[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2012 ШВАТ 5772 – 2(238)

 

ФЕВРАЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ

Леонид Кацис

«Болотная» эволюция, о необходимости и неизбежности которой говорили все думающие люди России и зарубежья, свершилась.

И свершилась она на двух знаковых площадках, во многом «описывающих» создавшуюся ситуацию. С одной стороны, «болото» всколыхнулось на площади, невольно напоминающей своим корнем о восстании Болотникова. С другой — еще большее количество людей пришло на проспект Сахарова, который всей своей жизнью противостоял и «болоту», и болотниковым. Такова непростая декабрьская эволюция 2011 года.

Она дала тем, для кого Шабат не пустой звук, удивительную возможность по­еврейски взглянуть на происходящие события. Не столько религиозно, сколько просто спокойно, с высоты пережитого евреями в ХХ столетии. «Эволюционеры» подарили нам эту возможность, назначив оба митинга на субботу.

Говорят, что следующий, февральский пройдет уже в воскресенье. И тут перед евреями, чтящими Субботу, во весь рост встанет проблема: идти или не идти. Грех не воспользоваться возможностью подумать об этом заранее.

На ум приходят разного рода шутки типа: а мне лягушку хоть сахаром посыпь, а есть я ее все равно не буду. Но сейчас не до шуток, митингового или предвыборного креатива.

В свое время русские интеллигенты пытались определить, когда наступил «настоящий ХХ век», который Анна Ахматова назвала «некалендарным»? Сейчас нам надо задуматься о том же и попытаться понять, отличается ли, и если отличается, то чем, еврейская ситуация сегодня и на протяжении всего ушедшего века, разумеется, «некалендарного».

И тут стоит сразу сказать, что для евреев он начался в 1905–1907 годах, когда они ринулись в революцию, недеясь спасти и себя, и весь мир. Тогда­то В. Жаботинский предупреждал соплеменников, ожидавших всеобщего счастья и благоденствия, что ждет их кровь и грязь, а не всеобщее счастье.

Но делать было нечего, погромы 1881 года, процентные нормы и антисемитизм рубежа веков и т. д. сделали свое дело.

За этим последовали так называемые «годы реакции», бывшие и годами расцвета так называемого «Серебряного века», а за ними — первая мировая война. Тотальное обвинение евреев в шпионаже, выселение огромных масс во внутренние губернии и т. п. сделали евреев легко воспламеняющимся материалом революции. Итог — зверские погромы Гражданской войны.

А пока, между делом, шла и разрасталась еврейская эмиграция. Но в 1929 году и ей пришел конец, шлюзы закрылись с обеих сторон. Тут ни о каких митингах речь не шла, не считать же таковыми последние всплес­ки троцкистской оппозиции. Их чисто еврейскими никак не назовешь, ведь сам Троцкий говорил, что он не еврей и не русский, а русский социал­демократ.

Дальше была Катастрофа, почти тотальная ассимиляция и т. д. Прервали этот «прогрессивный» процесс космополитическая кампания и «дело врачей». Советским евреям напомнили, что они евреи и в белых халатах, и за дирижерским пультом, и в партийных френчах.

Активное участие евреев в «оттепели», обозначенной Ильей Эренбургом, стало неизбежным, равно как и борьба властей с еврейско­либеральной прослойкой в стране.

А тут — победа в Шестидневной вой­не и первые еврейские митинги и демонстрации в борьбе за выезд из СССР, споры в диссидентской среде о роли евреев в освобождении России. Правда, евреи эти были и крещеные, и атеисты, да и евреи­антисемиты. Но как бы мы ни относились к ним, для властей и простого народа — просто «жиды». Тогда даже Солженицын с Сахаровым стали «Солженицером» и «Цукерманом».

Перестройка вновь возвратила евреев в историю. С одной стороны, началась большая алия, с другой — в 1991 году рухнул СССР и исчезла советская еврейская община, а с третьей — евреи рванули на политическую арену (достаточно вспомнить, сколько их было хотя бы на сахаровской «Мос­ковской трибуне»), а в ответ, кто помнит, возникло общество «Память».

