[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

 

Без даты

<…> Вы хотели узнать мое мнение, можно ли кормить маленьких детей продуктами, кошерность которых не соответствует самым высоким стандартам (мехудар), чтобы улучшить их аппетит.

В целом кошерное питание является не только гарантией соблюдения заповедей. Что гораздо важнее, съеденное нами становится «плотью и кровью», а кровь, как известно, связана с душой[1]. Соответственно, то, что мы едим, влияет на поведение и характер человека. Если это справедливо для взрослых, то в еще большей степени это справедливо, когда речь идет о детях — следует не жалеть никаких усилий, чтобы их питание было как можно более кошерным.

Соответственно, мое твердое мнение таково, что в вопросе уровня кошерности питания Ваших детей не может быть никаких послаблений, даже чтобы улучшить их аппетит.

Я не сомневаюсь, что Вы сможете найти другие способы улучшить аппетит детей. Но этого ни в коем случае нельзя делать за счет кашрута, который является залогом физического и духовного здоровья. <…>

 

Без даты

<…> Поскольку употребление запрещенной еды или питья ухудшает характер человека, кормящая мать, которая, по медицинским соображениям, должна есть те или иные некошерные продукты, не должна кормить своего ребенка грудью. <…>

 

5 тамуза 5718

<…> Перейдем к основной теме письма — к Вашему вопросу об отношениях воспитателя с семьей воспитанника, и в первую очередь с теми воспитанниками «Алият а-Ноар»[2], которые происходят из семей, «находящихся на низком уровне развития». Воспитатель-де должен воспитывать их по-новому, что плохо отражается на отношениях ребенка с его родителями и его связях с семьей. Это особенно верно в отношении наших братьев-сефардов, приехавших из Марокко и т.д. Вы спрашиваете, что я об этом думаю.

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, необходимо прежде всего сформулировать общий принцип, касающийся молодежи в целом: молодежь, как известно, не склонна к компромиссам, и мировоззрение молодого человека обычно достаточно цельно и последовательно. Поэтому, если пошатнуть одну «стенку», убедив его в ее ненадежности, это подрывает все здание. Это тем более так, если сомнениям подвергают идеи и убеждения, которые воспитанник считает основополагающими для себя.

Те, кто хорошо знаком с жизнью наших собратьев из восточных общин, знают, насколько их мировоззрение, определяющее поступки, речь и помыслы, их повседневная жизнь пронизаны абсолютной верой в Тору и ее заповеди, а также абсолютным доверием и полным подчинением родителям и учителям. Эти принципы определяют все их поведение, не только в отношении между человеком и Всевышним, но также в отношениях между людьми. Только благодаря этому незыблемому порядку и, выражаясь языком наших мудрецов, полному «принятию ига Царства Небесного» они сохранились как в религиозном, так и в морально-нравственном отношении, несмотря на то, что жили в тяжелейших условиях, полных испытаний, в странах, где, благодаря климату, половое созревание молодежи, со всеми его искушениями, наступает на несколько лет раньше, чем в Восточной Европе.

Это означает, что любое действие, ослабляющее или уменьшающее «иго», подрывает все мировоззрение репатрианта из Марокко, Йемена и т.д. В результате сдерживающая его внешняя «узда» исчезает, оставляя его в одиночестве и в постоянной борьбе с дурным началом. Последствия, к которым это приводит, вполне очевидны, причем в вопросах отношений между человеком и его ближним, возможно, даже в большей степени, чем в отношениях между человеком и Всевышним. В конечном счете страх наказания, тюрьмы и т.п. помогает только в том случае, если опирается на мировоззрение, поощряющее святость, добро и нравственность и отрицающее их противоположность.

Столь же очевидно, что невозможно в один миг заменить у подростка подчинение отцу и доверие к нему или к своему старому учителю подчинением и доверием к вожатому и новому учителю, которые требуют от него иного поведения. Однажды выйдя из повиновения, юноша или девушка не остановятся сделать это второй и третий раз.

