[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2013 ТЕВЕТ 5773 – 1(249)

 

Оружие — позор или украшение?

Арье Ольман

Проблема службы религиозных евреев в израильской армии неоднократно обсуждалась, в том числе с алахической точки зрения. Мы рассмотрим тему «еврей и армия» с точки зрения соблюдения субботних законов, точнее, одного закона.

Одна из субботних работ, запрещенных Торой, — перенос вещей из одного владения в другое (Мишна, Шабат, 7:2), а также перенос вещей на расстояние больше четырех локтей в общественном владении (ВТ, Шабат, 96б). Запрет переноса вещей в субботу упомянут в книге пророка Ирмеяу (17:19-27) и в апокрифической книге Юбилеев (гл. 30). В число «вещей», однако, не включаются одежда и украшения[1], а также некоторые предметы, которые постоянно использует инвалид, — например, протез ноги (Мишна, Шабат, 6:8).

А можно ли в субботу носить оружие?

Два простых ответа:

1) Конечно, да. Ведь оружие необходимо для самообороны, а в условиях враждебного окружения (а другого окружения у евреев в эпоху Мишны не было) нельзя давать врагам ни малейшей лазейки. Вспомните, что было в дни Маккавеев:

 

В то время многие, желая правды и суда, ушли в пустыню, чтобы поселиться там им самим со своими детьми, женами и стадами, потому что гнет сделался непереносим. А людям царя и войскам, стоявшим в городе Давида в Иерусалиме, сообщили, что какие-то люди презрели царский приказ и ушли в тайные места в пустыне. Толпы пустились им вдогонку, догнали, разбили рядом с ними стан, а в субботний день выстроились в боевом порядке и сказали им: «Выйдите сейчас, сделайте по слову царя и будете живы». Но те сказали: «Не выйдем и не исполним царского приказа осквернить субботу». Тогда враги бросились на них. А те не отвечали им, даже камнем в них не бросили и не стали заваливать входы в свои убежища и говорили: «Пусть мы все умрем непорочными. Свидетелями нам небо и земля: вы расправляетесь с нами бессудно!» Но войска напали на них в субботу, и они погибли с женами, детьми и стадами — душ человеческих около тысячи.

Узнав об этом, Матитьяу и его близкие горько их оплакивали и говорили друг другу: «Если все мы будем делать так, как наши братья, и не станем воевать с язычниками за нашу жизнь и за наши установления, они скоро сотрут нас с лица земли». В тот день они держали совет и говорили так: «Если кто пойдет на нас войной в субботу, станем биться против него и не погибнем все, как погибли наши братья в своих укрытиях!»

(Маккавеев II, 2:29-41)

 

2) Конечно, нет. Ведь оружие носят в руках, оно — не одежда, и перенос его — нарушение субботнего покоя. А от врагов в субботу можно уберечься за крепостными стенами. Та же книга Юбилеев (гл. 8), написанная в дни царей Хасмонейской династии, запрещает воевать в субботу.

Но в еврейском праве никогда не бывает простых ответов. Если вы получили простой ответ на вопрос — можете быть почти уверены, что он неправильный или, во всяком случае, неполный.

Начнем с Мишны.

 

Нельзя мужчине выходить [за эрув] ни с мечом, ни с луком, ни со щитом, ни с булавой, ни с копьем, а если вышел, то повинен и должен принести жертвоприношение. Рабби Элиэзер говорит: Это украшения для него, [а в украшениях можно выходить]. Мудрецы говорят: Они — позор, [и выходить с ними нельзя], как сказано: «Перекуют мечи на лемехи и копья — на садовые ножницы, и не подымет народ на народ меч, и не будут учиться воевать» (Йешаяу, 2:4).

(Мишна, Шабат, 6:4)

 

Итак, по мнению мудрецов, оружие — это ноша, и переносить его из одного владения в другое в субботу нельзя. По мнению же рабби Элиэзера, мужчине можно его выносить. Но почему? Ведь переносить можно лишь одежду, украшения или протезы. Оружие — явно не одежда, не протез... Остаются украшения. Но как оружие может быть украшением? Мудрецы Талмуда тоже задавали себе этот вопрос:

 

Сказал Абайе раву Дими, а некоторые говорят — раву Авье, а некоторые говорят — это сказал рав Йосеф раву Дими, а некоторые говорят — раву Авье, а некоторые говорят, что это сказал Абайе раву Йосефу: На каком основании рабби Элиэзер говорит, что оружие — это украшение мужчины? Потому что сказано: «Опояшись по бедрам своим мечом, богатырь, величием и великолепием твоим» (Теилим, 45:4).

(ВТ, Шабат, 63а)

 

Перед нами встает образ еврейского богатыря эпохи Мишны, препоясанного мечом, с луком и щитом за спиной, с булавой и копьем. Героический воин Бар-Кохбы, защитник Масады. Но мудрецы возражают рабби Элиэзеру: пусть в наше время есть такие еврейские богатыри, пусть они были во времена царя Давида — знаменитого воина, но разве это отвечает на принципиальный вопрос об отнесении оружия к украшениям?

