[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2011 КИСЛЕВ 5772 – 12(236)

 

Улыбка чеширского кота

Галина Зеленина

Французский историк Бернар Гене в своем opus magnum «История и историческая культура средневекового Запада» делает следующую ремарку: «Каждый медиевист знает сегодня, что Средневековья никогда не существовало и тем более никогда не было духа Средневековья».

Профессор иудаики Аркадий Ковельман в одной из своих колонок, опуб­ликованных на этих страницах, показывает такой фокус с разоблачением: «Один из моих друзей, человек умный и ученый, спросил меня, начитавшись моих эссе: “А где же твоя концепция еврейской культуры?” “Читай дальше”, — ответил я со страхом. Если он будет читать дальше и дойдет до конца, его ожидает разочарование, а меня — разоблачение. Ведь нет никакой концепции, и культуры еврейской тоже нет».

Однако сомнения в целостности — и даже в существовании — предмета исследования отнюдь не мешают исследованию. Религиоведение процветает, а ведь многие религиоведы полагают, что дисциплины такой нет и право на существование имеют лишь теология и история религий. Психологи не устают спорить: наука психология или лженаука (или, скажем, искусство). Да и сама история, magistra, так сказать, vitae, только выиграла от того, что осознала, где-то столетие назад, невозможность объективной реконструкции прошлого, описания событий такими, «как они произошли на самом деле», и стала честно и увлеченно изучать отголоски да отражения.

Да, единой и неделимой иудаики не существует: есть библеистика, а есть исследования Холокоста, и это две вещи несовместные. Но дискретность «науки о еврействе» и самой еврейской культуры если для кого и проблема, то не для нашего раздела, чьему тематическому разнообразию она лишь способствует. В отборе (или, демократичнее сказать, подборе) материалов мы — без излишнего фанатизма — руководствуемся принципом борьбы: с традиционным религиоцентричным и виктимным («слезным») нарративом, представляющим еврейскую историю как совокупность законотворческой деятельности мудрецов и гонений извне, а также с западноцентризмом, создающим иллюзию того, будто все значимые диаспоральные события происходили в Европе, если очень попросите — в Восточной. Говоря примерами, мы напоминаем, что мудрецы Талмуда думали не только о Б-ге, но и о сексе (и для них эти понятия не были антагонистичны), а евреи обитали не только в Бучаче и Берлине, но и в Бухаре и Багдаде, а также в стихах Маршака, хоть и зашифрованные, и Хармса, хоть он и не еврей. И неизвестно еще, кто важнее в еврейской культуре: Мандельштам или тетя Песя из Черновцов, — по крайней мере, неизвестно нам, исповедующим субкультурный релятивизм. Просто культурный релятивизм нам недоступен: мы-то должны знать, что еврейская культура — самая-самая. Хоть ее и нет.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.