[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2010 ЭЛУЛ 5770 – 9(221)

 

ВЕЧНО ИСЧЕЗАЮЩИЙ ПОРОК

Беседу ведет Матвей Ганапольский

Сегодня чрезвычайно модны массовые рассылки в Интернете. Отправляешь свое послание на несколько десятков адресов – и тема, волнующая тебя, мгновенно становится известна многим. Вот такое интернет-послание я получил от своего друга из Америки.

 

Я еврей. Я не собираюсь сидеть сложа руки и ждать, пока… Потому и отправляю свое сообщение всем, чьи адреса оказались в моей электронной адресной книжке. Нигде еще пламя антисемитизма не возгорелось с такой яростью, как во Франции: в Лионе автомобиль врезался в синагогу и поджег ее. В Монпелье зажигательная бомба была сброшена на еврейский религиозный центр, как и на синагоги в Страсбурге и Марселе, на еврейскую школу в Кретей – и все это совсем недавно. Еврейский спортивный клуб в Тулузе был атакован «коктейлями Молотова», а на статуе Альфреда Дрейфуса в Париже намалевали «грязный жид». В Бонди 15 человек напали на участников еврейской футбольной команды, избили палками и металлическими прутами. Школьный автобус с еврейскими детьми в Обервийе подвергался атакам трижды за последние 14 месяцев. По данным полиции, в городской черте Парижа за последние 30 дней наблюдалось от 10 до 12 антиеврейских атак В ДЕНЬ. Стены еврейских кварталов изуродованы антисемитскими надписями. В Тулузе вооруженный мужчина открыл огонь по кошерной мясной лавке и по ее владельцу. В Вийорбане 5 мужчин напали на молодую еврейскую пару, слегка за 20, и избили обоих. Женщина была беременна. В Сарселе вандалы вломились в еврейскую школу и разгромили ее. Все это произошло лишь за одну неделю!..

На фасаде синагоги в Лилле: свастика и аббревиатура ZOG, означающая «Zionist occupation government»  («Сионистское оккупационное правительство»).

Франция. 14 января 2010 года

 

Письмо заканчивалось призывом обуздать всплеск ксенофобии во Франции, бойкотировать французские товары, фильмы, парфюмерию, чтобы заставить власти страны обратить внимание на чудовищные события. Но прячется в письме и еще одна нотка, не протестная, но вполне человеческая – это нескрываемое удивление, что подобное может происходить сейчас, в наше с вами время.

Действительно, почему это происходит сейчас и есть ли надежда, что в обозримом будущем антисемитизм сойдет на нет? Именно с этими вопросами я обратился к моим хорошим знакомым, которых вполне могу считать экспертами. Это Антон Носик (стартап-менеджер, журналист и общественный деятель, создатель крупнейших новостных интернет-изданий Vesti.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru и NEWSru.com.), Евгений Сатановский (президент Института Ближнего Востока, экс-президент РЕК), Алла Гербер (литератор, кинокритик, российский политический и общественный деятель, президент фонда «Холокост»), Виктор Шендерович (писатель).

 

Есть ли рост антисемитизма в мире в наши дни?

