[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2012 НИСАН 5772 – 4(240)

 

ЕВРЕЙСКИЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Йеуда Векслер

11 нисана — день рождения человека, которого, без преувеличения, можно назвать самым влиятельным еврейским деятелем второй половины ХХ века: Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. То, что в США этот день объявлен конгрессом государственным «Днем воспитания», — беспрецедентный случай в еврейской истории.

К дню рождения у евреев издавна было особое отношение. Даже о самых выдающихся евреях прошлых веков не всегда известно, в какой день они родились. Известный израильский исследователь[1] изучил этот вопрос и выяснил, что евреи начали систематически записывать даты рождения лишь с XVI века, но далеко не во всех семьях и, чаще всего, в Западной Европе. А у евреев Российской империи обычай скрывать свой возраст объяснялся очень просто: так стремились избежать призыва в царскую армию.

Многие выдающиеся личности держали дату своего рождения в секрете или «маскировали» ее из скромности, отмечая этот день по иному поводу — и то большей частью лишь круглые даты. Например, возраст рабби Шмуэля Салантера, знаменитого раввина Иерусалима, выяснился совершенно случайно. В 1886 году он пожертвовал на мацу для иерусалимских бедняков 70 тыс. мелких турецких монет. Когда их обменяли на более крупные деньги, оказалось, что это 70 наполеондоров (французских золотых монет). Проницательный глава благотворительного фонда догадался: это значит, что рабби Шмуэлю исполнилось 70 лет; он поздравил его и благословил пожеланием долгой жизни. А Хафец Хаим, закончив написание одной из своих книг, якобы по этой причине пригласил к себе двух своих выдающихся учеников, угостил их сладостями и вином и произнес благословение «Шеэхеяну» на новую одежду, приготовленную заранее. Но позже выяснилось, что это был день его семидесятилетия.

Объясняя, почему евреи не отмечают свой день рождения, многие авторитеты ссылались на то, что для этого нет никакого основания в Торе, что это нееврейский обычай, и, значит, евреям от него следует отдаляться. Единственный день рождения, который явно упоминается в Торе, — день рождения фараона (в истории Йосефа, сына Яакова; см.: Берешит, 40:20-22), подражать которому отнюдь не следует. Именно на это сослался выдающийся раввин Шмуэль Могилевер, категорически отказываясь публично праздновать свое семидесятилетие. «Мы видим на этом примере, — сказал он, — в чем различие между евреем и неевреем: еврей в день своего рождения уединяется, анализирует свои поступки и судит себя самого, а фараон — тот в свой день рождения устроил пир и судил других: кого хотел — казнил, кого хотел — миловал».

Кроме того, с древнейших времен празднование дня рождения у язычников было теснейшим образом связано с идолопоклонством. Виновник торжества в этот день приносил жертвы божествам, и это тоже служило веской причиной, отвращавшей евреев от дня рождения.

Противники празднования дня рождения приводят слова из Коелет (7:1): «...День смерти [лучше], чем день рождения», объясняя это так: в день рождения еще неизвестно, что за человек будет новорожденный, что с ним случится и какую жизнь он проживет. А вот в день смерти видно воочию, что хорошего сделал этот человек за свою жизнь, и, главное, исчезла сама возможность того, что в будущем он совершит еще какой-нибудь грех. И, прибавляли они, в Вавилонском Талмуде также сказано (Эрувин, 13б): «Проголосовали и решили: лучше бы человеку совсем не родиться».

Такое мнение долгое время было господствующим. Однако порой высказывалась и иная точка зрения. Так, еще в XII веке в Италии рабби Менахем, сын рабби Шломо, отмечал, что в его краях большинство евреев «с любовью относились к своему дню рождения… и устраивали в этот день пир».

Ребе личным примером поддержал обычай отмечать день рождения. На праздновании его 70-летия собрались несколько тысяч хасидов.
Нью-Йорк. 18 апреля 1972 года

 

А чем ближе к нашему времени, тем положительнее воспринималась эта дата. Если Бааль-Шем-Тов, основатель хасидизма, каждый год 18 элула устраивал ученикам трапезу и открывал им тайны Торы, не упоминая, что это день его рождения, то о дне рождения его преемника, рабби Дов-Бера, Межеричского Магида, знали все ученики и поздравляли друг друга в этот день как в праздник: «Гут йом тов!» А выдающийся хасидский руководитель XIX века рабби Исраэль из Ружина уже торжественно отмечал свой день рождения (с той широтой, которой вообще отличалось его служение Всевышнему).

