[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 11(223)

 

Сознание, определяющее бытие

Составители Йосеф Гинзбург и Герман Брановер

Учитель и ученики Любавичской ешивы. Поствилль. США. 2004 год

 

Интервью с группой ученых

 

Тора служила руководством для наших предков в пустыне, и ее необходимо точно так же учитывать при решении сегодняшних проблем. И, чтобы она сохранила актуальность в наши дни, вовсе не нужно менять ее. В Торе есть строки, посвященные человеку, сотворенному по образу и подобию Б-жьему, – «бецалмену кидмутену» («по образу нашему, в подобии нашем»), – которые можно интерпретировать в самых разных аспектах. Согласно одной из интерпретаций, подобие человека Творцу заключается в том, что человек – единое целое, хотя состоит из крайних противоположностей. Человек состоит из кожи, плоти, крови и т. д., которыми правят пять чувств. И, однако, когда мы говорим о любви и дружбе к кому-то, то подразумеваем не физическое его тело, а личность, духовные атрибуты – то есть нечто прямо противоположное, недоступное зрению, слуху и осязанию. Совмещение, интеграция крайностей в человеке обо­значается словом «бецалмену», указывающим на подобие Всемогущему, который есть Высшее единство… Всемогущий желает, чтобы противоположные силы и народы не противостояли друг другу, а стремились к миру и жили в единстве. Подобным же образом душа достигает совершенства через искушения физического тела.

 

Вопрос: Вы говорите об интеграции. Я вижу, что мои студенты хотят найти взаимосвязь между Торой и светскими науками, но данной теме посвящено очень немного книг. Что вы думаете по этому поводу?

 

Ответ: Монотеизм вступает в противоречие с самой теорией взаимосвязанности. Единство Б-жье отличается такой полнотой, что Он присутствует во всех областях знаний; единство Б-жье невозможно расчленить на две, три или четыре сферы знаний и потом находить их взаимосвязи.

Когда говорят, что Б-г пребывает на седьмом небе, а здесь, в Бруклине, другой «управляющий», то это не монотеизм, а политеизм. Истинный монотеист понимает, что все творение заключено в единстве Б-жьем.

Те из вас, кто связан с наукой, знают: цель научных открытий – найти единство во всех аспектах жизни; существует соотношение между электроникой, акустикой, физикой и математикой. Целью Эйнштейна было найти единство материи и энергии. Тот, кто обнаружит, как электричество связано с гравитацией, получит еще большую известность.

Если в момент молитвы вы ощущаете силу Всевышнего, а направляясь на работу, пребываете в совершенно ином простран­стве, – то это форма «авода зара» («вера в иных богов»).

Не может быть разделения между сферами знаний; наука, акустика, математика, религия и философия – все они едины. Формулы единства уже существуют, но они ожидают того, кто удостоится открыть их. Впрочем, отсутствие таких открытий не исключает того, что уже сейчас возможно пользоваться этими формулами. Как сказано в Талмуде, «хедер едиа мейно меэакев» («отсутствие знаний не препятствует действию правил»). Если кто-то сейчас сформулирует новую теорию в геометрии, то это не означает, что до сегодняшнего дня теория была неверной, – нет, она изначально верна, но до нынешнего момента оставалась неизвестной. Уникальная взаимосвязь всего материального в мире будет в конце концов обнаружена: почему бы не использовать результаты этого немедленно?

 

Вопрос: В одном из предыдущих ответов вы предложили упростить преподавание. Означает ли это упрощение понятий и терминов или же содержание преподавания тоже нужно упростить, если посмотреть с педагогической точки зрения?

 

Ответ: Это зависит от предмета. Если речь идет о фундаментальных вопросах, то ничего менять не надо. Я еще не подошел к важным темам, которые невозможно раскрыть в простых терминах.

Тору получили 600 тыс. еврейских мужчин. Не все они были учеными людьми, многие не имели образования. На Синае находилось множество детей. И, однако, Б-г даровал Тору таким образом, чтобы все поняли ее.

