[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2011 АДАР 5771 – 3(227)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

В летнем лагере «Ган-Исраэль», организованном днепропетровской общиной в крымском поселке Баланово. 2005 год

 

29 нисана 5723

<…> Лагерь «Ган-Исраэль» был назван в честь рабби Исраэля Бааль-Шем-Това, который более двухсот лет назад начал процесс обновления еврейского духа и еврейской жизни. Его духовным наследником и толкователем его учения стал рабби Шнеур-Залман из Ляд, автор Таньи и Шульхан арух а-Рав. В этом году мы отмечаем 150-летнюю годовщину его смерти. Подобно Бааль-Шем-Тову, рав Шнеур-Залман посвятил себя заботе о еврейских детях еще до того, как возглавил крупное религиозное движение Хабад, которое по сей день обновляет и поддерживает все проявления еврейской жизни, прежде всего аутентичное религиозное образование.

Лагерь «Ган-Исраэль» был создан, чтобы реализовать основополагающий принцип тройственной любви, основу учения Бааль-Шем-Това и рабби Шнеура-Залмана из Ляд: любви к Всевышнему, любви к Торе и любви к евреям. Эти принципы объединяют всех [работающих в лагере «Ган-Исраэль»] администраторов, воспитателей и вожатых. Благодаря этому он оказывает необычайно сильное воздействие на еврейских детей, а потому заслуживает щедрой поддержки как общины, так и каждого, кому не безразличны интересы наших детей.

Пусть же это торжественное событие вдохновит всех его участников, а также их друзей на то, чтобы они оказали этому лагерю необходимую поддержку. И пусть эта поддержка позволит не только продолжить работу на прежнем уровне, но и расширить ее в соответствии с настоятельным требованием момента. Желаю каждому из вас, чтобы ваши дети доставляли вам настоящее еврейское удовольствие («нахес»), а также крепкого здоровья и благополучия, материального и духовного. <…>

 

15 адара 5715

<…> Если и в прежние времена ешива была не только учебным заведением для изучающих Талмуд, но стремилась развивать моральные качества учеников, то сегодня особенно необходимо, чтобы она давала глубокое знание Торы и обеспечивала благоприятную атмосферу для воспитания и нравственного совершенствования своих студентов. Одна из главных задач ешивы «Томхей тмимим» — привить студентам чувство ответственности, чтобы, покинув это учебное заведение и вернувшись в свои общины, они стали для окружающих «источниками света» Торы и подлинной еврейской жизни.

<…> Однако недостаточно поддерживать существование ешивы на нынешнем уровне, необходимо, чтобы она развивалась как живой организм. <…>

Малыши в «Ган-Исраэль».

Одесса. 2005 год

11 нисана 5718

<…> Не сомневаюсь, что господин N передал Вам мою просьбу относительно раздельного обучения мальчиков и девочек. Мне было приятно узнать о Вашем отношении к этому вопросу и убедиться, что Вы также считаете необходимым такое разделение. Но все же наши мудрецы, благословенной памяти, сказали: «именно расторопных и есть смысл поторапливать» (Ялькут Шимони, Дварим, 25). Кроме того, такова природа человека: когда он знает, что у него есть единомышленники, его уверенность в успехе предприятия укрепляется.

Не сомневаюсь, что господин N изложил Вам мою точку зрения, состоящую в том, что раздельное обучение — вопрос не только религиозный, но и моральный, и, если хотите, относящийся к воспитанию вообще, а это легко понять каждому. Ведь общеизвестно, к каким негативным последствиям привело совместное обучение (это касается и морали, и самого образовательного процесса): оно отрицательно отражается на способности концентрироваться, на дисциплине и практических занятиях. Вскоре оно начинает плохо влиять на восприятие материала и т. д.