Антон Носик. Мне кажется, тот антисемитизм, который был известен на протяжении тысячелетий в цивилизованном мире, прекратил свое существование, причем давно. Ведь что такое антисемитизм в том виде, в котором он отравляет жизнь еврейских общин и еврейской популяции? Это дискриминация, осуществляемая на уровне государственной политики и воспринимаемая гражданами страны как естественная. Но в мире уже давно нет государственных законов, ущемляющих евреев в гражданских правах, лишающих возможности занимать определенные должности, как нет обществ, где социально приемлемыми считаются таблички «Вход воспрещен!». Последнее, что было – это СССР с его процентными квотами и другими ограничениями, но это закончилось двадцать лет назад. Поэтому на сегодняшний день мы имеем дело с ксенофобскими настроениями, которым подвержены, в основном, выходцы из арабских и мусульманских стран. Эти ксенофобские настроения направлены, прежде всего, против еврейского населения, но если брать в общем, они направлены против цивилизованного мира. Если они жгут машины, то делают это не потому, что на них шестиконечная звезда. Это логика поведения агрессивного быдла, противопоставляющего себя окружающей цивилизации и окружающей культуре. Ни европейцы, ни американцы не позволяют себе ксенофобии в букве закона: трудно представить, чтобы какой-то законодатель выступил с проектом «закона об ограничении еврейского влияния». Более того, вспоминается история с отставкой американской телеведущей, уволенной за то, что в связи с историей вокруг так называемой «Флотилии мира» высказалась что-то типа: «Евреи, убирайтесь в свою Европу». Так что дискриминационных законов и погромов масштабов кишиневских или киевских сегодня нет. Не говоря уже о холокосте. Сегодняшний антисемитизм – настроения самой обездоленной и невежественной части сообщества, причем большей частью эмигрантского. Это цивилизационная проблема – нелюбовь к христианству, к западной цивилизации, к США, к женщинам, не скрывающим своего лица, к свободе слова. Мусульманские теократические государства много чего не любят. И выделять их нелюбовь к евреям в «отдельное производство» я считаю нецелесо­образным.

Евгений Сатановский. Антисемитизм в настоящее время явно растет во всем мире, проявляясь зачастую в форме антисионизма. Исключение – постсоветское пространство, на котором государственный антисемитизм умер вместе с СССР, а народно-коммунистический антисемитизм неуютно чувствует себя без прямой поддержки первых лиц (в России, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане), осваивает непривычные европейские формы (в Украине, Прибалтике и Молдове) или из-за эмиграции евреев не находит объектов (в Средней Азии). Причины этого следующие: финансовая и организационная роль, которую сыграли в раскручивании Израиля и евреев (именно в такой последовательности) как образа всемирного зла лидеры двух главных революционных проектов современного мира: децентрализованного суннитского «зеленого интернационала» (опирающегося на арабский мир, Пакистан, Турцию, Индонезию и Малайзию) и централизованного шиитского (инструмента Ирана). Миллиарды долларов и колоссальный лоббистский потенциал превратил ближневосточные кафедры западных университетов, исследовательские ассоциации, студенческие клубы и академические корпорации Европы, обеих Америк и большей части Азии в антиизраильское и антисемитское сообщество. Это касается и стран, где никогда не было собственных евреев, как в Японии, где распространен антисемитский миф о вредоносных «юдайдзин»; альянс исламистов, захвативших идеологическое пространство мусульманских общин мировой диаспоры, не только с неонацистами, но и с антиглобалистами и левыми всех мастей, для которых Израиль и евреи – олицетворение либерализма, США, капитализма и прочего, и прочего, оформившегося в 90х годах в рамках глобализации; кризис поддержавшей революционеров-исламистов и леваков интеллектуальной и политической «элиты» еврейской диаспоры Запада (Рам Эмануэль, Ноам Чомски и другие), проявившийся в очередной вспышке «еврейского антисемитизма», формально направленного против конкретных идеологических противников (ортодоксов, поселенцев, «правых», Израиля как такового), фактически же – против еврейского народа и еврейского государства; раскол израильской политической и интеллектуальной «элиты», левая часть которой в борьбе за власть в Израиле и поиске поддержки извне на протяжении двух десятилетий предает национальные интересы и интересы еврейского государства, оправдывая это интересами строительства государства Палестина. К этому нужно добавить возникновение в мире устойчивого образа Израиля как «государства-фраера», глубоко провинциальные лидеры которого не имеют устойчивого курса, не готовы отстаивать национальные интересы любой ценой, готовы идти на компромиссы и уступки, отказываться от завоеваний прошлого в обмен на ничего не стоящие заверения «мирового сообщества»; накопившийся за 20 лет «мирного процесса» опыт обмена сотен террористов на одного захваченного в плен израильтянина или несколько тел израильтян, провалы разведки, диалог с террористами, ничем не кончающиеся дорогостоящие военные операции, беспомощность в отношениях с ПНА, «Хамас», «Хизбаллой», Ираном продемонстрировали безопасность агрессивных действий в отношении Израиля и еврейских общин. Враги перестали их бояться; распространение в ООН и других международных организациях так называемого «мирового сообщества» антиизраильских и антисемитских программ, зависимость левых политиков Запада от настроений мусульманских избирателей, арабской и иранской нефти; зависимость репутации руководства США, ЕС и других стран и регионов, связанных с «ближневосточным мирным процессом», от результатов этой нереализуемой мировой аферы, осложняющая их отношения с Израилем и заставляющая их формировать антиизраильское и антисемитское еврейское лобби («Джей-стрит», «Джей-коль» и другие), похожее на Антисионистский комитет еврейской советской общественности; неспособность истеблишмента Израиля следовать интересам реальной политики, а не политической мифологии, выстроив конструктивные парт­нерские отношения с палестинцами и арабами Израиля, которые включили бы их в строительство еврейского государства, вместо разрушения их собственного социума; неспособность мирового еврейского и израильского политического истеблишмента заставить израильский раввинат принять облегченный механизм интеграции в иудаизм.

