[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2013 ТАМУЗ 5773 – 7(255)

 

Рельеф из царского дворца в Ниневии: ассирийский царь Синаххериб принимает сдачу Лахиша, древнего библейского города, располагавшегося в Южной Палестине
(ныне Тель-эд-Дувейр). 701 год до н. э. Британский музей, Лондон

 

Исторический фон деятельности пророков

Из предисловия к книге «Еврейская Библия. Поздние пророки»

Игорь Тантлевский

Окончание. Начало в № 6 (254)

Деятельность пророка Амоса — по-видимому, наиболее раннего письменного пророка — относится ко времени израильского царя Яровама II и иудейского царя Узияу, правивших в первой половине VIII века до н. э. К этому периоду относится и начало служения другого действовавшего в Израильском царстве письменного пророка, Ошеа, сына Беэри. Йона, сын Амитая, пророк из Гат-Хефера, также жил, согласно Млах. 2, 14:25, при Яроваме II. Некоторые исследователи относят деятельность иудейского пророка Йоэля к еще более раннему периоду — ко второй половине IX века до н. э. Последние библейские пророки — Хагай, Зхарья и Малахи — жили в Иудее в конце VI–V веке, т. е. в персидский период.

В кратких предисловиях, предпосланных переводу каждой из книг Поздних пророков, приводятся наиболее распространенные датировки этих произведений и выделяются основные составляющие их части. Зафиксированные в книгах письменных пророков даты переводятся в комментариях в современное летосчисление; приводятся также интерпретации основных аллюзий на исторические события и лица, поддающиеся идентификации. В настоящем же очерке представляется целесообразным отобразить в общем виде исторический фон, на котором действовали и творили пророки младшего поколения.

 

I

В VIII–VI веках до н. э. в истории Древнего Ближнего Востока происходят существенные перемены, связанные, прежде всего, с появлением на исторической арене нового типа государства — империи. Первой в истории человечества была империя Ассирийская; затем появляются сосуществующие империи — Вавилонская и Мидийская, на смену которым приходит мировая Персидская держава. Последние три древневосточные империи подразумеваются в историософском пассаже книги Даниэля (Даниила) 2:31-43 о последовательной смене мировых держав (наряду с империей Александра Македонского и эллинистическими мини-империями диадохов)[1]. Прообразом империи можно, видимо, считать и Израильское царство в X веке до н. э., при Давиде и Шломо (Соломоне), контролировавшее, согласно библейским данным, территории от египетской границы и Эйлатского залива до Евфрата. Имперские государственные образования выходили далеко за пределы одного этнокультурного региона. Они объединяли в своем составе множество народов, нередко находящихся на различных ступенях общественного развития. Статус входивших в империю территорий был различным: метрополия, где находилась центральная администрация; провинции и области, непосредственно подчиненные центральной администрации; вассальные области или царства, находящиеся обычно на окраинах империи, где продолжали существовать традиционные местные органы власти.

С возникновением империй появляется межэтническое и межкультурное противостояние, которого не знала ранняя древность, — между народом, создавшим империю, и покоренными народами. При этом обычно культура метрополии постепенно распространялась по всей империи (если последняя существовала достаточно долго); национальные особенности сглаживались, а общие космополитические тенденции усиливались. Мировая держава обеспечивала своим провинциям и зависимым территориям имперский мир, свободу торговли, защиту от внешних врагов. Имперские власти в целом толерантно относились к местным религиозным культам, что естественно для политеизма — его адепты легко соглашаются с существованием иных богов и даже включают их в свой пантеон. Так, например, основатель Персидской империи Ахеменидов Кир II в своем декрете, обращенном к находившимся в вавилонском плену иудеям, объявляет:

 

Все царства земли дал мне Г-сподь, Б-г небесный; и Он приказал мне построить Ему Дом в Иерусалиме, что в Иудее (Эзр., 1:2; Дивр. 2, 36:23; ср.: Эзр., 6:3-5).