Полагаю, совершенно излишне подробно излагать Вам все это. Но если вести настойчиво соответствующую разъяснительную работу, со временем удастся переубедить и тех, у кого есть влияние и возможность исправить нынешнюю ситуацию. <…>

 

Рош а-ходеш сиван, 5734

<…> Стоит заметить, что, в отличие от других праздников, у праздника Шавуот нет фиксированной даты, поскольку в Торе не сказано, что его празднуют в определенный день такого-то месяца, но только (Ваикра, 23:16) на пятидесятый день счета омера, который начинают во второй день Песаха, праздника освобождения из египетского рабства.

Тем самым Тора указывает, что Шавуот, праздник Дарования Торы, — кульминация праздника освобождения, Песаха. Ибо подлинная и полная свобода, материальная и духовная, на личном и коллективном уровне, может быть достигнута только посредством Торы.

Мы живем в особую эпоху и в особой стране[1], где, несмотря на внешнюю «свободу», общество в целом и молодежь особенно все еще находятся в «рабстве» и не знают, как преодолеть духовное и психологическое смятение. Наша Тора — единственная надежда на то, что еврейским детям удастся избежать такой судьбы. Это значит, что им необходимо получать в ешиве настоящее религиозное воспитание, продолжающее традицию, начало которой было положено на горе Синай. Тора во всей своей святости, Тора истины должна оставаться неприкосновенной; здесь невозможны никакие уступки и компромиссы. <…>

В летнем лагере «Ган-Исраэль».
Баланово. 2005 год

 

15 тамуза 5723

<…> Надеюсь, что в программу конференции[2] будут включены пункты, которые можно быстро реализовать на практике, в полной мере используя сложившиеся сейчас благоприятные обстоятельства. Духовное пробуждение, характерное для значительной части нашего народа, и прежде всего молодежи, обеспечило нас новыми возможностями.

Те, кто действительно всерьез озабочен будущим нашей молодежи, знают, что ее духовный подъем в значительной мере следствие того, что в последние годы была осознана ограниченность и пустота различных философских учений, чуждых традиционной еврейской мысли, и их неспособность дать ответы на актуальные вопросы. У многих молодых людей, испытывающих сейчас духовный подъем, нет четкой цели и направления. Лишь немногим удалось проанализировать свой духовный опыт и ощутить связь с основами традиционного иудаизма. Так или иначе, духовное пробуждение привело к новой ситуации: значительная часть еврейского народа стала гораздо восприимчивее и отзывчивее к попыткам наставить ее на истинный путь, путь Торы и заповедей.

К сожалению, открывшиеся возможности все еще не использованы в полной мере, и многие до сих пор блуждают в потемках, без руководства и наставлений, позволяющих найти путь к Б-гу. Прежде всего, им не хватает знаний о том, как поступать в повседневной жизни [в соответствии с Торой].

Эта проблема стоит наиболее остро для молодежи, которая отзывается на новые идеи с радостью и энтузиазмом. Молодые люди не боятся резко менять жизнь, если уверены, что им предлагают настоящую правду.

Особое внимание следует уделить мальчикам и девочкам школьного возраста, по поводу которых сказано в Торе: «и внушай их [слова Торы] твоим детям» (Дварим, 6:7). Эту заповедь мы дважды в день упоминаем в своих молитвах, произнося первый раздел Шма[3] и тем самым принимая на себя «ярмо Небесного Царства». Это требование повторяется и во втором разделе Шма (Дварим, 11:19), что указывает на необходимость дать детям еврейское образование и, прежде всего, научить их Торе, предшествующей всем добрым делам (см.: Кидушин, 40б, Бава кама, 17а): «Велико изучение Торы, приводящее к действиям».

