[Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)

 

РОПОТ: ПОТОП, ТОПОР

Михаил Горелик

Продолжение диалога, начатого в книге «Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем».

 

– С вашего позволения, я бы продолжил разговор о Ное[1]. Потоп ведь уничтожил не только людей, но и созданную ими материальную культуру. Дворцы, башни, подвесные мосты, висячие сады.

– Вот уж не думаю, что Ноя это сколько-нибудь могло занимать. Есть такие эстеты: культуру любят, а людей не очень, но Ной определенно к их числу не относился. В нем не было сложности, он был простой человек – без изысков. Никакого сожаления по поводу дворцов и башен. Культура грешников. Смыло – и поделом!

– Мне сейчас в голову пришел Мухаммад Атта[2]. Судя по воспоминаниям знавших его, милый, интеллигентный человек, но очень не любил женщин и американскую архитектуру. Вообще Америку не любил. А американскую архитектуру просто ненавидел. По-моему, у него было архитектурное образование.

– Мухаммад Атта – тоже в своем роде праведник. Человек с идеалами.

– Ну да. С религиозными. И с эс­те­ти­че­скими.

– Жизнь был готов отдать. И отдал не колеблясь. Жертвенный человек. Мученик. Праведников (таких же, как он сам) любил, а грешников ненавидел. Великий Инквизитор Достоевского из той же породы. Или Дзержинский. Честный, прямой, искренний. Точно не коррумпированный. Тоже хотел мира без грешников.

– Все-таки Мухаммад Атта и Дзержинский – убийцы. А Ной – он ведь и мухи не обидел. Более того, спас мух – для нашего с вами удовольствия.

– Мух любил, а грешников – нет. Но я ведь говорю сейчас о другом. О картине мира. Надо очистить мир от грешников. Надо создать мир, в котором будут жить одни только праведники. Конечно, Ной, Мухаммад Атта и Дзержинский по-разному понимали, что значит быть грешником и что значит быть праведником, но структура картины мира у них совпадала. У всех у них была очень простая картина мира.

Кстати о Дзержинском. Жена у него была еврейка. Ее дед был пражским раввином. Человек ученый и уважаемый. Не из чешской Праги, а из варшавского предместья. Вот представьте себе: сидит вечером Дзержинский с женой. Чай пьют. И что она ему говорит? Ужасается его кровожадностью? Рыдает и кричит: что ты делаешь, убийца?! Или, напротив, упрекает, что это ты, Феликс, сегодня мало грешников извел, ты, случаем, не заболел? Такими темпами нам новый мир и через двадцать лет не построить.

Жена Ноя была сестрой Туваль-Каина[3]. Все мы наполовину потомки Шета[4], наполовину – Каина. Это многое объясняет. Наверное, она была праведница, но безусловно из плохой семьи.

– Почему из плохой семьи – понятно. Но почему праведница?

– А как бы иначе она попала в ковчег? Интересно, жена Ноя плакала о своих родственниках? Или она говорила: я всегда знала, что я хорошая, а они никуда не годятся?

Я вам сейчас расскажу одну историю. Однажды в центральной синагоге Иерусалима была хупа. В какой-то момент один из наиболее уважаемых гостей должен подойти к хупе и произнести благословение. И вот, как положено, он подходит и произносит благословение. В этот момент с него спадают штаны. Конфуз. Скверный анекдот. Просто скандал. В торжественный момент в центре зала при большом стечении народа уважаемый человек остается без штанов. Ужас!

Ной – уважаемый человек. Всю жизнь делал то, что надо, а то, что не надо, не делал никогда. Совершенно безупречен. Со всех сторон праведник. И вот – в конце жизни почему-то остается без штанов. Тора – непростая книга. Сравните Ноя с Авраамом. Жил хорошо и умер в почете. И дети его любили, и все вместе собрались, чтобы похоронить его.

– У Любавичского Ребе есть мидраш, не помню уже, его собственный или он кого-то цитирует. Если в вашем рассказе Ной вполне доволен потопом, то в рассказе Ребе Ной, осознав происшедшее, ужасается и проливает слезы. Всевышний говорит: где ты был раньше, глупый пастух?! Сказал бы слово – мы бы с тобой спасли мир. Значит, у Ноя была возможность вступиться за мир. Значит, Всевышний ждал этого от него. Авраам пытался спасти Сдом, вступил в спор с Всевышним, а Ной молча полез в ковчег. Но ведь что интересно: когда Всевышний повелел Аврааму принести в жертву Ицхака, Авраам молча взял сына и повел к месту жертвоприношения. Если Всевышний ждал от Ноя заступничества за человечество, может быть, Он вовсе не желал, чтобы и Авраам вел себя так безропотно? У Авраама достало мужества вступиться за Сдом – как же он не вступился за сына? Может, Всевышний ждал от него именно этого?

– Мы как-то говорили об этом с Дершовицем[5]. Дершовиц сказал: «Если бы Всевышний предложил мне то же, что Аврааму, я бы ответил: Ты знаешь, что я Тебя люблю. Но я не могу. Не могу».

– И что вы ответили Дершовицу? Мне как-то трудно себе представить, что за ним осталось последнее слово.

– Я сказал ему: именно поэтому еврейский народ начинается с Авраама, а не с Дершовица.

 

Примечание. О Ное сказано, что он был праведником в своем поколении (Берешит, 6:9). Некоторые комментаторы полагают, что праведность Ноя была весьма велика – иначе как бы он мог противостоять развращенности современников. Другие полагают, что праведность Ноя была весьма относительна, что он выглядел прилично только по сравнению с окружавшими его негодяями. Будь он в хорошей компании, говорить о его праведности было бы просто смешно.

 

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.



[1]     См.: Михаил Горелик. НОЙ и ЙОНа. Лехаим. 2010. № 11.

 

[2]     Мухаммад Атта – глава группы террористов, совершивших атаку 11 сентября 2001 года. Находился в одном из самолетов.

 

[3]     Само имя Туваль-Каина указывает на его близость к его предку Каину – первому убийце. Тора называет Туваль-Каина создателем медного и железного оружия.

 

[4]     Шет – третий сын Адама и Хавы.

 

[5]     Алан Дершовиц. Адвокат. Участник скандальных процессов. Гарвардский профессор. Левый интеллектуал. Блестящий полемист, склонный к афоризмам. Есть документальный фильм о его полемике с равом Меиром Кахане в Гарварде. Кажется, с русскими титрами.