[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)

 

Виртуальная сказка с непонятным концом

Семен Довжик

Что должен продумать предприниматель, решивший создать глобальную корпорацию? Бизнес-план, кадровую политику, выпуск ценных бумаг? Все это мелочи. Главное — с самого начала определиться с позицией относительно арабо-израильского конфликта.

Цукерберг, Джобс и прочие узколобые акулы бизнеса прозевали этот вопрос на стадии зародыша и теперь имеют удовольствие расхлебывать десятилетиями завариваемую кашу ближневосточной неразберихи. Одно неверное движение, и вы рискуете связаться с евреями, что чревато плачевными последствиями. Минувшие месяцы прошли под знаком арабо-израильских разборок в виртуальной среде. Что такое хорошо и что такое плохо в преломлении межсемитского противостояния, пришлось уяснить для себя таким гигантам, как Facebook, Twitter, YouTube и Apple iTunes. То ли еще будет.

Смех смехом, но сложно переоценить значение, которое Интернет приобрел в современной жизни. И если, проверив прогноз погоды в Интернете, все еще стоит высунуться в окно и сравнить погоду виртуальную с невиртуальной, то во всем прочем информация, находящаяся в этой вездесущей Всемирной паутине, начисто затмила все остальные каналы. Вместе с тем законодательная база относительно всего, что можно и что нельзя размещать в Интернете, еще чрезвычайно слаба. Проще говоря, кодекс правил поведения выкристаллизовывается на наших глазах путем проб и ошибок. И решения по одним и тем же вопросам в разных закутках виртуального пространства зачастую принимаются совершенно противоположные.

За последнее время Израиль, а с ним и все прогрессивное человечество одержали внушительные победы в этом непрекращающемся противостоянии. Террористическая организация «Хизбалла», а заодно с ней и ее телевизионный канал «Аль-Манар» исчезли. Они пока еще не исчезли физически (эта задача до сих пор остается прерогативой Армии обороны Израиля), но по крайней мере три таких интернет-гиганта, как Facebook, Apple iTunes и Google Android, приняли решение об удалении аккаунтов «Хизбаллы» и «Аль-Манара» со своей платформы.

Подобный шаг с воодушевлением был воспринят западной еврейской общественностью. В кулуарах даже доводилось слышать, будто Марк Цукерберг (основатель сети Facebook) наконец решил вернуться на путь истинный и стал помогать своему народу. И если так и дальше пойдет, то народ Цукерберга простит самому молодому миллиардеру его брак с шиксой. Но, к величайшему сожалению, история с удалением аккаунта «Хизбаллы» из самой популярной социальной сети далека от того, чтобы стать красивой сказкой, и еврейский мальчик Марик здесь вообще ни при чем. Но при чем здесь американское законодательство, давным-давно провозгласившее «Хизбаллу» террористической организацией. Однако даже и в этой истории до счастливого конца весьма далеко. Потому что, несмотря на могущественное законодательство США, «Хизбалла» до сих пор преспокойно распространяет свою человеконенавистническую ересь по таким важнейшим каналам информации, как Twitter и YouTube.

Дело совсем не в том, что Twitter, как главный конкурент Facebook, решил назло сопернику занять диаметрально противоположную позицию. Покуда интернетовский шульхан арух все еще составляется, самый главный принцип — это отсутствие цензуры. Так что прежде чем что-либо закрыть-отменить-запретить, отцы-основатели любой интернет-платформы думают по меньшей мере семь раз и лишь потом отрезают.

В последнее время больше всех достается Apple iTunes. Казалось бы, вот это — воплощение принципа вселенской свободы. Чего проще: каждый смертный может создать и загрузить в виртуальный магазин любое приложение. Понравилось приложение, сгрузили его пара-тройка миллионов пользователей — идешь присматривать себе симпатичный много-этажный домик. Не пришлось твое приложение ко двору — сидишь дальше с друзьями за пивом и рассказываешь, какие же все сволочи. Но и сюда пробрался этот разрушительный червь арабо-израильского перетягивания каната. Все было хорошо, пока в прошлом году не появилось скромное приложение, призывающее палестинцев к началу третьей интифады. Руководству Apple срочно пришлось изучить краткий курс истории ближневосточного конфликта. Более того — в Apple получили официальное обращение министра пропаганды Израиля Юлия Эдельштейна. Так весь мир узнал о существовании этого министерства. В Калифорнии быстро поняли, что дело пахнет жареным, и приложение с призывом к интифаде просуществовало не больше недели. Официальная реакция компании говорила о том, что «приложение нарушает правила Apple, задевая чувства большой группы людей».

В Apple вздохнули с облегчением, будучи уверенными, что арабо-израильская тема исчерпана. Не тут-то было. В августе этого года в Apple Store поселились «Протоколы сионских мудрецов». Доступное на арабском языке, приложение стоит чуть больше одного доллара. Руководство корпорации схватилось за голову. Внимательно просматривали почту и не ошиблись: пришло письмо от их старого друга Юлия Эдельштейна. Подстегнутые обращением европейских раввинов, в Apple принялись за изучение мировой истории антисемитизма. Думается, дни приложения «Протоколы» уже сочтены.

Оппоненты, взывающие к отмене того или иного антиизраильского контента, апеллируют к одному простому доводу: свод правил поведения в Интернете не начинается с чистого листа. К примеру, ни одна интернет-платформа не позволит распространения у себя информации, поощряющей педофилию. Следовательно, так же стоит относиться и к распространению материалов, призывающих к уничтожению народа или государства. Проще говоря, критиковать Израиль можно, а вот призывать к его уничтожению — нельзя.

Но, судя по происходящему в интернет-пространстве, с педофилией дела обстоят однозначнее, нежели со всем, что касается евреев и Израиля. Так что, верится мне, интернет-пространство не раз еще окажется ареной выяснений арабо-израильских отношений, по результатам которых каждый раз станет чуточку яснее, что позволительно доносить пользователям Всемирной паутины.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.