[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2012 ШВАТ 5772 – 2(238)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

5 нисана 5719

<…> Хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы поздравить Вас с таким замечательным сыном, как И. А. Хотя я не знаком с ним лично, я слышал о нем много хорошего и многое понял из написанного им мне недавно письма.

Мне очень приятно, что Ваш сын делает успехи в учебе. Я надеюсь, Вы и Ваша супруга всячески поддерживаете его в этом. Когда вокруг столько смуты и конфликтов, делающих несчастными многих подростков, жизненно важно обеспечить детям твердый, непоколебимый фундамент Торы и заповедей, который станет источником счастливой и радостной жизни.

Я надеюсь, что Вы и Ваша жена строите свою жизнь по законам Торы, которую называют «Торой жизни», поскольку Тора — указание, как сделать свою жизнь счастливой. Однако как бы хорошо ни шли ваши дела, всегда можно что-нибудь улучшить. И пусть Всевышний пошлет дополнительное благословение Вам и всем членам Вашей семьи. <…>

 

20 кислева 5732

Я получил Ваше письмо от 12 кислева. Должен сказать, что был весьма удивлен настроением, с которым написано Ваше письмо. Несомненно, Вы понимаете, что дети — величайшее благословение. Первая заповедь Торы — пру у-рву, плодитесь и размножайтесь[1]. То, что это — первая заповедь и первое благословение Торы, имеет огромный смысл и указывает на ее важность. Поэтому новость о грядущем прибавлении семейства должна была доставить Вам огромную радость.

Вы удивлены и испуганы своей реакцией. Однако на основании предыдущего опыта, когда Б-г благословлял Вас и Вы были в таком же положении, Вы должны знать, что беременность сопровождается ощущениями, не имеющими ничего общего с самим благословением. Так вот, так же, как возникают определенные физические реакции — например, тошнота или отвращение к некоторым видам пищи, — женщина может испытывать депрессию и другие подобные состояния. Как бы то ни было, нет решительно никаких оснований чувствовать себя подавленной, не нужно унывать, если такое чувство время от времени все-таки возникает. Я совершенно уверен, что это письмо найдет Вас в гораздо более бодром расположении духа и с полным осознанием, сколь велико благословение, которого удостоились Вы, Ваш муж и вся семья.

Дай Б-г, чтобы Ваша беременность протекала легко и без осложнений, чтобы Вы вовремя произвели на свет здорового ребенка и чтобы вместе с мужем вырастили ваших детей для Торы, хупы и добрых дел. <…>

 

Ученик

11 элула 5714

<…> По-видимому, среди Ваших учеников началось соревнование, кто напишет ко мне больше писем. При этом, естественно, они пишут такие вещи, о которых следует говорить с рош-ешива[2] и машпиа[3] и т. п. Мне кажется, было бы правильно, чтобы в подходящее время детям объяснили, что этот путь не ведет к духовному росту или даже к установлению истинной духовной связи с Ребе. Напротив, когда им кажется, что, написав мне письмо, они уже исполнили свой долг, это отвлекает их от самых насущных вещей. Установление духовной связи с Ребе и духовный рост — лишь средства влиять на самих себя с целью добиться большего во всем, что касается поступков, речей и мыслей. Надеюсь, Вы найдете подходящие слова, чтобы объяснить им все это.

О высказанном в Вашем письме предложении, чтобы некоторые ученики поехали в США, — Вам известно мое мнение по этому поводу, тем более что я вижу, что происходит с приехавшими оттуда сюда молодыми людьми. Что касается того, что ученики продолжают настаивать и умолять, — странно, что Вы сами не находите слов, чтобы объяснить им, что их намерения не совсем чисты. Если же некоторые из них все равно займутся сбором необходимых документов, следует устроить так, чтобы сначала они поехали на полгода и далее учиться в ешиве «Томхей тмимим» во Франции, поскольку там строже дисциплина. Только после этого они должны принять решение, стоит ли им ехать сюда или в Канаду, или же следует вернуться на Святую землю. <…>

 

20 мархешвана 5726

<…> Я получил письмо, в котором ты пишешь, что тебя пригласили на встречу вожатых и предложили руководить группой новых девочек, хотя в кислеве тебе самой исполнилось только тринадцать лет.

Несомненно, ты знаешь, что по закону Торы еврейские девочки взрослеют раньше мальчиков, и на год раньше их, начиная с двенадцати лет, они обязаны соблюдать все заповеди. Таким образом, ты считаешься полноправной еврейкой уже начиная с позапрошлого кислева, и одна из заповедей, которую ты, как и все остальные евреи, должна соблюдать — «люби ближнего, как самого себя»[4]. Это означает, что на тебя возложен почетный долг — делать все, что в твоих силах, чтобы приблизить других еврейских детей к их Небесному Отцу. Добавить к этому нечего. <…>

 

14 кислева 5717

<…> Я получил Ваше письмо, в котором Вы высказали пожелание получить благословение на изучение святой Торы, а также чтобы Ваши родители были благословенны во всех своих начинаниях.

