[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2013 СИВАН 5773 – 6(254)

 

 

лея любомирская

 

В издательстве «Книжники/Текст» в серии «Кешет/Радуга» вскоре выйдет в свет книга Леи Любомирской под названием «Бродяга, Маг и Королева Пряностей».  Один из занимательных рассказов о героях еврейской истории посвящен Раши – с этим рассказом предлагаем ознакомиться нашим читателям.

 

Учитель (Раши)

 

Сцена первая, которой никогда не было

— Зря вы так, рабби Ицхак, — говорит с досадой тот, что повыше. — Мы же вас по-хорошему просим. Продайте вы, Б-га ради, эту жемчужину, на святое дело она пойдет. Вы ведь хоть и еврей, а человек образованный, понимающий…

— Связать, отобрать, а самого в воду, — ворчит тот, что пониже. — Разговаривать тут еще с ним. Чего ты с ним разговариваешь?

— Тебе лишь бы живого человека в воду, — фальшиво укоряет тот, что повыше. — Забыл, что отец Жоффруа велел? Лаской. Не по-божески это, если отнять.

— Так ведь смотря у кого отнять! — волнуется тот, что пониже. — У иного отнять не грех, а наоборот — самое служение и есть. Вот взять этого жида…

Рабби Ицхак вздыхает коротко. С жемчужиной — прекрасной, безупречной формы и дивного розоватого оттенка, как будто слегка подсвеченной изнутри, — надо что-то делать, и быстро. Он наотрез отказался передать ее церкви, потом вроде бы нашелся покупатель-еврей, который попросил жемчужину к нему принести… рабби Ицхак вышел из дому, но буквально через два шага его ударили чем-то тяжелым по голове. В себя он пришел на лодке в открытом море, голова болит, нестерпимо пахнет рыбой, и жемчужину, кажется, сейчас отнимут, и хорошо, если его самого не скинут в воду. Г-споди, помоги, думает рабби Ицхак, сжимая жемчужину в кулаке.

— В общем, вот что, рабби, — говорит тот, что повыше, — или ты сейчас отдаешь нам…

Рабби Ицхак разжимает кулак и показывает тому, что повыше, матово светящуюся жемчужину.

— Вот это? — мягко спрашивает рабби Ицхак. — Ну, поди подбери. — И выбрасывает жемчужину в море.

— Да ты!!! Да мы тебя!!! — хором ревут тот, что повыше, и тот, что пониже. И тут раздается Голос.

— Вот сын твой, — произносит Он, и кажется, что с рабби Ицхаком заговорили сразу море и небо. — Вот сын твой — светоч всего Израиля!

 

Мы знакомимся со Шломо Ицхаки, которого еще никто не называет рабби Шломо

Город Труа, провинция Шампань, Франция. Идет 1040 год. В доме талмудиста рабби Ицхака и его добродетельной супруги большая радость: родился долгожданный первенец, дитя, обещанное Г-сподом -Ицхаку, когда тот выбросил в море розовую жемчужину. Мальчика назвали Шломо. Шломо бен Ицхак. Рассказывают, что в день родов его мать неосторожно вышла за покупками и, почувствовав себя неважно, прислонилась к стене дома. И случилось чудо: стена раздвинулась, возникла ниша, в которой можно было укрыться от прохожих. Судя по всему, ребенку действительно суждено было стать светочем всего Израиля.

 

Это правда — про стену и про жемчужину?

Нет, конечно, это легенды. Про великих мужей всегда слагаются легенды, а Раши — рабби Шломо бен Ицхак, или рабби Шломо Ицхаки, — был великим мужем.

 

А почему «Раши»?

Это сокращение. Чтобы не произносить всякий раз «рабби Шломо Ицхаки». Вообще, это старинная ивритская традиция — сокращать сложные имена.

 

И чем он был велик?

Я расскажу по порядку, хорошо?

Во многих легендах ребенок, предсказанный Всевышним и наделенный удивительными способностями, рождается в необыкновенных условиях. Один из самых известных примеров — Ицхак, чудесным образом родившийся у Авраама и Сары, когда Аврааму было аж 100 лет, а Саре — 90. А чтобы никто не усомнился в том, что Ицхак — именно сын своих родителей, Всевышний придал ему необычайное сходство с отцом

 

 

Раши и виноград

Пусть идет 1070 год. Шломо только что вернулся в Труа из Германии, где он учился в городах Майнце и Вормсе под руководством мудрецов Лотарингии — учеников рабби Гершома, прозванного Светочем Диаспоры.

Легенда гласит, что Шломо с самой ранней юности начал комментировать Священное Писание, и, когда ему приходил в голову комментарий или доводилось услышать что-нибудь заслуживающее внимания, он записывал это в специальную тетрадку, и тетрадок этих у него накопилось порядочно. Окончив учение, Шломо отправился в изгнание, чтобы искупить грех своего отца: рабби Ицхак на секунду пожалел о выброшенной жемчужине, поэтому жертва его была неполной. Шломо исходил всю Европу, побывал в Египте и Персии и только спустя семь лет вернулся домой в Труа.

В Труа он открыл ешиву, и туда потихоньку начали стекаться ученики. Шломо — он теперь рабби Шломо бен Ицхак — изучает и комментирует Тору. А еще он возделывает свой виноградник. В буквальном смысле. Каждый истинно образованный человек, говорит он, должен уметь содержать себя «работой рук». И почва, и ум человеческий, если не возделывать их и не орошать, сохнут и перестают приносить плоды.

 

И все же чем велик Раши? Не виноградником же? Он был великим комментатором Торы?

Бинго! Раши был крупнейшим средневековым толкователем Талмуда и Танаха, то есть Торы, книг Пророков и Писаний. У него была удивительная манера комментировать — в отличие от своих современников, он не углублялся в философию, а, наоборот, старался разъяснить священные книги ясно и внятно. Порой, для пущей доступности, он даже сопровождал комментарии иллюстрациями.

 

И это пользовалось успехом?

Огромным! Еще при жизни Раши его ешива превратилась в центр еврейской учености. Сюда съезжались талмудисты из разных стран, не иссякал поток учеников. Сыновей у Раши не было, зато все три его дочери обладали блестящими, невероятными для женщин того времени познаниями в Талмуде, одна даже помогала отцу составлять комментарии. Их мужья были видными талмудистами, а сыновья пошли по их стопам: основали собственную школу.

 

Мы прощаемся с рабби Шломо бен Ицхаком

Говорят, что Готфрид Бульонский, один из предводителей Первого крестового похода, заехал к Раши по дороге в Иерусалим. Поначалу, сказал Раши, тебя ждет великий успех. Но он будет недолог, и, когда ты вернешься домой, от всего войска и от всей добычи у тебя останутся только три коня.

Потеряв завоеванный было Иерусалим, Готфрид возвращался домой, и сопровождали его трое всадников, то есть всего коней было четыре. Готфрид собирался излить горечь поражения на Раши, примерно его наказав за неточное предсказание, но у самых ворот Труа один конь неожиданно пал. Ну что же, буркнул Готфрид, похоже, еврей был прав. Он подошел к дому Раши и узнал, что тот давно умер.

Раши умер в 1105 году. Его комментарии к Танаху и Талмуду до сих пор считаются каноническими.

 

Фишка-задачка

Раши предсказал правителю Готфриду неудачу в крестовом походе: мол, из всего воинства у него останется лишь три коня. А согласно древнерусской легенде, мудрецы предсказали одному воину-правителю не просто неудачу, а гибель от собственного коня. Догадайся, о ком идет речь?

 

Ответ: князь Олег («Вещий Олег»)

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.