[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)

 

Херберт Фридер (сидит справа на переднем плане) на сигарной фабрике «Helena». Манила, Филиппины. 1940 год

 

Список Фридеров

Элиша Зинде

Израильский национальный мемориал Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» присуждает звание Праведника народов мира неевреям, с риском для собственной жизни спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы. Получается, что это звание не полагается ни первому президенту Филиппин Мануэлю Кесону, ни американскому дипломату Полу Макноту, ни американо-филиппинским бизнесменам братьям Фридерам. Никто из них не рисковал жизнью, а Фридеры еще и были евреями. Что не умаляет величия того, что совершили эти люди.

 

Дело — табак

Начать эту историю можно с 1910 года, когда 49-летний уроженец Будапешта Сэмюэль Фридер[1] начал торговать в Нью-Йорке сигарами, зарегистрировав компанию «S. Frieder & Sons». Некоторое время спустя Фридер-отец стал оптовиком, продавая сигары со склада в Цинциннати, штат Огайо. Примерно в 1918 году Сэмюэль с двумя старшими сыновьями — Алексом и Филиппом — отправился на Филиппины, являвшиеся в то время зависимой территорией Соединенных Штатов. Филиппинские сигары перепродавались в Штатах, две штуки за пять центов (нормальная для того времени цена). Потом выяснилось, что выгоднее наладить собственное производство, — создали сигарную фабрику «Helena» — названную так, вероятно, в честь Хелены, жены Алекса Фридера. Сыновья, к тому времени уже четверо (подключились Херберт и Моррис), управляли фабрикой вахтовым методом, приезжая на Филиппины по очереди, на пару лет[2]. Пятый брат, Генри, на Филиппинах не бывал (возможным объяснением является существование на Багамских островах компании по торговле сигарами «Henry Frieder»).

На фабрике «Helena» трудились сотни работниц, фабрика выпускала до 250 млн сигар в год. Очередной исполняющий обязанности директора фабрики брат устраивал в семейном особняке в Маниле званые ужины, укрепляя связи с местным истеблишментом. Фридерам доводилось играть в покер с верховным комиссаром США на Филиппинах Полом Макнотом, президентом Филиппин Мануэлем Луисом Кесоном-и-Молина, а в бридж — с помощником военного советника президента подполковником армии США Дуайтом Эйзенхауэром.

В период испанского владычества евреев на Филиппинах почти не было, за редкими исключениями. Переход островов под юрисдикцию США в 1898 году способствовал резкому росту численности еврейского населения. В 1918 году еврейская община Филиппин насчитывала около 150 человек. В середине 1930-х — в два-три раза больше. Преобладали отставные американские военно-служащие, американские учителя и бизнесмены, а также беженцы из революционной России, среди деловых людей были и выходцы с Ближнего Востока. Уровень еврейского самосознания был крайне низок. Единственную синагогу, построенную в 1924 году на деньги Эмиля Бахраха и потому названную «Temple Emil», посещали в основном на Рош а-Шана и Йом Кипур. Ешива не действовала из-за дефицита учителей. Желающие вступить в брак по канонам иудаизма отправлялись ради этого в Гонконг[3].

Общину сплотила беда — приход к власти Гитлера в Германии. В 1934 году в Манилу прибыли первые еврейские беженцы из фашистской Германии — Карл Натан и Хайнц Эулау из Оффенбаха. Доктор Курт Эулау, двоюродный брат Хайнца, переселившийся на Филиппины из Германии в 1920 году, гарантировал им финансовую поддержку. Хайнц годом позже уплыл в США, где стал видным политологом, профессором Стэнфордского университета[4].