Только здесь евреям, которые бросились спасать Россию, вновь напомнили, что они евреи и здесь им не будет «тель­авидения». Так TV стало для евреев невеселым «теле­вейзмир­ом».

Но 1991 год был годом, как и 1917­й, смены общественного строя. Тут, как говорится, было за что бороться.

Прошло 20 лет, и до окончания «некалендарного ХХ века» (1914–2014) осталось 2,5 года. И вновь митинги, и вновь вопрос: что нам делать?

На мой взгляд, прежде всего подумать: чем отличается этот год от других, когда евреи должны были самоопределяться относительно происходящих событий?

Можно с уверенностью сказать, что 2012 год не будет годом смены политического строя. Это год смены общественного договора, но не общества с властью, а властных элит между собой. Да и «еврейский вопрос» звучит теперь существенно по­другому. Если раньше евреи были чуть ли не предателями родины из­за своей двойной лояльности, то сегодня вся элита имеет двойные­тройные гражданства, независимо от происхождения, да и в Лондоне живет та часть элиты, которая демонстративно рисует секс­символы и пишет секс­лозунги на избирательных бюллетенях, которые воспроизводит в Москве орган с символическим двойным, как гражданство, названием: «Коммерсантъ­Власть». Но ни власть, ни оппозиция никак не являются национально­ориентированными.

Я не уверен в том, что участие или неучастие в митингах за честные выборы является проблемой национальной. Уже упоминавшийся здесь Жаботинский писал в статье с говорящим названием «Еврейская крамола», что евреям не надо участвовать в революции, ибо, если нас будет 10, скажут — 100, а если 100 — скажут, что и революция еврейская.

Но тогда в Российской империи было миллионов пять евреев на примерно такое же, как сейчас, население. Только грамотность титульной нации не достигала 10%. Сегодня же, когда Большая алия имела место не куда­нибудь, а в Израиль, а грамотность окружающего населения (с учетом национального состава мигрирующих) ничем не отличается от еврейской, мы можем спокойно сказать, что евреи, какими бы активными они ни были, главным горючим «эволюции» не являются и быть им не могут.

Да и события наших дней не соизмеримы с теми, что имели место в октябре 1917­го, когда совпали Декларация Бальфура и Октябрьская революция. Тогда петроградский раввин сравнил вход англичан в Иерусалим с возвращением евреев из вавилонского плена, а евреев — лидеров русской революции обвинил в непонимании всей глубины происходящего.

Сейчас, к счастью, не так уж много евреев стоит на трибуне митингов. И это обнадеживает. Евреям же вновь остается все тот же выбор: занять чисто гражданскую позицию, забыв о своем еврействе, или хотя бы внутренне и для себя самих сформулировать то, чего они хотели бы добиться участием в происходящих событиях. Решить, что им нужно: синагоги, закон о благотворительности, представительство национальных групп в органах власти, защищенность от националистических эксцессов… То есть именно конкретные политические права, которые были бы нужны евреям как евреям. А общеполитические требования — общие для всех. Только не оказалось бы так, что после политической реформы, за которую ратуют представители колен Израилевых, вновь — едва ли не в последний раз в истории русского еврейства — переживут в чужом пиру похмелье.

Тем же евреям, которые задаются вопросом, ходить или не ходить на митинги, следует не забывать, что у евреев все времена — «горячие», когда трудно выбрать без опасности для себя ту или иную сторону, а помощь всем сразу ведет к агрессии со всех сторон.

Мне кажется, что представители национальных меньшинств и диаспор должны выработать хотя бы самые общие цели в происходящих событиях. Сделать это в рамках своих конкретных целей и, главное, возможностей, не становясь разновидностью государственной религии.

Это важно для того, чтобы призывы духовных лидеров имели ясную базу, а их прихожане, если митинг не будет нарушать религиозных предписаний, могли бы сами выбрать гражданскую позицию. Именно от этого положения зависит конечный результат всех происходящих событий.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.