В свете всего сказанного, моя точка зрения очевидна: пока не будет сформировано новое, основательное и прочное мировоззрение, соответствующее уровню восприятия сефардской молодежи, ни в коем случае нельзя затрагивать основ их нынешнего мировоззрения. Это не метод — разрушать, чтобы строить в будущем, поскольку за это время молодежь, о которой идет речь, может опуститься на самое дно, так, что не будет никакой возможности вытащить ее из этой глубокой ямы.

Все сказанное выше никак не касается религиозных аспектов проблемы — речь идет исключительно о педагогическом и моральном аспектах, поскольку, как это видно из Вашего письма, Вас интересует именно это. И хотя Вы правы, невозможно оставить [еврейскую] молодежь в том же положении, в котором она находилась в марокканской глубинке, нельзя также впадать в другую крайность, в мгновение ока уничтожив все жизненные основы, служившие многим поколениям, а после этого пытаться «пересадить» молодежь в культурную среду, которая ей совершенно чужда и непонятна. Это следует делать постепенно, шаг за шагом, и не начинать с основ. Другими словами, следует воздействовать на молодежь посредством родителей и учителей, а в той мере, насколько необходимо воздействовать непосредственно, делать это так, чтобы не касаться вещей, которые святы и не вызывают никаких сомнений. <…>

 

Без даты

<…> Если разрешить просмотр программ учебного телевидения в одной школе, оно станет разрешенным повсеместно. Более того, если оно будет разрешено в школе, носящей имя моего тестя, многие подумают, что он это одобряет. Однако это совершенно не так! Поэтому не допускайте в школе никаких телевизоров, даже в учебных целях. <…>

 

16 ава 5717

<…> Что касается Вашего вопроса, как исправить духовный урон (тикун), который Вы понесли, родив ребенка от нееврея. В качестве исправления Вы должны полностью, с полной самоотдачей и даже самопожертвованием посвятить себя еврейскому религиозному образованию. Каждое утро, прежде чем начать молиться, делайте пожертвование какому-либо учебному заведению, где детей воспитывают в еврейском духе. Каждый день, включая субботы и праздники, читайте дневной урок псалмов, в соответствии с днем месяца. Кроме того, займитесь работой с евреями, которые пока что не соблюдают заповедей, и постарайтесь приблизить их к Творцу. <…>

 

Без даты

<…> Теперь о том, что у Вашего сына была замечена тяга к воровству, упаси Б-г! Вам следует обратиться к медику-специалисту, который занимается этой проблемой [лечением клептомании], поскольку его поведение свидетельствует о болезни, которую порой удается вылечить медицинскими средствами.

Кроме того, очевидно, что следует ежедневно произносить псалмы для избавления от этой болезни. Кроме того, ежедневно перед утренней и дневной молитвой следует давать определенную сумму на благотворительность. Проверьте цицит Вашего сына. Он также не должен ходить без ермолки. Проверьте мезузы в Вашем доме. Если среди его одноклассников принято носить шляпу поверх ермолки, кто-либо из друзей должен сказать ему, что ермолки не должно быть видно[3] и что следует носить поверх нее еще и шляпу. <…>

 

Еврейское воспитание как одна из главных забот Хабада в последних поколениях

 

25 хешвана 5703

<…> Как бывшему ученику ешивы «Томхей тмимим», который активно участвовал в деятельности моего наставника и тестя, Ребе [Йосефа-Ицхака Шнеерсона] шлита, я уверен, Вам будет интересно узнать о работе двух жизненно важных институтов, «Махане Исраэль»[4] и «Меркоз ле-Инъёней хинух», которые возглавляет мой тесть и наставник, Ребе шлита.

Деятельность «Махане Исраэль» подробно описана в ежемесячном журнале «А-Крио ве-а-Кдушо»[5], который издает «Агудас Хабад»[6], а также в газете «Мор-ген»[7]. С Б-жьей помощью, деятельность «Ма-ха-не Исраэль» расширяется, растет и количество вкладчиков фонда. Люди, представляющие весь спектр религиозного еврейства, поддерживают фонд, невзирая на партийные разногласия. Поэтому мы видим, как умножается количество обществ чтения псалмов, изучения Мишны и т.д.