 

А в «Обращении Кира к вавилонянам» («Цилиндр Кира»), представляющем собой официальную декларацию его политики и целей, персидский царь выказывает пиетет всем значимым богам «Шумера и Аккада». Однако nulla regula sine exceptione — «нет правила без исключения», особенно применительно к еврейской истории. Первая книга Царей рассказывает о страшных религиозных гонениях на пророков Г-спода, учиненных на государственном уровне женой израильского царя Ахава финикиянкой Изевелью. В 410 году до н. э. произошел первый известный нам антииудаистский погром — на о. Элефантина в верховьях Нила <...>, который был инспирирован египетскими жрецами местного культа Хнума. Первая религиозная война в истории человечества — Маккавейская — вспыхивает в Иудее в середине II века до н. э. в результате антииудаистской политики Селевкидской империи и превращается также в победоносную национально-освободительную войну под руководством Хасмонеев. Вавилоняне в 586 году до н. э. и римляне в 70 г. н. э. уничтожили соответственно Первый и Второй храмы в Иерусалиме.

Для поздней Древности, когда возникает новый тип государственного образования — империя (мировая держава), характерны также следующие перемены: распадается общинная земельная собственность, будучи в значительной мере или полностью вытеснена частной собственностью на землю; соседские общины утрачивают самоуправление и превращаются исключительно в административные и фискальные единицы в составе территориальных единиц государства или империи (исключение составляют храмовые города); все больший акцент делается на этических аспектах бытия, складывается современный тип человека как неповторимой индивидуальности, суверенной личности. Период приблизительно с 800 по 200 год до н. э. К. Ясперс предложил называть «осевым временем», в которое возникают основополагающие мировоззренческие доктрины и понятия, в дальнейшем лишь развиваемые человечеством. Особая роль при этом отводится религиозно-теологическим, социально-политическим и этическим учениям израильских и иудейских пророков.

«Цилиндр Кира». Обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году. VI век до н. э. Британский музей, Лондон

 

II

Со смертью царя Шломо ок. 931 года до н. э. завершилась эпоха единого Израильского царства, длившаяся около ста лет. На его месте появляются два самостоятельных государства: Южное царство — Иудея (Йеуда, Дом Йеуды) со столицей в Иерусалиме — во главе с сыном Шломо Рехавамом (ок. 931–913 годов до н. э.) и Северное царство — Израиль (упоминается также в источниках под названиями Эфраим[2], Йосеф[3] и Шомрон[4]), царем которого был провозглашен в Шхеме Яровам (ок. 931–910). Территории Иудеи и Израиля в своей совокупности не достигали границ единого Израиля — эти государства оказались не в состоянии сохранить власть над чужеземными странами, входившими в состав царства Давида и Шломо. По численности населения, территориально (в том числе по площади наиболее плодородных областей) и экономически Израиль превосходил Иудею. Рабочая сила и излишки, которые раньше направлялись на нужды столицы единого Израиля — Иерусалима, теперь оставались в самом Северном царстве.

Иудею, включавшую удел Йеуды и, видимо, большую часть удела Биньямина (южное колено Шимона было ассимилировано Йеудой, по всей вероятности, уже на раннем историческом этапе), отличала политическая стабильность и преемственность власти. Это обеспечивалось, прежде всего, тем, что вплоть до падения Иудейского царства в 586 году до н. э. под ударами вавилонян здесь правили цари только из дома Давида (за единственным исключением ок. 841–835 годов до н. э., когда здесь царствовала Аталья; <...>). Кроме того, иудейские цари Йеошафат, Йеорам, Йотам, Ахаз, Хизкияу, Менаше, а также, видимо, Узия становились соправителями своих отцов еще при жизни последних, что служило дополнительной гарантией стабильной преемственности власти в стране. Царствующий дом был тесно связан с Иерусалимским Храмом, вокруг которого концентрировались священники и левиты. В Израиле же, разгромленном к 722 году до н. э. ассирийцами, девятнадцать правивших там царей принадлежали к десяти различным родам или династиям. В Северном царстве было велико влияние армейских кругов: большинство переворотов происходило в военных лагерях. Эти перевороты сопровождались жестокими кровопролитиями, имели место постоянные административные перестановки. Разноплеменной состав Израильского царства — Библия говорит о десяти коленах, вероятно имея в виду, что в данное государственное образование вошла значительная часть биньяминитян, — подчас противоречивые интересы его регионов, ярче выраженное, чем в Иудее, социальное расслоение общества также способствовали усилению неустойчивости внутренней жизни страны. Лозунги партикуляризма, под которыми проходило восстание северян против первенствующей роли Йеуды в едином Израильском царстве, вероятно, способствовали и интенсификации патриархально-родовых тенденций. И, наконец, самое главное: Иудея в целом была более предана монотеизму, ее население в меньшей степени впадало в языческие культы. Несмотря на то что единый централизованный культ Г-спода здесь окончательно утверждается только в последней трети VII века до н. э., в результате религиозной реформы иудейского царя Йошияу <...>, Иерусалим со времени постройки Храма Г-спода (ок. 959 года до н. э.) становится общепризнанным священным городом иудеев, консолидирующим народ центром.