Следующую партию евреев направили на Филиппины, как это ни парадоксально звучит, фашистские власти Германии. Линкор «Гнейзенау» 8 сентября 1937 года доставил в Манилу обладателей немецких паспортов, вывезенных из Шанхая в связи с японо-китайской войной. Правительство Германии обратилось с просьбой к правительству США принять их в Маниле. Американцы согласились — с условием, что прибывшие не станут обузой для города. В числе эвакуированных было 28 евреев. Проживавшие на Филиппинах этнические немцы позаботились о немцах, а местные евреи сформировали «Комитет помощи еврейским беженцам». Во главе комитета встал Филипп Фридер[5]. У еврейской общины Филиппин просыпалось давно дремавшее национальное самосознание. И довольно скоро, в 1938 году, возникла идея — помочь не только 28 спасшимся из Шанхая, но и другим евреям Германии и Австрии, приняв их на Филиппинах.

Для претворения этого плана в жизнь требовалась помощь властей — как филиппинских, так и американских. К счастью, представители этих властей имели привычку играть в бридж и покер и курить сигары в гостеприимном доме Фридеров в Маниле. Кроме того, трое из четверых братьев находились в Штатах, что тоже сыграло свою роль.

Президент Мануэль Луис Кесон-и-Молина (слева) и верховный комиссар Пол Макнот. Филиппины. 1938 год

 

Карточные партнеры

Подполковник Эйзенхауэр к евреям относился очень хорошо. Выросший в глубоко религиозной протестантской семье в небольшом городке в штате Техас, Эйзенхауэр в детстве не встречал евреев. Более того, считал, что их вообще не существует. Об этом пишет в мемуарах Абба Эбан: «На встрече в Париже в 1953 году Эйзенхауэр сказал Шарету и мне, что в детстве <…> верил, что евреи, точнее, сыны Израилевы — это ангелы, серафимы и херувимы, сказочные существа. Он был удивлен и сбит с толку, когда обнаружил, что евреи существуют в реальной жизни»[6]. Сам Эйзенхауэр, вспоминая филиппинский период жизни, писал о Маниле: «В городе была крупная еврейская община, в которую входили и мои друзья»[7]. Однажды на вечеринке в Маниле Эйзенхауэра привело в ярость одобрительное высказывание одного американского бизнесмена в адрес Гитлера. Услышав об этом, еврейские друзья попросили подполковника посодействовать переселению еврейских беженцев из Европы в Китай, Индокитай, Индонезию, другие страны Азии[8]. Тот, однако, отказался. А узнав о начале второй мировой, и вовсе покинул Филиппины. Несмотря на это, добрые отношения с Фридерами он сохранил. После победы войск союзной коалиции в войне Эйзенхауэр получил поздравительное письмо от Алекса Фридера, начинавшееся словами: «Дорогой Айк! Я знал, что ты сможешь это сделать!»[9]

Гораздо большее участие принял в спасении еврейских беженцев другой любитель карт и сигар — бывший губернатор штата Индиана, назначенный в феврале 1937 года на пост верховного комиссара США на Филиппинах, Пол Макнот. Почему он согласился помочь? Историк Дин Котловски высказывает ряд догадок. В детстве Макнот был жертвой издевательств со стороны сверстников — так могло зародиться чувство симпатии к преследуемым. Но нельзя исключать и холодный политический расчет: имевший президентские амбиции верховный комиссар, спасая еврейских беженцев, возможно, пытался заработать симпатии, а затем и голоса американских евреев[10].

Первоначальный план филиппинского «Комитета еврейских беженцев» чем-то напоминал историю из жизни Оскара Шиндлера. На Филиппинах предлагалось принять представителей 14 профессий, в которых нуждалась экономика островов и, в частности, сигарная фабрика Фридеров. Кроме специалистов табачного дела требовались врачи, инженеры, архитекторы и даже раввин. В начале 1938 года в разговоре с Филиппом Фридером верховный комиссар Макнот заявил, что позволит евреям иммигрировать на Филиппины, если еврейская община страны обеспечит финансовую поддержку. В мае 1938 года был составлен первый список претендентов на визы.

