[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)

 

«Поемка я мяса»

Меир Левинов

Смоделируем ситуацию: весьма знающий (в традиционном еврейском понимании) человек отказался от мяса. На ехидные замечания знакомых он вначале бурчит, что ему просто не хочется, но потом, подумав немного, добавляет: «И вообще-то в Талмуде сказано: невежде запрещено есть мясо». Действительно, такая сентенция есть (Вавилонский Талмуд, Псахим, 49б). Правда, там про невежд говорится много чего, и набор высказываний раскручивается по спирали, в классическом стиле. Начало этого фрагмента Талмуда звучит так: «ему запрещено есть мясо», а завершается он: «его можно разорвать, как рыбу». А хорошее воспитание и правила приличия заставляют каждого признавать себя невеждой, независимо от уровня знаний и поведения.

Ной и его семья после потопа. Фрагмент. Франческо да Понте Бассано. 1576 год. Частное собрание

Понятно, что человек, о котором идет речь, просто не хочет говорить о настоящих причинах своего поведения: скорее всего, они лежат вне плоскости еврейской традиции, где-то в области современных представлений, и он просто стесняется высказать свои соображения вслух. Ну а так как я к вегетарианцам не отношусь, то мне стесняться нечего, почему бы не порассуждать на эту тему. Тем более повод есть: 4116 лет тому назад, в месяце мархешван, людям было разрешено есть мясо.

Двадцать седьмого числа этого месяца спасенный Ноах и его семья вышли из ковчега после потопа, и так потомки Адама продолжили свою жизнь на земле. Все современные люди — потомки Ноаха в той же степени, что и Адама, и теоретически нет разницы между тем, как их назвать, но все же в еврейской литературе между этими понятиями есть отличие. Разница простая: Адам получил шесть заповедей, а для Ноаха была добавлена еще одна — «запрет есть части живого», иными словами, запрет есть неумерщвленных животных. Поэтому, когда речь идет о семи законах, которые должны исполнять все люди независимо от их происхождения, в еврейской традиции их называют «заповеди потомков Ноаха».

Разницу между потомками Адама и Ноаха можно сформулировать и несколько иначе: первые мяса не ели, а последние — едят. И действительно, в рассказе о Сотворении мира (Берешит, 1:29-30) мы читаем: «И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу. И всем животным земным и всем птицам небесным, и всякому движущемуся по земле, в котором душа живая, — вся зелень травяная в пищу. И стало так». Нигде в рассказе о Сотворении мира мы не читаем, что Адаму и Хаве было разрешено есть животных. Даже слова «владычествуйте… над всяким животным, движущимся по земле» понимаются как право эксплуатировать их, распоряжаться ими, а никак не право употреблять в пищу. Только в рассказе о выходе Ноаха из ковчега мы читаем (Берешит, 9:3): «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все». Как объясняет Раши, комментируя последний стих: «Святой, благословен Он, не разрешил Адаму и Хаве убивать животных и есть их мясо, а есть можно было только растительную пищу. И только Ноаху и его потомкам это было разрешено».

Рамбан, когда объясняет, почему Ноаху было разрешено питаться мясом, указывает две причины: во-первых, это наказание животным, ведь перед рассказом о потопе говорится «и развратила всякая тварь свой путь» (Берешит, 6:12). Во-вторых, так как он спас животных, поместив их в ковчег, то получил право делать с ними, что хочет, потому что без него они все равно бы не выжили. Насколько этот аргумент может удовлетворить больную совесть современного человека, вопрос сложный. Все же стоит добавить и другое соображение: Адам и животные были созданы для жизни, а потому о каком убийстве для еды может идти речь? Даже грех первого человека, приведший к возникновению смерти в мире, не дал права человеку есть животных. Потоп все живое на земле как бы приговорил к смерти. Можно сформулировать это так: после потопа смерть стала чем-то естественным, привычным, исчез страх перед ней — и отсюда появляется возможность убивать животных для еды.

Разрешение питаться мясом убитых животных сопровождалось новой, седьмой по счету, заповедью: «Только плоти при жизни в крови ее не ешьте» (Берешит, 9:4). Понятно, почему запрет есть неумерщвленных (теплокровных) животных был дан именно Ноаху, а не Адаму. Адам вообще никакого «живого» мяса не ел, а потому этот запрет был дан плотоядным людям, а не вегетарианцам — таким, как Адам и его ближайшие потомки.