Деятельность «Махане Исраэль» рассчитана в первую очередь на взрослых. Напротив, усилия «Меркоз ле-Инъёней хинух» направлены, главным образом, на работу с еврейскими мальчиками и девочками, с целью усилить их [еврейское] воспитание в духе чистоты и святости.

Деятельность «Меркоз ле-Инъёней хинух» имеет несколько аспектов. Вот некоторые из них:

1.Создание обществ, организовывающих празднование субботы (Месибат Шабат). Вам послан буклет, описывающий этот род деятельности.

2.Создание школ для еврейских девочек.

3.Организация вечерних курсов [для подготовки] еврейских учителей и воспитателей.

4.Издание печатных материалов для еврейских детей и юношей, публикация журнала «Беседы и рассказы»[8] (на идише и английском). За первый год мы выпустили двадцать четыре номера, завоевавших симпатии юных читателей, а также их учителей и родителей.

Излишне говорить, что, с Б-жьей помощью, эти усилия принесут свои плоды, укрепив [изучение] Торы и [соблюдение] заповедей. Они помогут воспитать новое поколение, праведное поколение, которое принесет славу и уважение народу Израиля.

Хорошо известно, что «Г-сподь утверждает шаги человека»[9]. Поэтому на всех тмимим[10], где бы они ни находились, возложена задача огромной важности — нести свет в дома евреев, живущих рядом с ними.

Это тем более верно в наши дни иквета де-Мешиха[11], когда уже можно услышать шаги грядущего Машиаха. На тмимим, равно как и на всех хасидов, возложена двойная, вернее, даже многократная обязанность исполнять заповедь: «Люби своего ближнего, как самого себя»[12] и побуждать других делать добрые дела.

Я не сомневаюсь, что Вы принимаете активное участие во всех этих проектах и присоединились к тем, кто взял на себя исполнение миссии, объединяющей всех тмимим со всех концов земли. Я буду рад получить от Вас ответ с описанием Вашей деятельности. С нашей стороны, мы с радостью предоставим Вам любые необходимые материалы, которые помогут Вам достичь максимального результата. <…>

 

Второй Песах[13] 5738

<…> Я уверен, что особое внимание[14] будет уделено детям и подросткам вашей общины. Это жизненно важно всегда и особенно в наше время. Думаю, не стоит объяснять, что дети — это не только будущее нашего народа, но и будущее каждой общины.

Также следует иметь в виду огромное положительное влияние, которое может оказать создание преданной Торе общины и религиозной школы (талмуд тора), если они станут наглядным примером того, чего может достичь относительно небольшая группа религиозных евреев, когда она берется за трудное дело с ревностью и энтузиазмом. Это, несомненно, вдохновит и иных евреев последовать их примеру. <…>

 

7 адара 5718

<…> В связи с наступающими вскоре днями Пурима я хотел бы обратить внимание на одно из событий, связанных с этим праздником. Оно содержит в себе урок, важный для вашей и нашей работы.

Рассказывают наши мудрецы, что, когда стало известно о царском указе «уничтожить и т. д.»[15] (упаси Б-г!), Мордехай прошел по улицам города и собрал 22000 маленьких детей, учеников хедеров, чтобы учить их Торе и вместе с ними изливать сердце пред их Отцом в Небесах в молитве и мольбах. Он укоренил в их сердцах столь великую готовность к самопожертвованию, что [в момент опасности] все они воскликнули в один голос: «Хоть на смерть, хоть на жизнь — мы с тобой!» Благодаря этому [на Небесах] разорвали страшный приговор «и получилось наоборот»[16]: от смерти вышли к жизни, от стенаний — к веселью как в физической, так и в духовной жизни.

Каждый должен глубоко задуматься: Мордехай — праведник, один из глав Сангедрина, глава всех праведников в его поколении, подобно Моше, лично пошел учить Торе, богобоязненности и готовности к самопожертвованию маленьких детей, учеников хедеров, несмотря на все свое величие!