Другой пример: один из самых крупных раввинов Германии XIX века, рабби Исраэль Лифшиц, автор комментария к Мишне «Тиферет Исраэль», написал в своем завещании: «Вот я завещаю вам, сыновья мои и дочери, чтобы в день рождения каждого из вас вы, его братья и сестры, писали ему поздравление “мазаль тов”».

И наконец, свидетельство о праздновании дня рождения еще одного известного законоучителя — к тому же сефардского. Рабби Йосеф-Хаим (1834–1909), главный раввин Багдада, известный как Бен Иш Хай, пишет в своем комментарии к Торе (Дварим, раздел «Реэ», п. 17): «Есть люди, придерживающиеся обычая ежегодно превращать свой день рождения в праздник, и это — прекрасное знамение для них, и так принято в нашем доме».

Однако это все-таки лишь единичные примеры. Между тем Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон в корне изменил отношение ко дню рождения именно на основании Торы, следуя принципам хасидизма. Он объяснил, какое значение имеет этот день для каждого человека, и дал указания, как отмечать его, чтобы это максимально соответствовало Торе и аутентичным еврейским обычаям.

Но прежде всего Ребе разоблачил весьма распространившиеся заблуждения. Так, он обратил внимание на то, что сообщение о дне рождения фараона — не единственное упоминание в Торе подобной даты. Написано также о дне рождения Моше-рабейну — что для нас, евреев, куда важнее: когда Моше родился, его мать сразу увидела, что «он — хорош» (Шмот, 2:2). Раши, на основе Талмуда (Сота, 12а), комментирует это так: «Весь дом наполнился светом». Ребе объяснил: «дом» — это весь мир, который является обителью Всевышнего, и он «наполнился светом», ибо, как говорит Талмуд (Сангедрин, 113б; Тосефта, Сота, 10:1), когда «праведник приходит в мир — в мир приходит благо».

Устная Тора вовсе не игнорирует день рождения. В Талмуде (Моэд катан, 28а) рассказывается, что, когда один из величайших еврейских мудрецов Двуречья, рав Йосеф, достиг шестидесяти лет, он устроил «праздник для наших учителей» — то есть своих товарищей-ученых и учеников. Следовательно, нельзя сказать, будто празднование дня рождения противоречит Торе. Поскольку она вся — «ораа», то есть «указание», то и этот рассказ — тоже указание, относящееся к любому дню рождения. Талмуд подразумевает, что день рождения человека означает его подъем как в сфере материального мира, так и в плане духовном.

И тут мы подходим к внутренней сути дня рождения, на которую намекает каббала и которую Ребе объяснил на основе учения хасидизма.

Иерусалимский Талмуд (Рош а-Шана, 3:8) формулирует ее всего в двух словах: «Мазало говер» («Его “мазаль” набирает силу»).

«Мазаль» здесь — источник души человека; уровень души, который выше всех ее сил — выше мысли, речи и действия. Если еврей выявляет, пробуждает и укрепляет свою связь с Творцом, он не подвержен никаким влияниям внутри сотворенного мира, вроде влияния звезд и планет. Разве что он подчинится им по собственной воле… А что значит «набирает силу»? То, что в день рождения к человеку идет дополнительная подпитка сил Свыше.

В разговорном языке слово «мазаль» употребляют в значении «счастье», «удача», а иногда — «судьба». В таком смысле можно понять и приведенное выше изречение из Иерусалимского Талмуда: в день рождения судьба человека меняется к лучшему — она обещает ему больше счастья, больше удачи…

В учении хасидизма понятие «мазаль» связывается с однокоренным словом «нозель» («течет, струится»), и на основе этого сопоставления проясняется смысл понятия «мазаль». К человеку спускается — «струится» — жизненная энергия, как бы пропитывающая все существование вплоть до самого низкого уровня материального.

День рождения можно сравнить с днем Рош а-Шана. Как известно, в еврейской традиции этот день (годовщина сотворения первого человека, Адама) — День суда, когда Творец обновляет мир и определяет судьбу каждого из Своих созданий на следующий год. Также и у каждого человека есть его личный Рош а-Шана — день рождения, когда душа обновляется и получает новые силы. И от него самого зависит, чтобы это обновление стало фактором духовного роста.

