[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2011 КИСЛЕВ 5772 – 12(236)

 

Еврейский ренессанс

Ирина Мак

В фильме Георгия Данелии «Мимино» среди прочих сцен одна меня поразила. Та, где герой звонил в Телави, а попадал в Тель-Авив. Я училась в школе, намек на Израиль казался мне верхом смелости — в стране, где на еврейское был наложен тотальный запрет.

На моей памяти в СССР не было и еврейской культуры, даже фрагмент колыбельной из «Цирка», с Михоэлсом и Зускиным, был изъят из фильма и лишь в 1980-х возвращен.

Потому первые же перестроечные попытки вернуть на сцену клезмерские шлягеры, при всей своей претенциозности, радовали. Спектакли вновь созданного еврейского театра никто не ругал, хотя стоило бы. Казалось, иначе и быть не может: есть искусство, а есть — еврейское искусство. И вместе им не сойтись, пока на восторженную риторику нас провоцирует сама тема.

У нас не было ощутимого еврейского прошлого. Но будущее, как оказалось, было. И наступило сейчас. Столичные теат­ры делают спектакли по произведениям Исаака Башевиса Зингера, и мы не удивляемся факту их постановки, а оцениваем трактовку и мизансцены. Не цепляясь за узнаваемые детали, режиссеры расправляются с еврейским сюжетом, как с любым другим. Когда лет 10 назад тель-авивский театр Гешер показал во МХАТе «Деревушку», многие театральные критики были потрясены: им, насмотренным гурманам, было что смотреть. На нас хлынул поток еврейской классики. Вспомнили о «Жидовке» Галеви, одной из известнейших французских опер, и «Коль нидрей» Макса Бруха — вещи не менее знаменитой среди меломанов, чем его блестящий Первый концерт. О поставленном Сергеем Радловым «Короле Лире», который дорог нам не только тем, что в нем гениально играл Михоэлс (и этот образ явно довлел над Юри Ярветом, когда тот играл своего Лира в фильме Козинцева), но и тем, что это было новое слово в театре. Перебирая в памяти рассказы очевидцев, я больше всего поражаюсь, что Регане художник Тышлер придумал зеленые волосы — в 1935 году!

Пора об этом вспомнить. Еврейское искусство снова живет — как и еврейская тема в искусстве. В мире, в России, на страницах журнала «Лехаим». Как все обсуждали «Бесславных ублюдков» — разве можно позволять себе вольный взгляд на Холокост? Можно. У художника всегда вольный взгляд. А кому этого мало — есть «Серьезный человек» братьев Коэн. И Вуди Аллен. И Меира Шалева читают не потому, что еврейский писатель, а потому что мировая литература. Ее важная часть, хвалить или ругать которую можно не с национальных позиций, а с профессиональных, она того стоит. Это стало нормой жизни. Двадцать лет назад я не смела о таком и мечтать.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.