Семья Фридер и президент Кесон (справа).  Марикина-Холл, Филиппины. 23 апреля 1940 года

 

Маниланцы

Всего въездные визы на Филиппины в 1938–1941 годах получили 1318 евреев — беженцев из Германии, Польши, Австрии, Венгрии, Чехословакии, СССР, Италии, Болгарии, Китая. Несколько человек по разным причинам не воспользовались визами[11]. Среди прибывших преобладали беженцы из Германии, по данным германского консульства — 540 человек[12]. Взглянем, как сложились судьбы некоторых, как их называли, маниланцев.

Зигфрид Штрауссер и его отец Айседор были арестованы гестапо наутро после Хрустальной ночи. Отца через 10 дней выпустили, Зигфрида отправили в концлагерь Дахау. Его спасла профессия — специалист по изготовлению сигар. За три месяца до ареста он и его жена Клара узнали о программе переселения специалистов нужных Филиппинам профессий и подали документы на получение филиппинской визы. Виза была выдана. 2 февраля 1939 года Зигфрид и Клара покинули Германию. Айседор, также получивший визу, скончался до отъезда[13]. В Маниле Зигфрид стал работать на табачной фабрике «Helena» братьев Фридер[14].

Композитор Герберт Зиппер и либреттист Юра Зойфер, авторы венского «Политического кабаре социал-демократов», постоянно высмеивавшие фашизм, были арестованы после аншлюса Австрии. Зойфера приняли за главу Компартии Австрии, а когда выяснили настоящую личность, все равно отправили в тюрьму. Выйдя по амнистии, он пытался бежать в Швейцарию, был арестован на границе и отправлен в концлагерь Дахау. Там он встретился с Зиппером. Бывшие коллеги работали «лошадьми» — возили тачки с камнями. Вспомнив прошлое, они сочинили «Песню Дахау», в которой высмеяли печально известный лозунг над воротами — «Труд освобождает». Позже обоих перевели в Бухенвальд. Родственникам и друзьям удалось добиться их освобождения. Зойфер умер от тифа через день после подписания бумаги, открывавшей ему путь на волю. Зиппер, попав на свободу, сначала направился в Париж, потом, вслед за своей невестой балериной Гертрудой (Трудл) Дубской — на Филиппины. Там они поженились, Зиппер стал во главе манильской филармонии. Родители Герберта, также получившие филиппинскую визу, поехали в США. Сына же в 1942 году снова отправили за решетку — японцы, за отказ сочинить симфонию в честь оккупантов. Осенью 1945 года он дирижировал концертом в честь победы на развалинах разбомбленной манильской церкви Святого Креста. В 1946 году переехал в США и возглавил Бруклинский симфонический оркестр. Позднее руководил музыкальными школами в Чикаго и Лос-Анджелесе. Последний раз он держал в руках дирижерскую палочку в 91-летнем возрасте, в 1996 году, за год до смерти[15].

Герман Леопольд с женой Гертой и сыновьями Эрнстом и Гюнтером выехали из Германии в 1941 году[16], незадолго до начала войны с СССР, пересекли Советский Союз на Транссибирском экспрессе, из Китая отплыли на Филиппины. В прямом и переносном смысле сели в последний вагон. Гюнтеру в 1941 году было шесть. После войны Леопольды переехали в Сан-Франциско. Еще в школе Гюнтер начал подрабатывать в магазинчике «Все по 5 и 10». Со временем стал хозяином подобного магазинчика, который располагается неподалеку от Еврейского общинного центра Сан-Франциско. Неудивительно, что в ассортименте много предметов иудаики[17].