«Сказали рабби Элиэзеру: “Если это украшение для мужчины, почему оружия не будет в дни Машиаха?” Ответил им: “Потому что оно не будет нужно”» (Шабат, 63а). Некоторые передают этот спор по-другому: «Сказали рабби Элиэзеру: “Если это украшение для мужчины, почему оружия не будет в дни Машиаха?” Ответил им: “И в дни Машиаха оно будет”» (там же).

Разноречие двух версий диалога можно объяснить в зависимости от восприятия слов вавилонского мудреца Шмуэля: «Наш мир отличается от дней Машиаха только тем, что нас порабощают чуждые царства». Если мы принимаем его мнение, то в дни Машиаха оружие будет нужно — никакого отсутствия внешних факторов. Если же мы его не принимаем (а из Талмуда и мидрашей совсем не следует, что мы обязательно должны его принять), то в дни Машиаха необходимости в оружии не будет — но не будет и самого оружия, и проверить мнение рабби Элиэзера по-прежнему невозможно.

Вернемся теперь к службе в армии. Солдат стоит на страже рубежей родины и в субботу, и в праздник. Во время выполнения боевой задачи он не думает о законах эрува, хотя в военном лагере они легче, чем в мирном городе[2]. Можно ли ему в субботу носить автомат?

Рассмотрим вопрос всесторонне. Понятно, что, если на еврейского солдата напали враги, ему не только можно, но и нужно взять автомат и отправить их туда, куда им и дорога. Как мы видели выше, это разрешил Матитьяу Хасмоней. Понятно также, что, если еврейская армия ведет осаду вражеского города или даже превентивную военную операцию по защите Страны Израиля, ни суббота, ни праздник не должны этому мешать[3]. Более того, если еврейский солдат служит в нееврейской армии, он тоже обязан воевать в субботу (Мишна брура, 329:17). А если войны нет? Если солдат просто несет боевое дежурство? Если он на учениях?

Можно внести такое предложение: пусть солдат в субботу носит автомат не в руках, а на ремне. Тогда он будет больше похож на одежду. Однако «Мишна брура» (301:22) от имени автора «Маген Авраам» заявляет однозначно: «Нельзя выходить в субботу с мечом, даже если он висит на поясе, поскольку именно так его носят в будни».

Р. Йехиэль Михл а-Леви Эпштейн решает эту проблему элегантно: «Эти вещи [оружие] не являются украшениями сами по себе, но для солдат они подобны их одежде. Для обычного человека они — ноша, [и их нельзя выносить в субботу за эрув], а для солдата, служащего в армии какого-либо государства, они как его одежда» (Арох а-Шульхан, Орах хаим, 301:51).

Великий раввин из Новогрудка не стал «всовывать голову между двумя великими горами» (Йевамот, 15б) и в решении вопроса не опирался на статус оружия как украшений. Когда человек превращается в солдата, меняется его modus vivendi. Солдат без оружия — не просто безоружный человек: выпустив из рук оружие, он совершает преступление. Поэтому р. Шломо Горен разрешил солдатам израильской армии переносить в субботу винтовку, даже если в данный момент они не участвуют в бою[4].

 

Авраам Ицхак а-Коен Кук, отец религиозного сионизма, осмысляет талмудический спор, обобщая и делая важные выводы. В каком принципиальном вопросе разошлись мудрецы и рабби Элиэзер? Почему цитата из псалма «Опояшись по бедрам своим мечом, богатырь, величием и великолепием твоим», приведенная рабби Элиэзером, не убедила его оппонентов? По мнению р. Кука, они разошлись в оценке «богатырства», мужества, гвуры: «Вообще говоря, мужество (гвура) прекрасно и является украшением человека. Но до сих пор люди использовали это качество отвратительным образом. Оружие использовалось в основном для злых дел, и поэтому оно скорее символизирует разрушение, чем то величие мужества, которое в нем имманентно содержится»[5].

Если продолжить мысль р. Кука, то можно сказать, что оружие в руках еврейского солдата, защищающего Страну Израиля и ее жителей — истинное украшение. Ведь этот солдат не собирается ничего разрушать, он не хочет совершать злые дела, он защищает свою родину и свой народ. Он истинный богатырь.

А значит, ему можно носить в шабат винтовку.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      См. гл. 6 трактата «Шабат», где эта тема рассматривается подробно.

 

[2].      См.: Мишне Тора, Законы царей и войн, 6:13.

 

[3].      См.: Рама. Замечания к Шульхан аруху, Орах хаим, Законы субботы, 329:6.

 

[4].      См.: Респонсы Мешив милхама, 2:61.

 

[5].      См.: Комментарий к Талмуду Эйн айя, Шабат, 43.