Возникает вопрос: для чего понадобились громы и молнии при даровании Десяти заповедей, если эти заповеди – самые простые и очевидные: почитай отца и мать, не воруй… Один ответ состоит в том, что даже самые простые истины человек переживает сильнее и они производят на него неизгладимое впечатление, если сопровождаются страшным шумом и сверхъестественными явлениями… подобно революции! Подлинную натуру человека нельзя узнать в повседневных обстоятельствах; его характер проявляется в необычных условиях. Лучший пример тому немцы: до войны ни один народ не мог сравниться с ними по уровню морали, этики, философии. Но потом они катастрофически деградировали. И все их пороки и совершенные ими убийства проистекали из жизненной философии. Только видя, как поступает человек перед лицом трудностей и искушений, мы способны понять его истинную натуру. Ведите преподавание на простом языке, но так, чтобы сказанное вами производило на студентов глубокое впечатление и побуждало их поступать соответствующим образом.

Вопрос: Судя по вашей библиотеке, вы начитаны, помимо Торы, во многих областях. Согласны ли вы с тем, что характер знаний наставника должен обрести некую целостность, прежде чем он выступит с лекцией перед студентами?

 

Ответ: Я согласен с этим в принципе, но не следует перегружать лекцию излишними деталями, которые могут скорей затемнить, чем прояснить вопрос. Расскажу то, что слышал от одного профессора медицины. Изучая анатомию, он с головой погружался в каждый ее раздел. И вот однажды он изучал анатомию ноги – каждую мышцу и механизм ее работы. Он понял, как должна координироваться деятельность различных мышц, чтобы осуществить такую простую вещь, как шаг. Тем не менее, когда он отвлекался от своих занятий и вставал, чтобы походить, – неотступная мысль о множестве мышц ног, действующих в тот момент, мешала его ходьбе: ему приходилось, как ребенку, учиться делать каждый новый шаг.

Не пытайтесь охватить все сложные проблемы иудаизма, иначе студенты запутаются. Говорите со студентами о сути иудаизма, как с пятилетними детьми, потому что многие из тех проблем, которые вы хотите обсуждать, вряд ли их беспокоят. Излагайте им Тору и традицию, не сравнивая их с греческой, индуистской и буддийской философией. Этим вы, во-первых, сэкономите время, а во-вторых, добьетесь того, что представления студентов станут ясными. Если у них возникнут какие-либо сомнения, то они сами зададут вопрос, и вы ответите на него.

 

Вопрос: Известно, что студенты изучают области науки, которые противоречат Торе. Нужно ли нам обсуждать такие противоречия?

 

Ответ: Я посещал лекции в университетах России, Франции, Германии и видел: на жизненную философию 95% студентов не повлияло то, что они слышали на лекциях. В России студенты были вообще неверующими (в значительно большей степени, чем в американских колледжах), и они изучали философию столь же отстраненно, как, скажем, зубоврачебное дело. Только 5% студентов действительно интересовались предметом, остальные изучали его, чтобы сдать экзамен. Поэтому не перегружайте мозги студентов тонкостями, чтобы потом их рассеивать – лучше говорите по существу, ориентируя их на правильные поступки.

Здание по адресу 770, Eastern Parkway в Бруклине, в котором находится мировой центр Любавичского движения. Нью-Йорк

 

Вопрос: А что вы скажете о противоречиях между наукой и религией?

 

Ответ: На самом деле никаких противоречий между наукой и религией не существует, – и даже неважно, какой религией. Утверждая это, я исхожу из последних достижений науки.

Сто пятьдесят лет назад казалось, что естественные науки, физика открывают абсолютные истины. Но Кант и Эйнштейн доказали, что наука никогда не была и не будет способна предложить абсолютные истины. Ученый может только сказать: приняв эти аксиомы и эти методы дедукции, вы придете к тем или иным заключениям.

Но если вы этих аксиом не принимаете, то наука ничего не может. Во времена Рамбама ученые полагали, что обладают абсолютной истиной. Сегодня в Сорбонне, Берлинском или Колумбийском университетах преподаватели говорят студентам, что не знают абсолютной истины. Во времена Коперника полагали, что Земля неподвижна и Солнце вращается вокруг Земли, – и даже сжигали тех, кто утверждал обратное. Эйнштейн же говорит, что мы никогда не сможем доказать, что и вокруг чего вращается, не подрывая самые основы науки.

 

Вопрос: Вы упомянули несколько раз об «абсолютной истине». Где в Торе найти это понятие?

 

Ответ: В Торе сказано: «а-Шем Элоким у эмет», «Б-г безусловно прав». По сути дела, здесь говорится об абсолютной истине.

 

Вопрос: Как бы вы определили в двух словах, что такое иудаизм?