Гарри (Хайнц) Брауэр прибыл в Манилу вместе с родителями в 1939 году, в свой 13-й день рождения. Пошел в католическую школу, лучшую в стране, за месяц выучил английский, за год стал лучшим учеником в классе. У беженцев не было денег, чтобы платить за обучение сына, но отец Хавьер, директор школы, все равно принял мальчика — под обещание, что родители заплатят, когда разбогатеют. На то, чтобы разбогатеть, у Макса Брауэра, потомственного торговца спиртным, открывшего в Маниле ресторан, ушло два месяца. «Братья-монахи дали мне прекрасное образование, но не убедили переменить веру», — позднее говорил Брауэр. После войны он уехал в США, учился в Чикагском университете, перешел в Йельский, был призван на Корейскую войну, до выхода в отставку в 1989 году работал в судебной системе, на пенсии занялся скалолазанием[18].

Из правила о профессиях были исключения. Эгон Юлиусбергер владел бизнесом по поставке угля. В списке требуемых профессий подобного не значилось. Но по просьбе Алекса Фридера Макнот выдал Юлиусбергеру, его жене и двум сыновьям визы (предположительно, они имели достаточные средства, чтобы обеспечить себя на Филиппинах)[19]. Бар мицва одного из сыновей — Эрнста — состоялась в год и месяц прихода Гитлера к власти. В 1936/1937 учебном году Эрнста исключили из гимназии, которая в тот момент носила имя Германа Геринга. Несложно догадаться — за что. Во время японской оккупации он был подпольщиком, был схвачен и заточен в тюрьму оккупационными властями в марте 1943 года. В момент освобождения Филиппин находился в больнице. Позднее семья Юлиусбергер перебралась в Австралию, а затем Эрнст, слегка видоизменивший к тому времени имя — Эрнст Юлиус Бургер — переехал в Хьюстон (штат Техас), где организовал агентство недвижимости и бюро путешествий. В Хьюстоне до сих пор проживает его вдова Нэнси Ноак Бургер[20].

Обед, устроенный в усадьбе Фридеров для беженцев. 30 апреля 1930 года

 

Филистина

Подобных биографий могло быть гораздо, гораздо больше. Если бы реализовался второй, более масштабный план братьев Фридер — «план Минданао», предусматривавший масштабное переселение еврейских беженцев из Германии, Австрии, Чехословакии на остров Минданао.

Идея совпадала с планами руководства Филиппин, озабоченного национально-религиозным составом населения Минданао. На втором по территории в архипелаге и при этом малонаселенном острове проживало в то время 17 тыс. японцев, занятых преимущественно выращиванием конопли. Значительная часть жителей острова исповедовала ислам или анимизм. Власти опасались как японского влияния, так и (как показало будущее — вполне обоснованно) возможного роста сепаратистских настроений со стороны мусульманской общины. Они планировали изменить ситуацию, начав в 1936 году переселять на Минданао жителей других островов, особенно густонаселенного Лусона. Для освоения Минданао планировалось выделить из бюджета 8–10 млн долларов[21].

28 ноября 1938 года Морис Фридер встречался в нью-йоркской штаб-квартире «Джойнта» с секретарем организации Джозефом Хайманом. На встрече шла речь о финансировании программы выборочного отбора беженцев, при этом Фридер подчеркнул, что «Филиппины могли бы запросто стать важным центром переселения еврейских беженцев из Германии при надлежащей организации процесса»[22].

1 декабря 1938 года Филипп Фридер и члены «Комитета помощи еврейским беженцам» пообщались за ланчем с президентом Кесоном. Филипп писал брату Герберту, что на встрече Кесон заявил, что разрешит переселить на остров Минданао столько беженцев, сколько потребуется, и будет только рад, если число беженцев составит даже миллион человек. По мнению Филиппа Фридера, план заселения еврейскими беженцами Минданао в некоторых отношениях превосходил план возвращения евреев в Палестину — на филиппинском острове была более плодородная земля, большие запасы леса, полезные ископаемые. Но щедрое предложение президента Филиппин требовало утверждения из Вашингтона[23].