Алла Гербер. Когда в прошлом году я была в Израиле, то обнаружила на пляже много французских туристов. И вот я на своем плохом французском спросила: «Вы приехали сюда отдыхать?», на что они мне ответили: «Нет, мы приехали сюда жить…» Да, действительно, во Франции сейчас всплеск антисемитизма. Это не сказывается на приеме на работу по пятому пункту, как было когда-то в СССР, но обывательский антисемитизм очень силен, и от него в стране душно. Откуда это? Думаю, что от современного отношения к Израилю у левой интеллигенции, которая антиизраильскими настроениями просто заражена. Я беседовала со многими западными интеллектуалами и знаю, что их отношение к проблеме Израиль–Палестина однозначно: они поддерживают арабов, поддерживают сострадательно. Хвалят их за твердость и смелость. И вот эти откровенно антиизраильские настроения элит очень сильно повлияли на обывателя. Кроме того, тут сказывается и кризис. Трудно винить в неудачах себя. И тогда на свет выползает то привычное, что жило столетиями и без чего многие не могут себе представить жизнь. Изучая историю антисемитизма, погружаясь в нее, я вижу, как все возвращается на круги своя, хоть хватайся за голову. Человечество удивительным образом повторяет себя. Обязательно в той или другой стране появляется ситуация, когда для той или другой цели возникает потребность в обсуждении национального вопроса и в поиске знакомого врага.

Виктор Шендерович. Живя в России, я не могу судить обо всем мире, но у меня нет ощущения, что что-то кардинально поменялось в этом вопросе. Со времен Сократа известно, что процент кретинов во все времена и во всех местах одинаков. И тут, мне кажется, уровень антисемитизма соответствует норме невежества – это очень связанные вещи. Бывают периоды, когда те или иные государства или политики начинают играть на этом – тогда все обостряется. В России сейчас «евреями» работают кавказцы. В этом смысле есть очень точное стихотворение поэта Вадима Жука, которое начинается словами: «У ксенофобии расширилось меню…», а заканчивается стихотворение так: «<…> Его почти не видно. / Во-первых, видно. / Во-вторых, понятно до поры. / Он – запасной игрок большой игры. / А главное-то, как стыдно, как стыдно». Имеется в виду, что антисемитизм, как бронепоезд, всегда стоит на запасном пути. И еврею сейчас хорошо только потому, что кто-то другой стал «евреем». Но это очень стыдно!..

 

Участники манифестации в Авиньоне  против антисемитизма и исламофобии; они вышли на улицы города после того, как в ночь на 14 февраля 2010 года
на стене мечети в Сорге появилась свастика. 20 февраля 2010 года

 

Можно ли надеяться, что антисемитизм исчезнет, и что для этого нужно?