Поскольку Вы захотели получить такое благословение, Вы, со своей стороны, должны будете делать все, что в Ваших силах, чтобы оно исполнилось. Это значит, что Вы должны прилежно и старательно учиться и вести себя так, как подобает еврейским детям. В этом случае я не сомневаюсь, что обещание мудрецов: «…если же ты усердно трудился, изучая Тору, Он щедро вознаградит тебя»[5], — исполнится и в Вашем случае.

Я также был рад узнать, что Вы не забываете бедных и нуждающихся детей и послали им собранные Вами деньги. Ваше пожертвование поможет бедным детям и нашим религиозным институтам в Святой земле. Я надеюсь, что наряду с материальной благотворительностью Вы не забываете про «духовную благотворительность», т. е. влияете на своих друзей, чтобы они также прилежно учились, и чтобы даже те дети, которые, в отличие от Вас, не получают хорошего религиозного образования, захотели учиться в Вашей талмуд торе. Если они будут Вас уважать, то захотят подражать Вам. <…>

12 элула 5724

<…> Разумеется, я с огромным интересом следил за отчетами о жизни вашего лагеря и проходивших в нем мероприятиях. Мне было приятно узнать, что все прошло хорошо, и Вы получили много духовной и материальной пользы.

Поскольку скоро придет время, когда Вы покинете Ваш любимый лагерь, вернетесь домой и в школу, я хочу высказать пожелание, чтобы то хорошее, что Вы получили в лагере, стало для Вас источником сил на весь предстоящий год и чтобы Вы поделились приобретенным с другими детьми, которым не посчастливилось провести несколько недель или даже месяцев в лагере «Ган-Исраэль».

На дворе месяц элул — очень важный месяц, посвященный подготовке к Рош а-Шана. Это месяц особых возможностей, месяц Милости и Милосердия. Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залман, говорил, что в этом месяце «Царь в поле»[6] — вместо того, чтобы назначать аудиенции подданным в своем дворце, Царь сам выходит наружу, чтобы встретить их в поле. И в это время любой человек может с легкостью представиться Ему и вручить свою просьбу — Царь ласково встречает каждого и охотно исполняет то, о чем Его просят.

Я надеюсь, что каждый из вас в полной мере воспользуется преимуществами этого месяца, изучая Тору и соблюдая заповеди с большим усердием и прилежанием. Постарайтесь служить наглядным примером другим детям, все время показывая, что значит быть потомком Авраама, Ицхака и Яакова, сыном народа Израиля и выпускником лагеря «Ган-Исраэль». <…>

 

28 тамуза 5710

<…> 11 тамуза твой отец написал мне, что ты достиг возраста бар мицвы, и просил меня о благословении. Я даю тебе благословение, подобное тому, которое в свое время давал мой наставник и тесть ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, благословенной памяти, — чтобы ты вырос Б-гобоязненным хасидом и знатоком Торы. Желаю твоим родителям испытать много нахес — настоящего хасидского удовольствия! — благодаря тебе и другим своим детям, а также материального благосостояния.

Мой наставник и тесть рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, благословенной памяти, считал, что маамарим, которые следует читать в связи с бар мицвой, должны начинаться стихом: «И сказал Б-г: сотворим человека (адам) по Нашему образу, по Нашему подобию»[7]. Это означает, что достигший возраста бар мицвы мальчик должен понимать свою задачу — подняться до уровня имени адам, высшего из четырех имен, которыми Тора называет человека: адам, иш, гевер и энош (подробнее об этом в книге «Сегодня день…»[8] от 4 элула[9]). Начать работать над этим необходимо прямо сейчас, не откладывая на потом. Если человек будет поступать таким образом, он удостоится помощи Свыше и сможет достичь уровня адам. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].       Берешит, 1:28. Эта заповедь является также благословением.

 

[2].       Руководитель ешивы.

 

[3].       Воспитатель-наставник.

 

[4].       Ваикра, 19:18.

 

[5].       Пиркей Авот, 4:10.

 

[6].       Ликутей Тора, 32б.

 

[7].       Берешит, 1:26.

 

[8].       «Сегодня день…» («А-Йом йом») — книга изречений для каждого дня календаря, которую составил рабби Менахем-Мендл Шнеерсон по указанию предыдущего Ребе.

 

[9].       «Достоинства человека описываются (в иврите) четырьмя словами (каждое из которых означает одно и то же — “человек”, но намекает на одно из определенных его качеств): адам — указывает на высокое достоинство мозга и разума; иш — указывает на высокое достоинство сердца и чувств; энош — указывает на слабость в одном из перечисленных (в области разума или эмоциональной сферы) или и в том и в другом; гевер — тот, кто, превозмогая себя, прорывает преграды и устраняет все помехи для того, чтобы достичь высокого достоинства в области разума или чувств».