[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2012 СИВАН 5772 – 6(242)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

20 адара II 5736

<…> Что касается Вашей дочери — думаю, нет нужды говорить, что Вы должны сделать все, что в Ваших силах, чтобы ее образ жизни был достоин еврейской девушки, дочери Сары, Ривки, Рахели и Леи[1]. Это звание — не просто красивая фраза, но, как любое, освященное временем и традицией еврейское высказывание, несет многоуровневую смысловую нагрузку. Во-первых, каждой еврейской девушке с рождения присущи качества праматерей нашего народа. А во-вторых, от нее ждут проявления этих качеств в жизни и повседневном поведении.

Что касается идеи послать ее в Страну Израиля, то следует связаться с официальными организациями, которые этим занимаются. Однако в первую очередь следует убедиться, что для нее это будет подходящим решением, поскольку, возможно, лучше попробовать записать ее в хорошую [местную] школу, пронизанную духом еврейской традиции. Постарайтесь решить, где ей будет лучше, в Иерусалиме или в США. Друзья-хабадники, о которых Вы упомянули в своем письме, несомненно, будут рады дать Вам хороший совет, насколько это в их силах.

Вне всякого сомнения, нет нужды распространяться о необходимости следовать Торе и заповедям в повседневной жизни. Хотя делать то и другое следует бескорыстно, это надежный способ удостоиться благословения своим деяниям. Когда речь идет о добродетели и святости, о Торе и заповедях, всегда есть место для роста! <…>

 

7 адара 5721

<…> Я получил письмо, в котором Вы сообщаете об уже полученном образовании и о сегодняшней учебе, а также о Вашем желании поступить в ешиву с продолжительным сроком обучения.

Вне всякого сомнения, это очень хорошая идея, поскольку учеба в ешиве — это не только возможность приобрести глубокие познания в Торе, хасидизме и этике, но и благоприятная <для религиозного еврея> среда, чье влияние во всем, связанном с повседневной жизнью, не менее важно, чем регулярные занятия. Ведь в конечном счете главное не рассуждения, а поступки, как сказано в Мишне[2] и как неоднократно говорили наши мудрецы.

Я уверен, что Вы уже привели Вашу повседневную жизнь в соответствие с Торой, которую называют Торой Жизни, — и это относится как к обыденной жизни, так и к заповедям, согласно которым живут евреи. Было бы хорошо, если бы у Вас возникло желание предпринять в этом направлении дополнительные усилия, поскольку всегда есть что улучшить, когда речь идет о Торе и заповедях, чей источник — Всевышний, называемый Эйн-Соф («Бесконечный»). <…>

 

5 тишрея 5721

<…> Вы совершенно правы, полагая, что для Вас лучше будет учиться в ешиве, расположенной в другом городе, в соответствии со словами Мишны: «Отправляйся туда, где изучают Тору…»[3] Желательно предпринять этот шаг, даже если он сопряжен с определенными трудностями. Тем не менее Вам стоит написать в ешиву или попросить сделать это кого-либо из Ваших друзей [и навести справки], чтобы можно было понять, нельзя ли полностью или хотя бы частично решить проблемы заранее. <…>

 

5 элула 5710

<…> Я получил Ваше письмо от 7 августа, в котором Вы пишете о том, что высоко цените образование и воспитание, которое Ваш сын получил за четыре года учебы в ешиве, и признаете, что это лучшее, что могло с ним произойти, за что Вы глубоко мне признательны. Разумеется, благодарность в данном случае полагается не мне, а Всевышнему, который дал Вам столь замечательного сына, пожелавшего стать достойным «сосудом» для воспитания в истинном духе Торы и богобоязненности, корни которого — в учении хасидизма.

В свою очередь, Ваш сын заслуживает похвалы, поскольку на основе полученного воспитания смог осознать, что долг человека — двигаться вперед по пути, ведущему к святости, поднимаясь все выше и выше [в своем стремлении] к Бесконечному. Это особенно важно в юности, [когда человек находится в] наиболее восприимчивом возрасте. В это время правильное образование и воспитание дает наилучшие плоды, которыми он будет пользоваться на протяжении всей дальнейшей жизни.

Исходя из этого, а также из общего духа Вашего письма, я был искренне изумлен и разочарован, прочитав в конце письма, что Вы хотите остаться в городе N[4], что решительно противоречит тому, что Вы писали в начале! Это тем более странно, что Ваш сын только этим летом достиг возраста бар мицвы, с которого еврей обязан жить согласно Торе и соблюдать ее заповеди. И в этот критический момент Вы думаете о том, чтобы вырвать его из уже привычной среды и лишить воспитания, которое принесло ему столько пользы, поскольку Вы и Ваша жена больше не можете жить в разлуке с сыном?!

Разумеется, я прекрасно понимаю чувства, которые испытывают родители в отношении своего ребенка, особенно такого, как Ваш. Жизнь вдали от него — серьезное испытание. Вместе с тем очевидно, что, когда речь идет о формировании характера и о воспитании, непродолжительная разлука на несколько лет — крайне незначительная вещь в сравнении с наградой, [полагающейся за это], а также с тем, чем рискуют в противном случае.

Я не хотел бы подробно писать о других сторонах этого дела, тем более что ваш ребенок перед отъездом сказал мне, что он поехал домой только после того, как мать обещала, что он вернется в ешиву в месяце тишрей. Думаю, не нужно объяснять, что утрата доверия и, как следствие, разочарование в родителях будут иметь долговременные последствия, как на сознательном, так и на бессознательном уровне, и невозможно предвидеть, к чему это приведет. Хотя одного этого [обещания] вполне достаточно, чтобы Ваш сын вернулся в ешиву.

Главное же в этом деле следующее: во все времена, и особенно в наши дни, следует делать все, чтобы уберечь ребенка от лишних кризисов, поскольку их, возникающих помимо нашего желания, и так более чем достаточно. Поскольку Ваш сын глубоко привязался к ешиве, вынес оттуда много хорошего, приобрел множество друзей среди соучеников и т.д., то нет сомнений: если забрать его оттуда и поместить в совершенно другую обстановку (даже наполненную Торой и богобоязненностью), это может вызвать кризис, как внешний, так и внутренний, затрагивающий самые глубокие уровни его души. А это может иметь очень тяжелые и долговременные последствия, упаси Б-г!

Кроме того, зная, как обстоит дело с религиозным образованием в N, я могу утверждать, что подходы, принятые здесь, в ешиве, и принятые там, существенно различаются. Поэтому переход, скорее всего, пройдет не слишком гладко и потребует от Вашего сына серьезно измениться или даже переломить себя — опыт, которому изначально не следует подвергать даже взрослого человека, а тем более ребенка, и особенно такого чувствительного, как Ваш сын.

Поэтому я хочу подчеркнуть, что Вам стоит еще раз тщательно обдумать, не лучше ли перетерпеть непродолжительную разлуку, чем рисковать физическим и особенно духовным благополучием сына. Вспомним также совет наших мудрецов: «Отправляйся туда, где изучают Тору…»[5] Исходя из личных наблюдений и жизненного опыта, могу заверить Вас, что родители, поступавшие в соответствии с этим советом, впоследствии, несмотря на принесенные ради этого жертвы, были щедро награждены, видя счастье и радость своих детей.

Я надеюсь, что Вы простите мне прямоту и откровенность, поскольку, лично зная и Вашего сына, и обстоятельства дела, я полагаю это своим долгом. Трудно переоценить важность его возвращения в Нью-Йорк, где в это время царит особая атмосфера, до Рош а-Шана, чтобы он мог быть со своими друзьями во время молитв и трапез и испытать вместе с ними религиозный подъем.

Я молюсь, чтобы правильное решение далось Вам без труда. Всевышний, несомненно, компенсирует Вам [горечь разлуки] радостью и счастьем, которые доставят Вам другие Ваши дети.

Наши мудрецы говорят, что заповедь Торы: «и внушай их детям твоим»[6] относится также и к ученикам[7]. И действительно, [в ешиве] к ученикам относятся как к собственным детям. Поэтому для меня будет большим облегчением узнать, что Вы приняли верное решение. <…>

 

23 сивана 5718

<…> Я получил письмо, где Вы пишете о планах относительно дальнейшей судьбы Вашего сына и просите меня использовать все свое влияние, чтобы убедить его поступить в колледж.

Я думаю, Вы не станете спорить, что во всех, без исключения, случаях основным и непременным условием счастливой жизни являются душевный покой, отсутствие внутренних конфликтов. Это было верно во все времена, но особенно верно в нашем поколении, живущем в полном чудовищных потрясений мире всеобщего замешательства, в атмосфере враждующих идей и идеологий. Ничто не свидетельствует о состоянии умов нынешней молодежи лучше, чем беспрецедентный бунт против общества, подростковая преступность и падение нравов. Все это — симптомы нашего смутного времени.

Соответственно, лучшее, что мы можем сделать для наших детей, — это постараться избавить их от внутренних конфликтов, а также привить им твердые религиозные и моральные принципы, чтобы они не стали жертвой дурного влияния других людей. Это особенно важно в критическом подростковом возрасте, когда формируется мировоззрение человека.

После этого краткого предисловия я возвращаюсь к тому, что Вы считаете проблемой: стремление убедить сына записаться в колледж и его опасения, связанные с этим. Я уверен, что он руководствуется исключительно достойными намерениями — желанием посвятить несколько лет изучению Торы. В его возрасте заставить его отказаться от того, что наиболее соответствует его интересам, от того, что кажется ему правильным и священным, к чему он искренне, от всего сердца стремится, означает сильно расстроить его, нарушив тем самым его душевный покой. Даже если он никак не будет проявлять свое негодование, это чувство может развиться на подсознательном уровне, что обычно гораздо опаснее. Кроме того, весьма сомнительно, что Ваши попытки заставить его изменить свою точку зрения будут успешны.

Наконец, насколько учеба в колледже пойдет ему на пользу? Вы полагаете, что высшее образование даст ему больше возможностей с точки зрения заработка. Однако на практике благодаря полученному образованию зарабатывает лишь небольшая часть выпускников колледжа. В конечном счете невозможно загадывать и строить планы на будущее, не беря в расчет Всевышнего. С одной стороны, Он — Творец мира, Его Провидение распространяется на всех и вся, и только от Него зависит чей-либо успех или неудача. С другой стороны, Он тот, кто дал нам Тору. Поэтому нелогична и невозможна ситуация, при которой у еврейского юноши, посвятившего несколько лет исключительно изучению Торы, меньше шансов преуспеть в этом мире в силу подобного выбора.

Как уже сказано, материальная выгода от учебы в колледже сомнительна. Вместе с тем, если выпускник ешивы несколько раз в неделю подвергается давлению враждебной среды, существует реальная опасность ситуации испытания, поскольку между ешивой и колледжем, где большинство студентов не евреи, а большинство студентов-евреев, к сожалению, не религиозны, колоссальная разница в общественном климате и идеологии. Студент не может избежать общения с другими студентами и преподавателями. Поэтому, даже если бы Ваш сын сам хотел учиться в колледже, было бы весьма проблематично советовать ему это, поскольку невозможно предвидеть все конфликты и опасности, с которыми это может быть связано. И коль скоро Вам повезло, что Ваш сын не стремится туда, но хочет посвятить себя учебе в ешиве, хочет оставаться в ее здоровой атмосфере, лишенной перечисленных выше проблем и противоречий, следует, вне всяких сомнений, поддержать его в этом мудром решении.

Разумеется, я знаю, что многие молодые люди посещают колледж параллельно с изучением Торы. Мне доводилось встречаться с ними, и я могу Вас уверить, что лишь немногим удается пройти через это испытание, избежав болезненных внутренних конфликтов. Даже те из них, кто внешне выглядит «неповрежденным», не имеют душевного равновесия, и лишь немногие из тех, кто сочетал учебу в ешиве и колледже, смогли сохранить внешний и внутренний покой.

Я уверен, этих строк будет достаточно, чтобы Вы смогли понять, какую радость следует испытывать от того, что Ваш сын сам решил избежать западни и полностью посвятить себя учебе в ешиве. Вам следует всячески поддержать его в этом, чтобы он мог учиться, ни о чем не задумываясь, и со временем он станет для вас источником подлинного удовольствия, причем не только духовного, но и материального. <…>

20 кислева 5718

<…> Я получил Ваше письмо от 7 кислева. Что касается учебы в ешиве, то Вы совершенно правы, решив, что «если не сейчас, то когда»[8], особенно в Вашем возрасте. Поскольку речь идет о вещах, влияющих на всю Вашу дальнейшую жизнь, очевидно, что время, которое Вы, прежде чем заняться бизнесом, посвятите учебе в ешиве, является хорошим «вложением» и ни в коем случае не должно рассматриваться как потраченное зря, упаси Б-г!

Что же касается заработка, то он в конечном счете зависит от благосклонности Провидения, как сказано в молитве после трапезы: «Он дает пищу всякой плоти, ибо велика милость Его». Разумеется, необходимо приготовить «сосуд», способный принять посылаемое Свыше, однако прежде следует укрепить духовные основы дальнейшей жизни, что в Вашем случае означает посвятить год или два исключительно изучению Торы. <…>

 

19 элула 5708

<…> Что касается чтения для Вашей дочери, то все, что было издано нашим центральным офисом, передавалось и будет впредь передаваться Вашей общине через наш региональный офис или его отделения. Там есть и материалы, подходящие для нее. Что же касается светских книг, то совершенно невозможно высказать мнение о них, не ознакомившись с ними предварительно.

Поскольку Вы сами затронули этот вопрос, я вынужден подчеркнуть, что основное внимание следует уделять не исправлению мелких изъянов, [подбирая дочери] материалы для чтения (или даже учебники), — хотя они, безусловно, полезны, а небрежность (не хочу употреблять более сильных выражений) в этом вопросе недопустима. Нужно решить главную проблему: найти для Вашей дочери учебное заведение и подходящее окружение. Допустим, в настоящий момент ни в одной из местных «кошерных» школ действительно нет для нее подходящего класса — почему бы Вам не подумать о том, чтобы самому открыть таковой? Ведь Вы уже предпринимали шаги в подобном направлении, и разве они не увенчались успехом?

Вопрос состоит не в том, чтобы найти для Вашей дочери класс, который соответствовал бы ее способностям по одному или нескольким предметам, но в том, чтобы найти для нее подходящее место, где она укрепилась бы в своем еврейском выборе. Это крайне важно в переходном возрасте, особенно с учетом того, что жизненный уклад в нашей прежней стране[9] отличается от европейского.

Что касается Ваших слов, что происходящее глубоко огорчает Вас, то Вы, несомненно, хорошо знаете любимое выражение моего наставника и тестя: «Один поступок важнее тысячи вздохов».

Я позволил себе остановиться на этой проблеме подробнее, хотя никогда не делал этого раньше, так как до сих пор Вы не давали мне повода начать разговор на эту тему. Тем не менее прошу меня извинить за вмешательство. <…>

 

1 нисана 5716

<…> Отвечаю на Ваше письмо от 21 адара и предшествующие ему.

Я не ответил ранее не в силу гнева и недовольства (упаси Б-г!), а из-за множества забот, тем более что в общем, как видно из Вашего письма, у Вас все в порядке, и не всегда правильно давать издалека частные указания, тем более что на местах есть самостоятельное руководство и т.д. Хотя не скрою, меня огорчает и удивляет все это, как сказано: «Поставили меня стеречь виноградники…» (т.е. сама Тора свидетельствует, что это виноградники, нуждающиеся в заботе, и тем не менее), «…моего собственного виноградника я не стерегла»![10]

Это буквально сказано о Вас и еще о нескольких уважаемых людях, которые ныне совершенно ничего не делают в «винограднике» Хабада (а то немногое, что делали ранее, прекратили через непродолжительное время в силу малопонятных, невнятных причин), хотя в чужих «виноградниках» активно работают, действуют и всем довольны! Понимающему достаточно. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

 добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       Парафраз традиционного родительского благословения дочерям: «Да уподобит тебя Всевышний Саре, Ривке, Рахели и Лее».

 

[2].       Авот, 1:17.

 

[3].       Пиркей Авот, 4:18. Полностью это высказывание звучит так: «Отправляйся туда, где изучают Тору, и не говори, что она сама придет к тебе или что твои товарищи помогут тебе усвоить ее».

 

[4].       Название города при публикации указано не было. Как видно из контекста, адресат письма прежде думал о переезде в Нью-Йорк, где учился его сын.

 

[5].       Пиркей Авот, 1:14.

 

[6].       Там же, 4:18.

 

[7].       Дварим, 6:7.

 

[8].       См., напр., комментарий Раши к Дварим, 6:7: «Сынам — это об учениках…»

 

[9].       В СССР.

 

[10].      Шир а-ширим, 1:6.