А. Н. Не видел примеров, которые бы обещали, что скоро все люди в мире горячо друг друга полюбят. Этого не произойдет, и задача цивилизованного мира не в этом. Она состоит в том, чтобы искоренить те формы ксенофобии, которые мешают сосуществованию разных групп людей. Тут решением является повышение материального благосостояния тех, кто люмпенизирован и находится на периферии общества. Необходима их интеграция, потому что в преуспевающем обществе мы не замечаем ни погромов, ни дискриминационных законов, они свойственны обществам вчерашнего дня.

Е. С. Необходимо понимать, что антисемитизм вечен и лишь меняет формы, с ним бесполезно бороться, хотя ему можно противостоять. Не надо пытаться изменить евреев или Израиль, чтобы антисемиты их полюбили – этого не произойдет. Еврейские идиоты вечны, но некоторые из спровоцированных ими процессов уйдут вместе с ними, и уход из жизни или из политики «поколения Осло» и его наследников – «поколения итнаткута»: Переса, Барака, Фуада, Бейлина, Бурга, Ливни, Ольмерта, Эмануэля, Аксельрода и других – многое облегчит. Надо вести жесткую, бескомпромиссную борьбу с антисемитами, в том числе маскирующимися под антисионистов, в том числе еврейскими; находить и поддерживать союзников в мире, в том числе исламском, быть честными с ними и защищать их как самих себя; интегрировать палестинцев и арабов Израиля в еврейский мир; быть открытыми окружающему миру, оставаясь самими собой; понимать, что дети от смешанных браков – часть еврейского народа и воспитывать их как часть этого народа.

А. Г. Я думаю, что государство, прежде всего, должно изъять из употребления антисемитскую литературу, которой много и которая делает свое черное дело. Все эти мифы, которые написаны простым и доходчивым языком, при отсутствии контрпропаганды легко воспринимаются и запоминаются. Нужно понимать, как с этими лживыми мифами бороться. Вообще, осмысление антисемитизма как государственной проблемы поможет выстроить некую систему противодействия. И тут совсем не нужны силовые методы: разве сложно, чтобы в фильмах, книгах, сериалах появлялись евреи? Только без аффекта и привычной идеи, что «евреи тоже люди». И это не фантазия: вспомним, сколько сделал Голливуд для того, чтобы появление афроамериканца на экране стало естественным. И конечно, современный «поход» религии в школы должен быть под тщательным контролем, чтобы эти уроки не использовались как «первые уроки антисемита», ибо у религий слишком разный, а подчас крайне агрессивный взгляд на религию соседей. Тут нельзя забывать, что мы живем в одном государстве.

В. Ш. Бытовой антисемитизм всегда связан с уровнем бытового невежества, я в этом уверен. И второе, в чем я уверен: вряд ли человечеству удастся когда-нибудь искоренить невежество до такой степени, чтобы антисемитизм превратился в какую-то малозаметную разновидность уродства, как, например, теленок с двумя головами. Нет, боюсь антисемитизм будет всегда. И причина тут философская: как писала Цветаева, «все поэты – жиды…» То есть во многом это вопрос избранности, вопрос того, что есть те, кто ставит вопросы, кто всегда чужой, кто раздражает, кто лучше, кто выше… И я не думаю, что человечество в обозримом будущем изменится так, чтобы эти вопросы ушли на второй план. Может быть, для этого нужна тысяча лет, но, боюсь, человечество столько не проживет: мы искореним род человеческий гораздо раньше, чем антисемитизм.

 

Вот такие мысли у наших современников – людей опытных и хорошо знающих тему. Мысли, как видим, разнонаправленные. И кто из экспертов прав – сказать непросто. Думаю, имеет смысл постоянно поднимать эту проблему. Потому что многовековая история антисемитизма – это еще не приговор. В конце концов найдется человек, который предложит решение.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.