[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2011 КИСЛЕВ 5772 – 12(236)

 

Курсив Якобсона

Михаил Эдельштейн

В начале 1920-х годов великий филолог Роман Якобсон предложил формулу, которая стала базовой для формализма, структурализма и еще нескольких важнейших «измов» двадцативечной гуманитаристики: «Предметом теории литературы должна быть не литература, а литературность». Курсив Якобсона. Под литературностью Якобсон предлагал понимать ту функцию текста (автор формулы называл ее «поэтической»), благодаря которой текст, собственно, и признается принадлежащим к литературе.

Отвечая сам себе на вопрос, по какому принципу отбираются книги для «Книгоноши», я все время пытаюсь перефразировать классика. Получается что-то вроде: «Мы не про евреев, а про еврейскость». То есть совершенно не важна фамилия автора книги, не важно даже имя героя — важна еврейская рефлексия кого-нибудь из них или сразу обоих. Более того, иногда бывает достаточно даже автора рецензии. Случается же так — нееврейская книга послужила поводом для еврейской рефлексии…

Эту разницу, кстати, очень трудно объяснить издателям или издательским пиар-менеджерам, занимающимся продвижением книг в СМИ:

 

— Михаил, у нас для вас подходящая новинка. Автор — Рабинович.

— Спасибо, а что за книга?

— Это записки пластического хирурга, оперировавшего многих знаменитостей.

— А почему вы решили предложить ее нам?

— Но я же говорю, автор — Рабинович.

 

Вышеприведенные размышления насчет еврейскости по большей части из таких диалогов и родились. Но отвечать на подобные звонки я так и не научился — не про Якобсона же людям рассказывать, честное слово.

На самом деле опасность очевидна. Всегда велик соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления, скатиться к формату «жизнь замечательных евреев» или поработать в нехлопотном жанре «раз еврей, два еврей». Такие ассоциации сочетание «еврейский журнал» рождает не только у сторонних пиарщиков — более или менее того же, что скрывать, ждут и многие читатели. Но вышепомянутый структурализм уверяет нас, что интересно и ценно лишь то, что работает на сломе читательского ожидания. А следовательно, надо продолжать трудиться над собой и над осмыслением загадочной «еврейскости», понимаемой предельно широко. Потому что только так и можно подойти к решению сверхзадачи, которую, уже без помощи Якобсона, можно приблизительно сформулировать следующим образом: представить на страницах раздела максимальный спектр репрезентаций «еврейского» в современной литературе.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.