[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2013 ТАМУЗ 5773 – 7(255)

 

Макс Вебер. Талмудисты. 1934 год

Форум

 

ЧИТАЛИ?

Владимир Шляхтерман. ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА. БЕЗ КАВЫЧЕК

2013.4

Mihail Beshkin, www.facebook.com/#!/beshkin Какой замечательный термин «финская военщина»:) История вообще очень неоднозначная штука. Швеция рассматривала варианты выдачи евреев Германии. В Хельсинки за все годы войны ни на день не закрывали синагогу, а Маннергейм в 1944-м году пришел в синагогу и публично попросил прощения у евреев за участие страны в коалиции с Германией. Два еврея в финской армии были награждены немецким орденом Железного креста, но отказались.

Леонард Фрид. Синагога 770, Бруклин, Нью-Йорк. 1970-е годы

 

ЧИТАЛИ?

Евгения Гершкович. ПОЭТ-ФОТОГРАФ

2013.5

Захватывающе интересной получилась статья Евгении Гершкович об американском фотографе Леонарде Фриде. Много чего можно из нее почерпнуть; вот, к примеру, автор пишет: «Фрид был в душе поэтом, это ясно. Но хотел стать живописцем, хотя не стал. Однако ему, владевшему иным инструментом, удавалось так неожиданно выстроить композицию и рассчитать точный ракурс, что момент, казалось бы, случайно выхваченный из вечности, превращался в некое подобие полотна, над которым иной живописец работал бы годами. Взгляд и жест мальчика в кипе, прислонившегося к фасаду иерусалимского дома; заразительный смех чернокожих детей из Гарлема под брызгами уличного гидранта; точно вписавшиеся один в другой профили голландских молодоженов; люди, бредущие вдоль стен; очень живые, чуть растушеванные, силуэты священников в Ватикане, кидающихся снежками… Фрид снимал просто, делая упор на взаимоотношения объектов в кадре, психологию персонажей. Пусть все это наиболее удачные из сделанных дублей, только каждый — полноценный сюжет ненаписанного полотна». И с этим нельзя не согласиться, особенно глядя на фотографию середины 1970-х годов, где молодые ешивебохеры стоят парами, то продолжая, то прекращая непрекращающийся еврейский диспут. Но похоже, эта самая «живописная» фотография Фрида имеет как раз чисто живописный претекст или подтекст. Это картина американо-еврейского художника Макса Вебера 1934 года, о которой мне довелось писать несколько лет назад на страницах «Лехаима» (Л. Кацис. Метаморфозы субботы // Лехаим. 2009. № 11). У меня нет точного ответа на вопрос, постановочная или репортажная фотография вышла у Фрида, но тот факт, что картина Вебера не могла пройти мимо него, сомнений не вызывает. И здесь остается только сравнить плоскую, уходящую к указующей руке раввина композицию картины с замечательным контрапунктом ей на фотографии, где место указующего перста занимает мальчик, дающий всей композиции новое завершение и новый смысл. Поэтому я, коли такая возможность будет, предложил бы читателям взглянуть на цветную картину и фотографию одновременно, и тогда истинная живописность кадровки и ракурсов Леонарда Фрида проступит со всей ясностью.

Леонид Кацис

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.