Каждый из нас должен постоянно помнить: да не возомнит о себе человек, будто его положение освобождает от воспитания малых детей. [Пусть не думает:] как могу я отменить мои многочисленные дела и занятия?! Он обязан признать: важнее всего выделить некую постоянную часть своего времени и посвятить, по крайней мере, некоторую часть своих сил, чтобы завоевывать молодое поколение таким путем, который насадит в сердцах их богобоязненность и готовность к самопожертвованию за всё, что для нас свято. Свято с тех пор, как мы стали «царством священнослужителей и святым народом»[17], стоя у горы Синай.

И тогда — лишь тогда — мы будем уверены в том, что молодое поколение останется верным Всевышнему и Его Торе в обеспечении существования нашего народа. И столь велика сила этой святой и верной работы, что заставит замолчать всех обвинителей и отменить все приговоры, и тогда народ Израиля «пребудет в уверенности, исключительности»[18] <…>

 

24 тевета 5722

<…> Поскольку в этом году ежегодная встреча пройдет незадолго до 10 швата, йорцайта моего наставника и тестя, благословенной памяти, она, несомненно, будет нести на себе отпечаток его влияния и вдохновения.

За время, отведенное ему на земле, мой тесть повидал много разных миров, в каждом из которых ему приходилось вести свою борьбу. Однако где и когда бы он ни находился, в царской России или советской России, в годы двух мировых войн и в послевоенное время, в Старом Свете или в Новом Свете, — он всегда оставался лидером еврейского народа, всем сердцем и душою преданным борьбе за духовное и материальное благосостояние своего народа.

Будучи олицетворением того типа руководителя, образцом которого послужил его прославленный предок, автор «Таньи» и «Шульхан аруха» рабби Шнеур-Залман из Ляд (в годовщину смерти которого я пишу это послание), мой тесть в равной степени заботился о ребенке, только начавшем изучать алфавит, и о студенте ешивы. Его любовь к ближайшим ученикам и последователям, с которыми он делился сокровенными тайнами Торы, была такой же, как любовь к незнакомому еврею в далеких краях, лишенному даже элементарного [еврейского] образования.

Еврейское образование было его главным жизненным приоритетом. Этим же духом самопожертвования преисполнены его посланцы, которые, по его инициативе и под его руководством, стали первопроходцами во многих областях педагогической работы. Эта работа стала истинным проявлением единства еврейского народа посредством Торы, которая на всех уровнях, от алфавита до сокровенных мистических тайн, является объединяющей силой, связывающей еврейский народ с Единым Творцом[19].

Любавичский центр в Лондоне, который за сравнительно короткое время добился значительных успехов на ниве еврейского образования, сумел доказать, что служит источником жизненной силы для еврейской общины Англии. Забота о сохранении еврейского образа жизни в соответствии с Торой жизни, безусловно, возложена не только на руководство общины, но и на каждого еврея, мужчину или женщину. Я молюсь и надеюсь, что каждый, до кого дойдет это послание, захочет принять участие в этом самом достойном из всех предприятий и тем самым станет источником материального и духовного благословения как для всей общины в целом, так и для своей семьи. <…>

 

Третий день недели «Лех-леха» 5728

<…> Согласно известному высказыванию Алтер Ребе, автора «Таньи» и «Шульхан аруха», еврей «должен жить в ногу со временем», то есть в соответствии со сказанным в недельной главе Торы. Поэтому я надеюсь, что ваша встреча, назначенная на неделю, в которую читают раздел «Леха-леха», будет проникнута духом этой недельной главы, рассказывающей о жизни Авраама — первого еврея и прародителя еврейского народа.

Одним из испытаний праотца Авраама стало известие, что «потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их»[20]. Однако в то же время между Всевышним и Авраамом был заключен вечный союз[21], гарантирующий, что еврейский народ переживет любую эпоху и любые трудности.

Условием вечности нашего народа стало то, что дети наши будут с рождения носить знак союза со Всевышним, запечатленный в плоти, посвящая Творцу не только душу, но и тело, и будут воспитываться в соответствии с Его путями[22].