 

Израиль

Будучи провозглашен царем, Яровам I первоначально сделал главным городом Северного царства Шхем (Млах. 1, 12:25), но позднее перенес свою столицу в Тирцу (Млах. 1, 14:17)[5]. Царь Израиля принимается за восстановление древних культовых центров с их традиционной обрядностью и символикой. Дабы предотвратить посещение северянами Храма Г-спода в Иерусалиме, Яровам учреждает на юге Израильского царства, в Бейт-Эле, и на севере, в Дане, святилища и устанавливает здесь статуи золотых тельцов (Млах. 1, 12:27-31, Дивр. 1, 11:15), которые, вероятно, должны были служить, по представлению израильтян, пьедесталами для незримого Присутствия Г-спода. В Иерусалимском Храме роль таких пьедесталов, как полагают некоторые исследователи, выполняли два керува в Девире — Святая святых Святилища, под крыльями которых помещался Ковчег Завета Г-спода. (В Библии по отношению к Б-гу употребляется эпитет «Восседающий на керувах».)

Устанавливая тельцов, Яровам, судя по всему, основывался на некоей традиции, восходящей к эпохе пребывания евреев в Египте и периоду Исхода[6]. Впоследствии слово «тельцы» превращается в бранное прозвище культа северных колен. (Образ тельца ассоциировался в древней восточносредиземноморской иконографии и литературе с Баалем.) К служению в новых святилищах не привлекаются священники-аарониды и левиты; создается новое сословие священников «из народа» (Млах. 1, 12:31,13:33; Дивр. 2, 11:14-15, 13:9). Левитское же священство концентрируется в Иудее (см., например: Дивр. 2, 11:13-14, 13:9).

Особую роль в истории Северного царства в IX веке до н. э. сыграла династия Омри, правившая приблизительно с 885 по 841 год до н. э. Царь Омри (ок. 885–874) построил новую столицу Израиля, не связанную ни с одним племенным культовым центром, — Шомрон (Самарию) — и превратил ее в сильную крепость. Омри установил дружественные отношения с Тиром, а его сын Ахав (ок. 874–853) женился на Изевели, дочери тиро-сидонского царя Этбааля. В конечном счете и союз с финикийцами, и этот брак привели к беспрецедентному распространению в Израиле ханаанейских культов, прежде всего культа тиро-сидонского Бааля, по преимуществу бога грозы и бури. По инициативе Изевели жрецы и пророки Бааля получают государственную поддержку, тогда как пророки и почитатели Г-спода, включая пророка Элияу, подвергаются жестоким преследованиям. О широком распространении в израильском обществе баализма говорят, как полагают, и ряд теофорных имен, засвидетельствованных на острака из Шомрона (IX — сер. VIII века до н. э.) и включающих компонент -бааль[7]. Ахав построил в Шомроне дворец, отделанный слоновой костью (Млах. 1, 22:39; Ам., 3:15). При раскопках царского дворца здесь были обнаружены многочисленные искусно сделанные резные плакетки из этого материала (более 500 фрагментов). Ахав устроил и другую, «дополнительную», столицу — в Изреэле, возвышавшуюся над одноименной долиной.

«Печать Изевели», печально известной супруги израильского царя Ахава. Резьба по опалу.
IX век до н. э.

 

К концу первой половины IX века до н. э. резко меняется политическая ситуация в регионе: на Северную и Центральную Сирию обрушиваются ассирийские войска Ашшурнацирпала II (883–859) и его сына Салманасара III (859–824). Оборонительный союз стран Южной Анатолии и Северной Сирии оказался не в состоянии противостоять Ассирии. В 858–856 годах до н. э. армии союза терпят поражения от Салманасара. Это приводит к созданию коалиции из двенадцати царей, возглавляемой правителями Хамата, Дамаска и Израиля (Ахав до его гибели). Ее поддерживает Египет. Коалиция успешно отражала ассирийские попытки вторжения (853, 849, 848 и 845 годы до н. э.), не позволив Салманасару прорваться в Южную Сирию, Финикию и Израиль и обложить их данью.