Мы должны сделать все возможное, чтобы каждый еврейский ребенок учился в «дневной ешиве»[4], а если это недостижимо — чтобы каждый ребенок учился в еврейской школе[5]. Впрочем, хотя это основная цель, нельзя упускать из виду того, что многие дети не занимаются изучением Торы весь день напролет и даже вовсе не учатся в еврейских школах. Многие еврейские дети обуча­ются в государственных школах, и мы обязаны обратить внимание и на них, поскольку не вправе отчаяться и махнуть на них рукой. Сложившиеся обстоятельства требуют, чтобы мы не жалели усилий для сохранения в каждом еврейском ребенке «дос пинтале ид», «искры души», чтобы она не угасла, упаси Б-г! Мы обязаны обеспечить этим детям возможность ежедневно молиться, дабы «Имя Всевышнего было у них на устах» (Раши на Берешит, 39:3).

Следует ли объяснять, что все это — не главная наша цель? В идеале каждый еврейский ребенок должен учиться в ешиве. Однако, поскольку до этого еще далеко, нам нужно бороться за то, чтобы ученики государственных школ по крайней мере молились. Хотя исполнение заповеди молиться[6] — минимальное требование [Алахи], им нельзя пренебрегать, поскольку в государственных школах есть люди, непримиримо относящиеся к любым упоминаниям Творца и тем самым, независимо от их намерений, оскверняющие Имя Всевышнего.

Незачем повторять, что в данном случае речь идет о внеконфессиональной молитве. Для того чтобы гарантировать неконфессиональный характер [этой молитвы] во всех школах, в государственных учебных заведениях не должно быть чтения Библии, дабы не затрагивать религиозных аспектов, неприемлемых для некоторых[7].

Известен обычай, которого придерживался святой Бааль-Шем-Тов, и напоминание о нем поможет рассеять заблуждения многих людей, выступающих (вопреки Шульхан аруху!) против упоминания Имени Всевышнего в государственных школах.

Бааль-Шем-Тов считал одной из своих «священных обязанностей» побуждать людей к тому, чтобы они благословляли Всевышнего, и постоянно искал повод для этого. Например, он спрашивал их, как дела, чтобы они ответили ему: «Слава Б-гу». Мой тесть, блаженной памяти, отмечал, что Бааль-Шем-Тов поступал так не только в синагоге или дома, но и на улице, в лавке, в мастерской — в любое время и в любом месте.

Что касается федеральной помощи частным религиозным школам[8], то я неоднократно повторял, что в этом есть насущная необходимость, и нет никаких причин возражать против этого. Напротив, священная обязанность каждого, кто испытывает недостаток средств, открыто обратиться за помощью.

Пусть же члены Альянса раввинов, духовные лидеры многочисленных еврейских общин, а также ежегодная конференция Альянса недвусмысленно выскажут свое мнение по всем вышеперечисленным вопросам, подтвердив его программой реальных эффективных действий.<…> Пусть ваши труды во имя того, чтобы усилить значение Торы и заповедей в повседневной жизни членов ваших общин увенчаются успехом. В вопросах святости всегда есть место для духовного роста, поскольку ее источник — Бесконечный (Эйн-соф), да будет Он благословен. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].       Имеются в виду США.

 

[2].       Это письмо адресовано участникам ежегодной конференции Альянса раввинов Америки.

 

[3].       Молитва «Шма» («Слушай, Израиль») состоит из трех отрывков: Дварим, 6:4-9; 11:13-29, и Бемидбар, 15:37-41.

 

[4].       Имеется в виду дневная школа, дающая также еврейское образование.

 

[5].       Где уровень еврейского образования ниже, чем в ешиве.

 

[6].       «…Повеление служить Ему, да будет Он превознесен <…> имеется в виду заповедь молитвы» (Рамбам, Книга заповедей, Повелевающие заповеди, 5). Эту заповедь можно исполнить, обращаясь к Б-гу с неформальной молитвой.

 

[7].       Например, некоторых библейских пророчеств, которые по-разному понимаются евреями и христианами.

 

[8].       Эту правительственную программу США нередко критикуют как противоречащую первой поправке Конституции США, согласно которой «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной».