[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2012 АВ 5772 – 8(244)

 

Юбилей как повод для ностальгии

Екатерина Бирюкова

Очередные гастроли Израильского филармонического оркестра в Москву имели не только музыкальные, но и юбилейно-дипломатические цели. Во-первых, отметили 75-летие коллектива, основанного скрипачом Брониславом Губерманом раньше основания государства. Во-вторых, напомнили о 20-летии возобновления дипломатических отношений между Россией и Израилем.

Главный дирижер Израильского филармонического оркестра Зубин Мета

Что и говорить, знаменитый коллектив — самый русскоговорящий из зарубежных оркестров — подходит для этого как нельзя лучше. Кроме того, от имени Российской академии художеств, управляемой Зурабом Церетели, прямо на сцене Зала Чайковского нарядили в мантию и академическую шапочку с кистью приехавшего с оркестром маэстро Зубина Мету. И без того, впрочем, не имеющего недостатка в наградах и почетных званиях.

Одно из них — как раз титул пожизненного руководителя давным-давно возглавляемого им израильского оркестра. Ясно, что от столь давних и устойчивых взаимоотношений коллектива и дирижера (начавшихся в 1968 году) не стоило ждать свежести и каких-либо неожиданностей. И программа концерта как-то очень отчетливо отвергала такую возможность. Искусство планирования — особый тип творчества, все более актуальный в наше время, «когда все уже сыграно» и когда выбор и комбинирование тех или иных музыкальных текстов может содержать (или не содержать) некое дополнительное высказывание. Первосортными оркестрами в этом сезоне Москва не была обижена (Чикагский с Рикардо Мути, Лондонский филармонический с Владимиром Юровским, «Оркестр де Пари» с Пааво Ярви, «Санта-Чечилия» с Антонио Паппано), и программы их выступлений (даже бисов, как в случае с Мути) всякий раз обнаруживали, что они, как минимум, являлись поводом для раздумий и что с их помощью публике хотят сообщить что-то для нее не совсем очевидное.

Программа Израильского оркестра, напротив, сообщала, что ничего такого с публикой делать не собираются, что все хорошее давно придумано и изобретать новое ни к чему. По краям — хрестоматийный Бетховен: увертюра «Эгмонт» и Седьмая симфония. В середине — Первый концерт Чайковского с Денисом Мацуевым за роялем.

Впрочем, если и была какая-то неожиданная неровность в этом концерте, то как раз из-за участия в нем Мацуева, хорошо известного московской публике (значительная часть на пианиста и пришла, завалив его цветами и совершенно забыв про оба юбилея), с недавних пор любимца маэстро Меты, но нового персонажа для его израильского коллектива. Оркестранты разглядывали солиста строго и придирчиво, особенно во время виртуозных силовых бисов, нескромно перетянувших на себя восторги зала. В Чайковском за фирменной массированной атакой фортепиано интеллигентно приглушенного оркестрового аккомпанемента было местами совсем не слыхать. Но надо признать, что маэстро Мета профессионально и хладнокровно устраивал стыковки этих двух субстанций, таких разных, как Мацуев и Израильский филармонический оркестр.

Бетховенская часть концерта была гораздо более размеренной, согласованной, неброской и убаюкивающей, с теплыми струнными и неинтересной духовой группой. Но профессиональная музыкальная терминология как-то даже не очень годится для описания тех удивительных, немного ностальгических, немного сказочных ощущений, которые рождали эти звуки. Будто на дворе, допустим, 70-е годы прошлого века, Гилельс и Горовиц — самые что ни на есть актуальные звезды, время остановилось, исполнительская традиция не знает никаких кризисов, переломов и прорывов, а является вечным тихим оазисом, где никогда ничего не меняется и где прекрасные музыканты играют для прекрасной публики. Только почему-то эта публика, как назло, аплодирует между частями.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.