[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2012 АДАР 5772 – 3(239)

 

Колонка редактора

Вот о чем меня заставила задуматься наша политическая реальность. Как мне кажется, мы живем в плену нескольких исторических мифов о нашей стране и о взаимоотношениях с ней евреев. Я попытаюсь эти мифы развеять. Для меня, так или иначе, эти мифы связаны с фигурой Сталина.

Миф № 1: Сталин был антисемитом. А я полагаю, Сталина абсолютно не интересовало происхождение человека. Его вообще люди как таковые, похоже, не волновали. Николай II, говорят, во время переписи в графе «род занятий» написал: «Хозяин земли русской». Думаю, что он ошибался. А вот Сталин стал настоящим «хозяином земли русской». И для него единственной оценочной характеристикой идеологии, народа или человека была польза для хозяйства — и собственного хозяйничанья. Проследим это на примере верного сталиниста Максима Литвинова, который был прирожденным гением дипломатии, несомненно полезным человеком. В 1939 году Сталин начинает большую игру с Гитлером. И Литвинов становится неуместен в этой игре: потому что еврей и договор Риббентропу с ним подписывать несподручно. Еврейское происхождение становится помехой в межгосударственной деятельности. Факт. Упрямая вещь. «Молотов—Риббентроп» звучит лучше, чем «Литвинов—Риббентроп», а уж тем более чем «Меир-Генох Валлах — Иоахим фон Риббентроп». Сталина эта ерунда абсолютно не волнует, но ИХ, объект ухаживания, волнует. Для него национальное происхождение не фактор, но может стать фактором.

Миф № 2: СССР был государством интернационализма. Я же полагаю, то, что называют СССР, идеологически в разные периоды своего существования было разными государствами. В 1917 году к власти пришли пролетарские интернационалисты. То есть люди, исповедующие международную солидарность трудящихся. Их цель — коммунизм, создание бесклассового общества без деления на государства. Никакой патрио­тизм с этой идеологией не вяжется. Ни Ленин, ни Троцкий патриотами не были. А Сталин — был. Не может Хозяин не быть патриотом. Пока интернационализм годится в хозяйстве, нехай буде. Но пример Германии, ближайшей идеологической сестры ленинской Совдепии, превратившейся в нацистскую собаку, показал Сталину, что пора с этими благоглупостями кончать. И, с согласия Сталина, Эренбург начинает оголтелую антинемецкую, но не антинацистскую пропаганду. Так удобней. Натравить на немчуру легче, нежели на непонятные идеологические химеры. Сталин очень быстро поставил на национальное чувство. Сбросив все ненужные более лозунги, он вызвал из прошлого призраки русской боевой славы. А на что еще ставить? Поведение мирных граждан на оккупированных территориях показало истинную цену «пролетарскому интернационализму» и «новому советскому человеку». Думаю, что сталинский победный тост «За русский народ!» — именно об этом. С фактической отменой интернационализма в качестве идео­логической базы, Сталин после вой­ны начинает заигрывать с умеренным национализмом окраин. Пышные декады национальных культур, господдержка национальных литератур, театров и т. д. — оттуда.

Итак, миф № 1 встречается с мифом № 2. Евреи в эту новую реальность вписываются плохо. Масарик, создатель Чехословакии, якобы говорил с похвалой о евреях: «Чехи — они чехи, словаки — они словаки, и только евреи — настоящие чехословаки!» Примерно так же до войны было с советскими людьми: русские были русскими, казахи — казахами, и только евреи были в чистом виде советскими людьми. Война все изменила. Многие впервые вспомнили, что «мою мать звали Ханой». Многие осознали, что интернационализм так и остался утопией. А кроме того, стало очевидно, в том числе и для Сталина, что абсолютно советского Михоэлса в центре буржуазного мира, где-нибудь на Тайм-сквер, будут слушать, затаив дыхание, десятки тысяч американцев только потому, что и он, и они — евреи. А потом зеркальная ситуация: в центре сталинской Москвы во время встречи с послом Израиля евреи устраивают самую настоящую манифестацию солидарности. «Хозяина земли русской» не устроит 99%-ная лояльность. Ему, как Г-споду Б-гу, нужен ты весь, со всем твоим сердцем и всем разумом твоим!

Вот почему Сталин начинает планомерное уничтожение советского еврейства. О, он очень хорошо понимает, с чего начать! Расстрелять и размазать еврейскую культуру, а уже потом... Что потом? Мы можем лишь предполагать. Потому что со смертью Сталина умер и его СССР. Он мог существовать только на двух основах: мощнейшая идеологическая система плюс репрессивный аппарат. После похорон Сталина страна взяла долгую паузу. В этой паузе встречались рудименты сталинской эпохи, но это была лишь долгая агония. В ходе ее еврейские интеллектуалы совершенно разочаровались в советской, уже мертвой, идеологии и, как только представилась возможность, принялись искать другие мифы.

Борух Горин

 

Борух Горин

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.