Тора разрешает есть мясо — именно разрешает, но не предписывает. Вопрос простой: это уступка Торы дурной природе человека после потопа или так оно и должно быть? Вопрос не кажется странным. О некоторых заповедях Торы наши благословенной памяти мудрецы говорят, что они даны именно «против дурной природы человека» — все равно люди сделают так, даже если бы нечто было запрещено, но Тора задает этим действиям приемлемые рамки. В конце концов, никто не смеет сбрасывать со счета предсказание пророка Йешаяу (11:7): «Корова и медведь будут пастись вместе со своими детенышами, а лев, как скотина, есть сено». Это предсказание грядущего вегетарианства, разумеется, следует перенести на людей. В грядущем, когда люди станут идеальными, они вернутся к вегетарианству. Вопрос дня сегодняшнего: не следует ли приличному человеку быть вегетарианцем уже сейчас?

Если оставить в стороне основную мораль — следует быть милосердным ко всем творениям, — то мы видим, что вполне верную мысль о том, что животных можно есть, потому что нам это дозволено, не следует декларировать. Это не призыв к ханжеству — ем, но вслух не говорю. Просто утверждение «они для этого созданы» может свидетельствовать о некоей эмоциональной ущербности или о неверном воспитании. В конце концов: «Все знают, зачем невеста идет под свадебный балдахин, но для всякого, кто говорит похабщину, даже если ему суждено было прожить семьдесят лет, их превращают в сплошное несчастье» (Вавилонский Талмуд, Шабат, 33а).

Чаще всего в пользу обязательного употребления мяса прибегают к аргументу о предписании есть мясо в праздники и субботы. Обычно забывается, что это учат из стиха: «И радуйся своему празднику» (Дварим, 16:14). И чему же следует радоваться в праздник? Отвечает Талмуд (Вавилонский Талмуд, Псахим, 109а): «Мужчины приличествующим им, а женщины приличествующим им. Мужчины приличествующим им, а именно — вином. А женщины чем? Рабби Йосеф учил: “В Вавилонии цветными одеждами, а в Стране Израиля разглаженным льном”. Рабби Йеуда бен Батера говорит: “Когда стоял Храм — радость это мясо, как сказано: „И приноси свои мирные жертвы и ешь там, и радуйся перед Г-сподом, твоим Б-гом“ (Дварим, 27:7), а сегодня, когда Храма нет, радоваться остается только вину, ибо „вино радует сердце человека“” (Теилим, 104:15)». Рамбам продолжает эту мысль и пишет, что нельзя забывать о детских радостях, то есть надо давать детям орехи и сласти. Хотя Рамбам пишет, что даже в наше время есть мясо в праздник — это заповеданная радость, многие все же спрашивают: почему? Ведь из приведенного высказывания Талмуда мы видим, что мясо указано как праздничная радость только во времена Храма, и речь идет не просто о мясе, а о заповеданном жертвенном мясе. А в наше время, как там говорится, достаточно вина. И действительно, «Шульхан арух», цитируя Рамбама, опускает обязанность есть мясо в праздник, полагая, что это не более чем «радоваться любимой еде». Получается, что в наше время убежденный вегетарианец, которому мясо не в радость, не обязан есть мясо в праздники. С субботой же все совсем просто: «И назовешь субботу отрадою» (Йешаяу, 58:13). Имеется в виду, что в каждой местности следует радоваться блюдам и напиткам, которые признаны самыми лучшими именно здесь, а так как больше всего люди, как правило, любят мясо и вино, то их и употребляют. И опять мы видим, что нет специальной заповеди есть именно мясо.

Вообще, сочетание «есть мясо и пить вино» в головах людей возникает почти автоматически. В еврейской литературе оно появляется раз за разом. Это и есть земная радость, которая может вести и к греху, и к праведности. И такое соединение более чем естественно для потомков Ноаха, хотя для потомков Адама оно вообще невозможно. Ведь мясо есть стали в поколении Ноаха, а вино к нему придумал он же, он насадил и первый виноградник. Можно было бы сказать, что оправданная всей традицией страсть к мясу с вином доказывает, что мы все еще потомки Ноаха и живем не в идеальном мире. А вдруг нелепая мода на вегетарианство свидетельствует о том, что мир, пусть медленно и неуклюже, возвращается к идеальному состоянию и потомки Адама чувствуют приближение Грядущего мира?

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.