После обещания Кесона Алекс Фридер написал Моррису Фридеру, что некоторые подчиненные президента заявляли, что евреи — «коммунисты и заговорщики», стремящиеся к мировому господству. Но Кесон дал им отпор, пристыдил тем, что они нападают на народ, который подвергается преследованиям[24].

2 декабря 1938 года верховный комиссар Макнот послал госсекретарю Корделу Халлу коммюнике относительно планов президента Филиппин по освоению острова Минданао. В нем, в частности, содержалась необходимая просьба: «Президент Кесон не хотел бы сделать что-нибудь, что не соответствовало бы политике Соединенных Штатов»[25]. Со своей стороны Макнот просил госсекретаря дать добро на проведение плана в жизнь.

В тот же день в обратную сторону была направлена другая дипломатическая депеша. Джозеф Джекобс, руководивший в Госдепартаменте отделом по филиппинским делам, поинтересовался у Макнота, сколько беженцев уже приняли Филиппины и сколько еще могут принять[26]. Прибывших к тому времени было 205.

Пасхальный седер.  Манила, Филиппины. 1945 год

Ни о каком миллионе новых переселенцев в переписке речи уже не шло. 16 декабря 1938 года Макнот сообщал в Госдепартамент, что власти Филиппин готовы принять на Минданао 2 тыс. семей еврейских беженцев в 1939 году, после чего принимать по 5 тыс. семей ежегодно до достижения общего числа беженцев 30 тыс. семей[27]. Планировалось, что переселенцы будут выращивать цитрусовые и овощи (но не сахарный тростник, коноплю и кокосы, чтобы не вступать в конкуренцию с коренным населением, экспортировавшим эти товары в США). Совместная комиссия Refugee Economic Corporation (REC) и Комитета по делам беженцев при президенте США (PACPR) несколько раз обследовала остров. В ее окончательном отчете, опубликованном в октябре 1939 года, предлагалось выделить территорию в 40 тыс. гектаров, чтобы принять 100 тыс. беженцев. Отдел по филиппинским делам Госдепартамента предлагал цифру на порядок ниже. Глава отдела Джекобс выдвигал следующие аргументы: неподходящий для белых переселенцев климат, отсутствие дорог, невозможность обеспечить приемлемый уровень жизни за счет выращивания разрешенных культур, другие проблемы финансового порядка. А главное — если Филиппины примут чуть ли не четверть евреев Германии, это может отбить у других стран желание заниматься проблемой еврейских беженцев[28].

Предполагаемая территория для переселенцев, точное число которых так и не было определено, была подготовлена к весне 1941 года. К тому моменту возможность вывести еврейских беженцев из Европы была уже потеряна[29]. Евреям Филиппин довелось пережить японскую оккупацию, после войны большая их часть перебралась в США.

 

Заключение

В честь народа Филиппин и президента Кесона в израильском городе Ришон-ле-Цион в 2009 году был возведен монумент «Открытые двери».

История еврейских беженцев на Филиппинах описана в книге «Побег в Манилу», автором которой стал один из жителей Манилы — Фрэнк Эфраим. На эту же тему снят документальный фильм «Спасение на Филиппинах», среди спонсоров которого — наследники Алекса Фридера.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].      Генеалогические сведения о семье Фридер опубликованы на сайте www.geni.com.

 

[2].      Bruce Goldman. Cigar Saviors: The Frieder Brothers. Опубликовано на сайте http://www.cigarafficianado.com/.

 

[3].      Jonathan Goldstein. Singapore, Manila, and Harbin as Reference Points for Asian «Port Jewish» Identity. Опубликовано на сайте jewishgen.org в разделе kehilalinks.

 

[4].      Lisa Trei. Eulau, pioneer in political behavior research, dead at 88. Stanford Report. 28 Jan. 2004.

 

[5].      Jonathan Goldstein. Singapore, Manila, and Harbin…

 

[6].      Abba Eban. An Autobiography. London: Weidenfeld and Nicolson, 1977. Р. 186.

