться от него уже не удастся.

 

«Family Files»

Мюнхен, Еврейский музей, до 12 сентября

Вилли Ронис. Рождественская неделя, бульвар Осман.1954 год.

Коллекция Вилли Рониса, Стефана Ковальски
и Министерства культуры и путей сообщения

Итай Зив. Йона смотрит в окно. 2004 год

При помощи видеоискусства и фотографии из Израиля кураторы мюнхенской выставки исследуют важнейший феномен человеческого бытия – феномен семьи. 16 современных художников запечатлели жизнь 16 семей, как собственных, так и выдуманных. Созданные ими «семейные фотоальбомы» (впрочем, иногда это словосочетание можно употреблять на выставке и без кавычек) выглядят как параллельное путешествие по волнам памяти и волнам воображения. Одновременно с «Family Files» в баварском музее показывают и выставку об уроженце Мюнхена писателе и теологе Шаломе Бен-Хорине (1913–1999), известном своей ролью в развитии иудейско-христианских отношений.

Алексей Мокроусов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.