[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2011 АВ 5771 – 8(232)

 

Леонид Мильграм. Справедливый союз кнута и пряника

17 июня в Москве в возрасте 90 лет скончался директор московской школы № 45, народный учитель СССР, почетный гражданин города Москвы, член Российского совета олимпиад школьников Леонид Исидорович Мильграм.

Человек легендарной биографии, сын старого большевика, одного из первых разведчиков СССР, Леонид Мильграм родился в Москве 25 февраля 1921 года. В 1937-м его отец, польский еврей Исидор Мильграм, был арестован и через год расстрелян. Вслед за ним была арестована мачеха Леонида. В 1939 году Леонид сумел попасть в Красную Армию, несмотря на статус сына «врага народа». Пройдя всю Великую Отечественную войну, он вернулся в Москву и женился на итальянке Мирелле Пасторе, дочери коммуниста Оттавио Пасторе. После войны Мильграм окончил исторический факультет МГУ, а в 1959-м стал директором английской спец­школы № 45.

С юных лет Леонид проявлял организаторские способности: из числа тех своих одноклассников, кто остался без родителей, он создал бригаду из 13 человек, занимавшуюся разгрузкой вагонов. Великую Отечественную Мильграм прошел артиллерийским разведчиком. Окончив истфак в 1951 году, как сын врага народа и безродный космополит, он был направлен учителем истории в Архангельск.

Среди учеников Леонида Исидоровича Мильграма много известных людей, и все они свидетельствуют об уникальной обстановке, которую он со­здал в своей школе. Любовь и уважение к ученикам он ставил во главу всей педагогической практики: по утрам стоял перед школьными дверями и за руку здоровался с каждым входящим. Мильграм собрал в своей школе уникальный педагогический коллектив, а заложенные им традиции соблюдаются по сей день. Обладая неформальным авторитетом среди учеников, Мильграм воспитывал методом пробуждения сознательности. Провинившегося ученика он мог вызвать к себе в кабинет и потребовать написать сочинение о том, как тот «дошел до жизни такой». Даже в простом общении Мильграм преподавал урок, который в будущем непременно оказывался полезным. Двери его кабинета и его квартиры никогда не были заперты. «Каждый день полно народу, — говорил Леонид Исидорович. — Причем есть ребята, которым 70 лет. И они все-таки помнят, приходят. Для меня это наслаждение».

Московская интеллигенция мечтала о том, чтобы дети учились в школе Мильграма, для этого использовались все знакомства и возможности. Но Мильграм неизменно демонстрировал независимость своих решений. Однажды, несмотря на просьбу министра образования, он не принял в школу внучку Сталина.

Леонид Мильграм так формулировал основы руководства школой: «Прежде всего это подбор учителей. Каждый учитель должен быть личностью, у каждого должно быть увлечение, чтобы наполнить школьную жизнь, сделать ее яркой, незабываемой. Моих учителей дети боготворили, и, случалось, я брал на работу талантливых педагогов, которых по идеологическим причинам выгоняли из других школ. Я не боялся брать людей, которые ярче, талантливее меня. Главное — служить делу, нести миссию учителя».

Народный учитель СССР не был чрезвычайным новатором в педагогике и считал кнут и пряник главными рычагами воздействия на учеников. Объявляя строгий выговор нескольким ученикам за драку, но зная, что зачинщики защищали честь девочки, он велел носить этот приказ с собой как орден.

Александр Иличевский

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.