 

[7].      Dwight D. Eisenhower. At Ease: Stories I Tell My Friends. New York, Doubleday, 1967. Р. 229.

 

[8].      Isaac Alteras. Eisenhower and Israel: U.S.—Israeli relations, 1953–1960. University Press of Florida, 1993. P. 28.

 

[9].      Alex Frieder Letter of Congratulations to Eisenhower. 01 June 1945. Опубликовано на сайте resqueinthephilippines.com.

 

[10].    См.: Dean J. Kotlowski. Breaching the Paper Walls: Paul V. McNutt and Jewish Refugees to the Philippines, 1938–1939. Diplomatic History. 2009. Vol. 33. Issue 5. Р. 865–896.

 

[11].    База данных «Jewish Refugees in the Philippines» на сайте JewishGen.

 

[12].    База данных «Holocaust Survivors and Victims Database» на сайте United States Holocaust Memorial Museum.

 

[13].    База данных «Jewish Refugees in the Philippines» на сайте JewishGen.

 

[14].    Bruce Goldman. Cigar Saviors: The Frieder Brothers.

 

[15].    Dinitia Smith. Herbert Zipper, 92, Founder Of Secret Orchestra at Dachau. The New York Times, 23 April 1997.

 

[16].    База данных «Jewish Refugees in the Philippines» на сайте JewishGen.

 

[17].    Zevi Gutfreund. 50-year dime store strives to serve Jewish clientele. Jewish Weekly. 25 June 1999.

 

[18].    California Appellate Court Legacy Project — Video Interview Transcript: Justice Harry Brauer. На сайте суда штата Калифорния.

 

[19].    Bruce Goldman. Cigar Saviors: The Frieder Brothers.

 

[20].    Переписка с Питером Кросби, двоюродным племянником Ханса Юлиусбергера.

 

[21].    Henry Feingold. Bearing witness : how America and its Jews responded to the Holocaust. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1995. P. 118.

 

[22].    «Memorandum of Conversation on November 28», American Jewish Joint Distribution Committee, JDC Collection 33/44, File #784. Цит. по неопубликованной работе: Bonnie Harris. From «New Palestine» to Paradise Lost: The Mindanao Refugee Resettlement Project, 1938–1941.

 

[23].    Herbert Frieder to Bruno Schachner, December 8, 1938, American Jewish Joint Distribution Committee, JDC, Collection 33/44, File #787a. Цит. по: Bonnie Harris. From «New Palestine» to Paradise Lost.

 

[24].    Willson Lee Flores. How President Quezon and five cigarmakers in Manila resqued 1,200 Holocaust Jews. The Philippine Star. Публикация на сайте газеты, с обновлениями от 6 января 2013 года.

 

[25].    Paul McNutt to Cordell Hull. Translation of Radiogram in Code Received December 3, 1938. NARA II, Record Group 350, Records of the Bureau of Insular Affairs, General Classified Files 1898–1945, Entry 5, Box 1338, 1914–1945, File #28943 — 17. Цит. по: Bonnie Harris. From «New Palestine» to Paradise Lost.

 

[26].    Bonnie Harris. From «New Palestine» to Paradise Lost.

 

[27].    Jacobs. The Colonization of Jewish Refugees in Mindanao. December 17, 1938. NARA I, Record Group 59, General Records Department of State, Visa Division, Box 245, 811b .55, J /21. Цит. по: Bonnie Harris. From «New Palestine» to Paradise Lost.

 

[28].    Jacobs. Confidential from the Acting Secretary of State to the High Commissioner. December 17, 1938. NARA II, RG 59, Intergovernmental Committee of Refugees, Country Files, «Philippines», Lot 52D408, Box 6. Цит. по: Bonnie Harris. From «New Palestine» to Paradise Lost.

 

[29].    Henry Feingold. Bearing witness. Р. 119–120.