[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2011 ШВАТ 5771 – 2(226)

 

Премьера коллекции 2010

Москва, галерея Галеева, до 1 марта

Теодор Певзнер. Пейзаж. 1930-е годы. Собрание С.К.Никулина, Москва

 

Одна из самых интересных московских галерей, расположенная в Большом Козихинском переулке, специализируется на графике довоенного времени, как печатной, так и оригинальной, в том числе книжной. Новая выставка интересна тем, что в ее основе – коллекции членов Мос­ковского клуба коллекционеров, а также молодых собирателей. Cто с лишним работ российских и западноевропейских мастеров представляют 38 коллекций. Показывают, в частности, мифологический сюжет Льва Бакста из собрания М.А.Боксера, а также пейзаж Теодора Певзнера (1904–1942) из собрания С. К. Никулина.

 

Рихард Штраус. 100 лет «Кавалеру розы»

Вена, Национальная библиотека Австрии, до 6 марта

Вилли Битхорн. Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь. Силуэт. 1918 год. Издательство книг по литературе Ф. А. фон Аккермана. Мюнхен

 

Самая популярная опера из со­зданных в ХХ веке удостоилась персональной выставки – небольшой, но очень содержательной. Здесь показаны оригинальная партитура, подаренная автором Национальной библиотеке в обмен на участок земли в Вене, переданный ему под строительство виллы австрийским правительством, эскизы костюмов к первой постановке в Дрездене в январе 1911 года, фотографии певцов и либреттиста Гуго фон Гофмансталя (1874–1929). В сотрудничестве с ним Штраус создал лучшие свои творения – от «Саломеи» до «Женщины без тени». После прихода к власти нацистов у Штрауса начались трудности с защитой авторских прав умершего к тому времени друга. Имя еврея не могло появляться на афишах, даже у композитора, столь любимого Гитлером. Что же делать? Немецкие музыковеды либо просто опускали имя либреттиста, либо делали вид, что он не еврей. Либреттистам Штрауса посвящен особый раздел выставки, здесь рассказывается и о его сотрудничестве со Стефаном Цвейгом, результатом которого стала опера «Молчаливая женщина». Имя Цвейга нацисты попытались снять с афиши в Дрездене, и лишь угроза Штрауса не явиться на премьеру заставила вернуть имя либреттиста – всего лишь на три спектакля, после которых опера исчезла со сцены.

 

Погребенные фотографии гетто Лодзи. Хенрик Росс

Лион, Центр истории Сопротивления и депортации, до 13 февраля

© Chris Boot Ltd / Agence VU

Хенрик Росс. Гетто в Лодзи. 1940-е годы. Архив фотографий современных военных конфликтов. Частная собственность Криса Бута

 

Созданное в 1940 году гетто в Лодзи было первым по времени появления и вторым по численности жителей. Вплоть до осени 1944 года здесь обитало 160 тыс. человек. У фотографа Хенрика Росса было две официальные задачи: снимать фотографии для документов и для пропагандистских материалов. Но, помимо этого, он сделал еще тысячи снимков для себя. Многие из них чудом уцелели, хоть и сохранились порой не в лучшем виде. Среди 41 отобранного для лионской выставки снимка немало отпечатанных с поврежденной пленки, с обугленными краями либо многочисленными царапинами. В повседневной жизни гетто, кажется, не было отличий от жизни на воле: те же влюбленные пары, играющие дети, счастливая мать, обнимающая сына… Но свое подлинное значение выставка обретает после того, как становится понятна судьба людей, попавших в фотообъектив. Постистория, не запечатленная Россом, и становится главным содержанием экспозиции.

 

Шорох листьев. Рисунки, акварели, коллажи до 1945 года

Зальцбург, Музей модерна, до 20 марта

Георг Грош. 11 призраков прошлого. 1925 год. Общество по использованию авторских прав в изобразительном искусстве, фотографии
и хореографии. Вена

 

Для выставки, представляющей коллекцию графики в Музее модерна, придумали поэтичное название. Оригинальной, т. е. нетиражируемой, графики в Зальцбурге много, более тысячи листов 293 авторов, так что к каталогу собрания прилагается CD-ROM, где воспроизведен и подробно описан каждый лист из коллекции (на самой выставке представлена едва ли треть всех богатств). А коллекция замечательна. Здесь работы Густава Климта и Эгона Шиле, Отто Дикса и Эрнста-Людвига Кирхнера, Пауля Клее и Андре Дерена. Выставка затрагивает и творчество художников, преследовавшихся нацистами по национальному признаку или творческим принципам, причем преследования коснулись и авторов, скончавшихся еще до открытия «выставок дегенеративного искусства» (как Ловис Коринт), и уехавших в эмиграцию (как Лионель Файнингер). В Зальцбурге представлен и образец реституции – пастель Берты Моризо «Жанна Понтийон в шляпке» (1884), хранившаяся в Музее модерна и происходящая из разграбленной нацистами в 1940 году коллекции Давида Давида-Вайля. Недавно городской суд постановил вернуть ее наследникам коллекционера.  

Алексей Мокроусов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.