 

Ответ: Ваш вопрос напомнил мне о гере, который, согласно Гемаре, задал подобный вопрос Гилелю.

Суть иудаизма состоит в том, что это не оторванная от жизни, аб­страктная религия. Иудаизм не сводится к ограниченной сфере человеческой деятельности и не остается безучастным к окружающему миру. Настоящий еврей живет иудаизмом 24 часа в сутки, каждое его действие обусловлено иудаизмом. Он должен верить во Всемогущего Б-га как во всеобъемлющее Единое начало, что исключает всякую возможность сущест­вования чего-то помимо Него. Он должен принимать Б-га как Творца Вселенной не только в момент Творения, но и в каждый последующий момент. Если вы думаете, что Б-г был Творцом только в момент Творения, а теперь мир существует сам по себе и все происходящее в нем носит случайный характер, то вы отвергаете Единого. Если же вы принимаете первый постулат Единого – что мир постоянно находится под Его контролем, – тогда каждый из нас есть элемент единой Вселенной. И мы должны поступать определенным образом, чтобы не нарушить единства системы Вселенной. Каждому из нас открыт Б-жественный план, и каждый наш поступок должен быть очередным шагом в правильном направлении – к осуществлению нашей миссии в жизни.

 

Вопрос: Как быть с атеистом или с тем, кто не верит в Б-жественное единство?

 

Ответ: Каждый еврей потенциально способен в это поверить. Если Б-г дает заповедь, тем самым Он дает еврею возможность ее исполнить. Он сотворил вас и меня, каждого из нас, и заповедал нам верить в Него, Единого. Если бы мы не обладали потенциальной способно­стью принять такую веру, это противоречило бы Его совершенству.

 

Вопрос: Если это так, почему никто не совершенен?

Ответ: Когда человек совершенен и всего достиг, у него исчезает стимул к жизни. Надо в чем-то оставаться несовершенным, чтобы было к чему стремиться завтра.

 

Вопрос: Открывает ли нам Б-г Свою волю, как Он сделал это на Синае?

 

Ответ: Да, но иным образом. Синайское откровение – это «связующая нить» между Творцом и творением. Откровение на Синае должно было быть явлено таким, чтобы не оставить ни капли сомнений. И в этом фундаментальное отличие еврейской религии от всех других религий – буддизма, ислама, христианства. Все эти религии опираются на рассказ или свидетельство одного человека или небольшой группы людей.

Христианство основано на рассказах одного человека, обращенных к двенадцати ученикам. Ислам начался с события, которое засвидетельствовал единственный человек и потом рассказал о нем своему клану. Это же относится к буддизму и другим религиям. Все они оставляют место для сомнений. И, чтобы избежать подобных сомнений, Тора была открыта 600 тыс. человек, о чем нам известно не через учеников: об этом событии поведали родители своим детям, миллионам детей. И столь мощный фундамент понадобился для того, чтобы Тора внушала доверие даже смутьянам и скептикам.

После Синая уже не было необходимости в Откровении, ибо родители рассказали об этом событии детям. Поскольку повторять Синайское откровение не нужно, Б-г уже не открывает Себя подобным образом: Его всеобъемлющий план исключает ненужные действия – но при необходимости Он может все повторить, если пожелает. Время от времени, будь то суббота, воскресенье или среда, – каждый из нас чувствует, что сделал нечто большее, нежели ему позволяют его природные способности; эта «дополнительная» сила и есть форма Б-жественного откровения внутри нас.

 

Вопрос: Могут ли нынешние раввины давать свои интерпретации Торы, подобно тому, как Рамбам комментировал отдельные отрывки, следуя Аристотелю?

 

Ответ: Только в том случае, если эти интерпретации не противоречат принятым ранее. Личное откровение должно отвечать Синайскому. Пророка, чьи слова противоречат закону Моше, называют «нави шекер» («лжепророк»).

Как существуют определенные законы дедукции, которым надо следовать в физике, так и Тора установила набор правил дедукции и интерпретации. Если вы встречаетесь с интерпретацией, которая не следует этим правилам, ее следует отвергнуть. Рамбам следовал Аристотелю, только разбирая отрывки из Агады, но не в случае Алахи.

 

Вопрос: Проявляется ли в мире явным образом единство Б-га?

