[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)

 

ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС – МИССИЯ ОТ Б-ГА

Берл Лазар

В прошлой беседе мы говорили о том, что честный бизнес является одной из главных обязанностей соблюдающего еврея. «Честный бизнес» не только в том, что бизнесмен соблюдает законы, не обманывает и не присваивает чужого, но и в смысле более широком – человек понимает, что за всеми его делами присматривает Б-г, и только от Него, от неукоснительного соблюдения Его Закона зависит конечный успех.

 

Очевидно, что это задача сверхсложная, особенно в современном мире, где бизнес фактически обеспечивает функционирование государства и общества. Страны, где развитие бизнеса искусственно сдерживается или даже запрещается, не могут реализовать свой потенциал и откатываются на обочину исторического процесса, а то и вовсе распадаются, как это произошло с Советским Союзом. С другой стороны, последний экономический кризис наглядно показал: за ошибки в ведении бизнеса расплачивается весь мир.

Все это налагает на бизнесмена особую ответственность – не только за себя, своих родных и близких, но и за множество людей, о которых он знать не знает. Поэтому каждая фирма, каждое предприятие обязательно имеют, кроме специалистов-менеджеров, еще и юридическую службу. Но юристы могут определить только соответствие бизнеса человеческим законам. А как же с ответственностью бизнеса перед Б-гом и Его Законом? Не каждый человек способен такую ответственность нести.

Хасидская притча рассказывает, что однажды резник пришел к раввину и попросил освободить его от обязанностей в общине. Раввин спросил, чем вызвана такая просьба. Боюсь, говорит резник, что я недостаточно Б-гобоязненный. А ведь если я, не дай Б-г, допущу ошибку и зарежу скот некошерно, десятки евреев по моей вине будут есть трефное, и этот их грех будет на мне! Хорошо, сказал раввин, а чем ты займешься, если я действительно освобожу тебя от должности резника? Да мало ли чем, говорит еврей, вот бизнесом займусь, здесь куплю, так продам… Нет, уж лучше ты оставайся на нынешнем месте, говорит раввин. Из-за ошибки резника грех совершат десятки людей, а из-за ошибки бизнесмена – сотни и тысячи…

Сейчас во всем мире много говорят о «социальной ответственности бизнеса» – то есть о том, что каждый бизнесмен несет ответственность перед обществом. Далеко не все занятия предусматривают такую ответственность, и уж тем более меру ответственности, которая ложится на бизнес. Некоторые полагают, что тезис об особой ответственности бизнеса придуман органами государственной власти, заинтересованными в том, чтобы бизнес-сообщество финансировало государственные проекты развития. Но на самом деле термин «социальная ответственность» гораздо шире, чем только взаимоотношения бизнеса и государства. В наиболее развитых странах социальная ответственность бизнеса реализуется прежде всего в негосударственной сфере. Бизнесмены самостоятельно финансируют образование, науку, культуру, оказывают благотворительную помощь общинам верующих и некоммерческим организациям… И государство не просто мирится с такой практикой, но принимает законы, которые поощряют ее, – поскольку опыт исторического развития доказал, что от этого польза и обществу, и государству.

А что такое «опыт исторического развития»? Это однозначная причинно-след­ст­вен­ная связь, воздействие Создателя на мир. Данный нам Б-гом Закон касается и денежных дел. «Отдай десятину и станешь богаче» – эта заповедь на первый взгляд кажется парадоксом: как можно стать богаче, если отдать часть своих денег? Но на самом деле никакого парадокса тут нет. Б-г дает человеку больше, чем ему необходимо, чтобы этот человек мог помочь ближнему. Если человек выполняет эту заповедь – он, во-первых, становится богаче духовно, потому что позволяет проявиться лучшим своим качествам. А во-вторых, он всегда получит от Б-га и материальную компенсацию. Бизнесмен, который заработал много денег, должен понимать: Б-г дал ему часть прибыли для него самого, а другую часть – для других. Передать эту часть по назначению – общине, нуждающимся, школе – это и называется «проявить социальную ответственность».

Б-г возлагает миссию социальной ответственности на бизнес-сообщество в целом. При этом каждый бизнесмен получает от Него в рамках этой ответственности особое задание. Есть подлинная история о богатом еврее, жившем в Чернигове еще при царе. Однажды его отдали под суд, и по приговору судьи он получил десять лет ссылки в Сибирь. Еврейская община была в шоке: этого человека знали как образец личной порядочности, за что же ему такая злая судьба?.. Накануне того дня, когда осужденному надо было выезжать к месту ссылки, он попросил черниговского раввина с ним встретиться и рассказал ему вот какую историю. Незадолго до того, как у него начались проблемы с законом, богач отправился по делам в другой город и вдруг узнал, что одним поездом с ним едет Любавичский Ребе. В то время любавичский хасидизм был уже известен по всей Российской империи, и неудивительно, что богачу захотелось увидеть цадика и попросить его благословения. Встреча состоялась прямо в купе железнодорожного вагона, Ребе внимательно выслушал рассказ предпринимателя о его бизнесе, а потом сказал: «Может быть, вам стоило бы заняться торговлей сибирским лесом? Вот вы говорите, что министр вам знаком – обратитесь к нему по этому вопросу…» «Я тогда очень удивился: с чего это Ребе вздумал давать мне советы в области, которой я занимаюсь профессионально много лет, а он не занимался никогда? Только теперь я понял, в чем дело. Ребе знал, что я должен оказаться в Сибири, чтобы выполнить там некую миссию, и посоветовал мне отправиться туда по делам бизнеса. Я его рекомендации не понял – и Б-г в результате отправил меня в Сибирь по суду…»

Эта история показывает, насколько важно для бизнесмена выполнять миссию, возложенную на него Б-гом. Если он поймет, чего Б-г хочет от него, какие конкретные задания ему дает, если сознательно сосредоточится на выполнении этих заданий – успех его личных дел будет гарантирован. И, что не менее важно, от его личного успеха выиграет и его страна, и общество.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.