Наши мудрецы говорили: «Деяния отцов — путеводный знак потомкам»[23]: все происходившее с праотцами — это события, которые впоследствии будут неоднократно повторяться в еврейской истории, как на личном, так и на национальном уровне. Выживание еврейского народа зависит от того, какое воспитание получат наши дети, а воспитание каждого ребенка неразрывно связано не только с его будущим, но и с будущим всего еврейского народа. <…>

 

15 элула 5716

<…> Дай Б-г, чтобы <…> Вы исполнили задачу Вашей души: помощь в изучении Торы и исполнении заповедей в повседневной жизни молодому поколению, стоящему пока что в начале своего пути.

В нашем поколении необходимость действовать ради этого возросла многократно, ибо это поколение кризиса как во всем мире, так и в жизни нашего народа в частности. Это эпоха, когда наступило разочарование в идеях и взглядах светского характера. И, как во всякой кризисной эпохе, наибольшее потрясение испытывает молодое поколение, которой, не будучи воспитанным для Живой Торы, веры и Закона, стоит в растерянности и ищет — буквально наощупь — свою дорогу в жизни. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 



[1].      «Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа» (Дварим, 12:23).

 

[2].      «Алият а-Ноар» — департамент израильского Министерства абсорбции, отвечавший за работу с детьми и молодежью.

 

[3].      В хасидских кругах принято не носить ермолку напоказ.

 

[4].      «Махане Исраэль» (Machne Israel Development Fund) — фонд, созданный по инициативе шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона в 1941 году. Основной источник финансирования многих институтов Хабада.

 

[5].      «HaKeriah VehaKedushah» — ежемесячный журнал, созданный в 1941 году раввином Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном.

 

[6].      «Агудас Хабад» («Агудас Хасидей Хабад») — Всемирное объединение любавичских хасидов. Организация создана в США в 1924 году по инициативе раввина Йосефа-Ицхака Шнеерсона, находившегося тогда в советской России. «Агудас Хабад» осуществляет общее руководство «Махане Исраэль» и «Меркоз ле-Инъёней хинух».

 

[7]7.   «Морген» («Утро») — ежедневная газета на идише, начала выходить в Нью-Йорке 2 июля 1901 года.

 

[8].      «Беседы и рассказы» («Talk and Tales») — детский ежемесячный журнал любавичских хасидов.

 

[9].      Теилим, 37:23. Полностью стих звучит так: «Г-сподь утверждает шаги человека, если путь его угоден Ему».

 

[10].    Выпускники ешивы «Томхей тмимим».

 

[11].    Иквета де-Мешиха — буквально «следы Машиаха». В каббалистической литературе так называют время, непосредственно предшествующее приходу Избавителя.

 

[12] Ваикра, 19:18. Рабби Акива называл эту заповедь «важнейшим принципом Торы».

 

[13]   14 ияра. Во времена Храма евреи, которые были ритуально нечисты или находились далеко от Храма в период праздника Песах, имели возможность принести пасхальную жертву через месяц. См.: Бемидбар, 9:9-11. Известно высказывание Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона о том, что Песах шени учит нас тому, что нельзя отчаиваться, нет ничего непоправимого.

 

[14].    Выделено в письме.

 

[15].    См.: Эстер, 3:13.

 

[16].    Там же, 9:1.

 

[17].    Шмот, 19:6.

 

[18].    См.: Дварим, 33:28.

 

[19].    Ребе говорит здесь о концепции тройственной связи, изложенной в книге «Зоар»: «Три узла увязаны друг с другом: Израиль с Торой и Тора со Всевышним».

 

[20].    Берешит, 15:13.

 

[21].    Там же, 13:17.

 

[22].    Имеется в виду завет обрезания, в который еврейский мальчик вступает практически сразу после рождения — в возрасте восьми дней. См.: Берешит, 17:9-14.

 

[23].    Парафраз сказанного в мидраше, см., например: Танхума. Лех-леха, 9.