Ответ: Всякий элемент творения несет в себе искру Б-жью, объединяющую его с остальным творением. Что бы это ни было – человек, животное, растение или минерал – все они сходны своими частицами-молекулами. Отрицать единство Б-га – значит отрицать нечто, существующее в настоящее время. Отрицать вечность чего-то не есть полное отрицание, поскольку здесь речь идет о будущем. Б-г – Эйн-соф («Вечносущий»), и Он перенес это свойство на Свои творения. Физика утверждает, что ничего нельзя разрушить окончательно – атом будет существовать всегда: его можно изменить, но не разрушить.

 

Вопрос: Когда наука говорит о происхождении жизни, она не отрицает нашу Тору?

 

Ответ: Творение не относится к сфере науки. Физику не волнуют вопросы философии, только бытие вещей или их разрушение. Задача науки – преобразовать одну форму в другую или один элемент – в другой. Сотворение ex nihilo вне юрисдикции ученого. Его интересует только трансформация вещества, например свинца – в золото, золота – в свинец или даже рыбы – в человека (если вы готовы принять столь далеко идущую теорию). Но творение ex nihilo его не интересует. Ученый не может иметь дело с тем, чего он никогда не видел, а он не видел такого рода творения.

Вопрос: Нужно ли принимать только на веру творение ex nihilo или оно имеет логические основания?

 

Ответ: Вера в Б-га – это больше, чем просто «эмуна» («вера»). Например, в математике, если задача имеет четыре возможных ответа и вы исключаете три из них, логично предположить, что четвертый ответ – правильный. Путем аналогичных рассуждений (исключением всех иных возможностей) вы можете заключить, что Б-г – Творец. Далее в силу вступает здравый смысл. Здравый смысл заставит вас возмутиться, если я скажу, что стул, на котором я сижу, никто не сделал. Точно так же, видя упорядоченную систему, вы предполагаете, что есть некая сила или власть, регулирующая эту систему. Наука показала, что все молекулы во Вселенной составляют одну грандиозную систему, но ни одна молекула или набор молекул не изобретены и не управляются самой этой системой.

Но я вижу здесь нескольких студентов. Хотелось бы услышать что-то и от них…

 

Вопрос (одного из студентов): Вы сказали, что религию надо сделать частью жизни. Но некоторым из нас трудно принять религию полностью. Возможен ли компромисс? Скажем, соблюдать кашрут, но не носить шляпу?

 

Ответ: Никто не совершенен. «Нет цадика на земле, который бы не согрешил». Даже у самого праведного чего-то не хватает, но это никак не умаляет то добро, которое он творит. Каждая мицва дает ему новые силы.

Вопрос (того же студента): Я имею в виду постоянный компромисс, когда человеку вообще не хочется исполнять какие-то заповеди.

 

Ответ: Дайте ему возможность делать сегодня то, на что он способен, – завтра он попытается сделать больше. Или послезавтра. Терпение Б-га бесконечно. Но зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?..

 

Вопрос (другого студента): Я вырос в маленькой общине и не получил хорошего еврейского образования. Реформизм мне кажется слишком упрощенным и либеральным, но ортодоксия тоже не для меня. Что мне делать?

 

Ответ: Вы молоды, и у вас еще все впереди – вам предстоит узнать даже больше тех, у кого уже есть еврейское образование. Сказано в «Пиркей Авот»: «От тебя не ждут, что ты всему научишься сразу». Учиться можно понемногу каждый день, пока находишься на верном пути. Начните с «Хумаша», «Кицур Шульхан арух» на англий­ском, «Эйн Яаков» на английском… И не успокаивайтесь, не думайте, что уже достигли вершин, – считайте, что завтра вам придется потрудиться еще больше, и Б-г придаст вам силы.

Мое главное расхождение с реформистским и консервативным иудаизмом в том, что их идеалы подвержены компромиссу. Они позволяют легко достичь вершины и говорят, что больше напрягаться не нужно. Ортодоксия же говорит: надо стремиться к тому, чтобы становиться каждый день немного лучше. Истории из Библии и Талмуда применимы к любой эпохе. Рабби Акиве было уже 40 лет, и он должен был кормить семью, однако он начал с изучения алфавита и стал одним из величайших мудрецов всех времен. Этот пример учит нас: если есть воля, всего можно добиться.

(К директорам «Гилеля»:) Да будет у вас нахес от ваших учеников, и научитесь от них. И да укрепитесь вы сами.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.