[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2012 ИЯР 5772 – 5(241)

 

КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ?..

Борис Клин

Выступления с антисемитским душком прозвучали от лиц, близких к руководству Русской православной церкви. Это произошло впервые за 20 с лишним лет религиозного возрождения в России. До сих пор, и я писал об этом на страницах «Лехаима», от подобных выходок церковное начальство не только дистанцировалось, но и, по мере возможностей, старалось их пресечь.

Исраэль Шамир

В православной газете «Татьянин день» появилась статья И. Шамира. Факт сам по себе примечательный, поскольку автор известен своим, мягко говоря, специфическим отношением к евреям, Израилю и симпатиями к тем, кто воюет с еврейским государством. Сам факт его появления в том или ином СМИ уже заставляет задуматься о мотивах редакторов… Отчего? Сейчас увидите цитату из газеты «Татьянин день» и поймете. «Хуже того — когда еврейская традиция становится вместо православной, как будто, не дай Б-г, уже пришли времена Антихриста, он же еврейский Машиах. В эти дни вся Русь празднует праздник Пурим и отрицает Святое воскресенье — и это не в карнавальную Масленицу, а в Великий пост, и не просто воскресенье, а воскресенье св. Григория Паламы превратили в будний рабочий день, чтобы рабочие люди в церковь не пошли», — пишет Шамир на страницах православного издания. Это он о переносе выходного дня на 8 марта — Женский день. Собственно, ничего удивительного в появлении такой статьи в газете, считающей своим небесным покровителем расстрелянного большевиками протоиерея Иоанна Восторгова. Того самого, что сетовал на градоначальников, не сумевших направить революцию 1917 года в русло «веселенького жидовско-торгового погрома». Оно бы и не стоило внимания, если бы это была одна из маргинальных околоправославных газет. Но «Татьянин день» — издание непростое. Это газета домового храма Московского государственного университета. В этом храме служит руководство пресс-службы патриарха Кирилла. А настоятель этого храма протоиерей Максим Козлов спустя несколько дней после публикации статьи Шамира был назначен Священным Синодом РПЦ первым заместителем председателя Учебного комитета — церковного ведомства, управляющего высшими церковными учебными заведениями и, кроме прочего, участвующего в распределении выпускников. Связывать новую высокую должность Максима Козлова с публикацией Шамира я бы не стал: это было бы слишком примитивно. Но не думаю, что те, кто его назначал, не знали о его взглядах. Он их не скрывал, сочувственно отозвался о беспорядках, устроенных националистами на Манежной площади. Что же до евреев, то на сайте того же «Татьянина дня» есть раздел «Вопросы настоятелю», и там он прямо называет иудаизм «антихристианской религией». Конечно, Козлов, филолог по первому образованию, легко докажет, что приставка «анти» всего лишь означает «противоположность». И ничего «такого» в его высказывании нет…

Именно так — обратившись к словарю Даля — недавно поступил глава думского комитета по труду и социальному развитию Андрей Исаев. Он в социальной сети «Твиттер» написал «Ряды оппозиции жидеют». И объяснил, что ничего «такого» в виду не имел, просто «ряды оппозиции становятся более жидкими, “лесок жидеет” (словарь Даля)». Кстати, Андрей Исаев — не просто известный политик, он человек православный, близок к православному журналу «Фома». Руководит этим журналом Владимир Легойда — глава синодального информационного отдела РПЦ, проще говоря, церковный министр пропаганды. А его первый заместитель по журналу Владимир Гурболиков называет Исаева «педагогом, мыслителем, историком». Ну такой вот мыслитель. Ясно, что он помыслить не мог, что его фразу поймут как двусмысленную шутку, с душком-с…

Еще один православный деятель, руководитель клуба православных журналистов и сайта «Религия и СМИ» Александр Щипков, в пылу дискуссий о хулиганской акции панк-девиц в православном храме, восторженно привел высказывание некоего священника: «Копцев, нахулиганивший в синагоге, получил за это чудовищный срок». Тут следует заметить, что Копцев не пляски в синагоге устроил, он пришел туда резать людей, восемь человек тогда были госпитализированы, четверо в реанимации. И срок свой он получил не за мелкое хулиганство, а за покушение на убийство двух и более лиц.

Такую вот информационную картину мы имеем.

Раньше, при патриархе Алексии II, ситуация была принципиально иной. Сам покойный предстоятель РПЦ в ноябре 1991 года выступил в нью-йоркской синагоге с миролюбивой речью о еврейско-православном диалоге, цитируя иерархов и богословов, призывавших жить с евреями в мире и согласии, осуждавших погромы. Сам патриарх, обращаясь тогда к «еврейским братьям и сестрам», говорил: «Совместными усилиями мы построим новое общество, — демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Б-га — Отца всех. Б-га отцов ваших и наших». И при патриархе Алексии II руководство РПЦ на антисемитские выходки реагировало довольно жестко. Поганые антисемитские газетенки решением Синода запрещались к распространению в церковных лавках. Да и зарвавшихся священников, по меньшей мере, увещевали, а то и наказывали. Не было ни малейшего основания воспринимать случавшиеся пакости как некую линию или тенденцию, одобряемую руководством РПЦ. Тогда антисемиты в РПЦ настолько выглядели маргиналами, что для карикатурного образа черносотенцев им не хватало только квашеной капусты, застрявшей в неопрятной бороде. Теперь ядовитые выступления звучат со стороны, казалось, вполне респектабельных и близких к руководству РПЦ лиц.

Возможно, все это просто стечение обстоятельств, неудачные фразы, глупые поступки отдельных представителей РПЦ, и выстраивать их в некую линию — мания преследования. Возможно… Но даже если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят.

Осенью 2011 года социологи зафиксировали резкое падение авторитета РПЦ и патриарха Кирилла. Если патриарх Алексий II в 2004 году, по опросам, занимал вторую строчку в рейтинге доверия россиян, следом за Владимиром Путиным, то нынешнего предстоятеля в опросах обогнал даже лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Если при патриархе Алексии II РПЦ как общественному институту доверяло почти 65% даже среди неверующих и неправославных, то полгода назад рейтинг доверия составлял лишь 14%. Националистическая риторика нынче пользуется спросом. Не случайно в минувших избирательных кампаниях ее использовали все стороны. Не исключено, что и в церкви решили воспользоваться модной тенденцией. Тем более что антисемитская риторика — дело вполне безопасное. Антикавказская тема, куда более популярная среди обывателей, для этого не подходит. Во-первых, будет выглядеть как полемика с избранным президентом Владимиром Путиным, а он, напомню, резко осадил националистов, оравших: «Хватит кормить Кавказ». Ссориться с властью РПЦ не станет. А во-вторых, антикавказские выступления православных деятелей могут быть восприняты как антиисламские. И тут велик риск просто получить пулю. Прецеденты уже были. Православный священник Даниил Сысоев, критиковавший ислам, был застрелен в своем храме. Так что уравновешенные евреи для таких пропагандистских акций гораздо удобнее. Убивать точно не станут. Возмутятся? Ну да. Не без этого. Но в суд не потащат: сказано все аккуратненько, всем все ясно, а доказать ничего невозможно. А брань на вороту не виснет, и стыд глаза не выест.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.