В Рош а-Шана евреи занимаются самоанализом, стараются исправить свой характер, свое поведение и принимают обязательства на будущее. В целом все это обозначается словом «тшува»: «возвращение» — к Б-гу, к Торе, к добру... «Тшува» обладает поразительной силой и способна защитить человека от бед. День рождения — день, который также может изменить судьбу человека. Однако необходимо «пробуждать» свой мазаль, чтобы он «набирал» и сообщал большую силу.

Как известно от Бааль-Шем-Това, особое воздействие на мазаль оказывает чтение глав книги Теилим. На этом основан обычай читать всю книгу Теилим в день рождения и изучать псалом, соответствующий текущему году жизни данного человека. Скажем, тот, которому двадцать пять лет, сейчас находится на двадцать шестом году своей жизни; поэтому его «личный» псалом — 26. А в день своего рождения он начнет читать следующий: 27.

В Писании мы находим также намек на то, что в день рождения у человека возникает особая связь со Всевышним. В Теилим сказано: «Ты — сын Мой, Я сегодня тебя произвел на свет», и сразу же после этого: «Проси у Меня» (2:7-8). Значит, в день, когда Всевышний дал тебе жизнь, проси — и Он удовлетворит твою просьбу!

Говоря кратко, самый общий смысл дня рождения — обновление души, и это поистине радостный день. Его воздействие распространяется на весь год точно так же, как воздействие Рош а-Шана.

*  *  *

Суммируя сказанное по этому поводу Любавичским Ребе, можно составить примерный список дел, которые желательно совершить в день рождения, чтобы наполнить его духовностью и заслужить большее благословение.

1. В субботу, предшествующую дню рождения, хорошо постараться получить в синагоге вызов к чтению Торы, а если день рождения — в тот день, когда в синагоге читают Тору (то есть в понедельник или четверг), то в самый день рождения.

2. В день рождения дать больше цдаки (пожертвований). Если же день рождения — в субботу или праздник, следует дать цдаку накануне (а еще лучше — и перед ним, и также после него).

3. В течение дня почитать Теилим (желательно прочитать всю книгу и в особенности — изучить новую главу Теилим, номер которой соответствует числу прожитых лет).

4. Выше уже было приведено высказывание мудрецов о том, что для человека лучше всего было бы не родиться. Однако конец изречения таков: «…А теперь, раз уж он сотворен, пусть контролирует свои поступки» (Вавилонский Талмуд, Эрувин, 13б). Здесь — самый главный момент дня рождения: нужно уединиться и обдумать истекший год своей жизни. Вспомнить, что было в нем хорошего, что надо исправить, и решить, как это исправить. Это и называется тшувой, и в этом суть как всеобщего Рош а-Шана, так и своего личного.

6. Устроить праздничную трапезу для родственников и друзей. В их присутствии произнести благословение «Шеэхеяну» (благодарность Всевышнему за то, что «дал нам дожить… до этого дня») на новый в этом году фрукт или новую одежду. (Особенно хорошо, если присутствуют десять евреев, которым тринадцать лет и больше.)

*  *  *

Написано в книге Коелет (3:11), что Всевышний «все сделал прекрасным в свое время». Есть немало вещей, которые были открыты давно, но их время пришло совсем недавно. Достаточно сослаться на примеры технических достижений последнего времени.

Но один все-таки хотелось бы упомянуть: еще в конце XVIII века литовский раввин по имени Менаше из Илии изобрел... прообраз трактора. Но никто не оценил его идеи и не дал денег, чтобы построить даже модель этой машины. Все дело в том, что для нее тогда еще не настало время.

То же самое — в сфере духовного. Сказано в Мидраше (Берешит раба, 24:5), что еще Адам был достоин того, чтобы Тора пришла к людям через него. Однако Творец «все сделал прекрасным в свое время», и Дарование Торы произошло в двадцать шестом поколении после Адама.

А наше поколение вообще удостоилось множества такого, о чем ранее даже не подозревали. Сотни лет очень и очень многие ничего не знали о смысле дня рождения. Но теперь он стал известен и понятен всем, а не только избранным.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].       Исраэль Та-Шма. О дне рождения в Израиле. Цийон, 5762. С. 19–24. Вып. 67 (иврит).