Израильский царь Йегу (ок. 841–814), вдохновляемый пророком Элишей, придя к власти в результате государственного переворота, положил конец династии Омри и нанес сильнейший удар по культу тиро-сидонского баализма в Израиле, однако религиозная система, учрежденная Яровамом I, продолжала функционировать в Северном царстве и при Йегу, и при всех его преемниках (Млах. 2, 10:29, 31). Ввиду военной угрозы со стороны агрессивного дамасского царя Хазаэля Йегу в первый же год своего царствования вынужден был в поисках сильного союзника послать обильную дань Салманасару III. Тем не менее Дамаск, достигший к этому времени необычайной военной мощи и добившийся гегемонии над Центральной и Южной Сирией, почти беспрепятственно вторгается в Израиль, захватывает Гильад и другие израильские территории в Заиорданье, а также подчиняет себе Аммон, Моав и Эдом. В 814 году до н. э. Хазаэль совершает поход к берегу Средиземного моря, наносит поражение Израилю и Иудее, берет дань с иудейского царя Йеоаша (ок. 835–796) и, вероятно, порабощает Северную Финикию. Сын и преемник Хазаэля Бен-Адад III продолжает успешные войны против Израильского царства. При сыне Йегу Йеоахазе (ок. 814–798) Израиль теряет большую часть своей территории и войска. В это критическое для Северного царства время (805–801 годы до н. э.) ассирийский царь Ададнерари III (810–783) наносит дамасскому царю Бен-Ададу III сокрушительное поражение, вступает в Дамаск и взимает с него большую дань. Поражение Дамаска оказалось спасительным для Израиля.

Царица Изевель и царь Ахав перед пророком Элияу, накладывающим на них проклятие за присвоение виноградника Навуфея, оклеветанного и преданного неправедному суду. Гравюра Давида Эпплтона по картине Томаса Маттеуса Рука. 1880 год

 

Сын Йеоахаза Йеоаш (ок. 798–782) упоминается среди других данников Ададнерари III под именем Йа-а-су мат Са-ме-ри-на-а-а. Это первая из обнаруженных до настоящего времени ассирийских надписей, в которой Израиль обозначается как Самерина, т. е. Шомрон. В то же время Йеоашу удалось трижды разбить сирийские войска Бен-Адада III — что предсказал в конце своего земного пути пророк Элиша — и возвратить Израилю территории, утраченные при его отце, Йеоахазе. Йеоаш нанес также сокрушительное поражение иудейскому царю Амацьяу, спровоцировавшему войну с Израилем, и даже вошел в Иерусалим, захватив богатые трофеи <...>. Приблизительно с 793 года до н. э. соправителем Йеоаша был его сын Яровам, процарствовавший до 753 года.

Яровам II нанес поражение Арамейскому царству, взял Дамаск и Хамат. Аммон и Моав, вероятно, становятся вассалами Израиля. Израильтяне интенсивно заселяют Башан и северный Гильад. Израиль занимает главенствующее положение в регионе, контролирует основные торговые пути, ведущие из Сирии в Египет. К середине VIII века до н. э. территории Северного и Южного царств в своей совокупности почти достигают размеров Израильского царства при Давиде и Шломо. Оборотной стороной политического и экономического развития Израиля при Яроваме II явилось обострение социально-экономических противоречий. В этот период в Израильском царстве, по-видимому, вновь начинают распространяться элементы баализма. Сын Яровама II Зхарьяу, процарствовав всего шесть месяцев в 753/752 годах до н. э., был убит Шалумом в результате заговора. С его гибелью династия Йегу, правившая в Израиле около 90 лет — дольше всех прочих, прекратилась.

Шалум правил в Израиле лишь месяц и был убит в Шомроне Менахемом из Тирцы. Последний царствовал с 752 по 742 год до н. э., жестоко подавляя всякую оппозицию. Как полагают, к этому времени Израиль потерял контроль над сирийскими территориями, хотя это обстоятельство не упомянуто в Библии. Менахем вынужден был платить дань ассирийскому царю Тиглатпаласару III (745–727), введя специальный налог на состоятельные слои населения Израиля. Сын Менахема Пекахья правил в 742–740 годах до н. э. Он был убит своим приближенным Пекахом прямо в царском дворце в Шомроне; в заговоре приняла участие большая группа гильадитян.

Рельеф на черном обелиске Салманасара III. 841 год до н. э. Британский музей, Лондон

Пеках (740–732) отказался от проассирийской политики своих предшественников и вступил в антиассирийский союз с дамасским царем Рецином II. Коалиция потерпела сокрушительное поражение: в 732 году пал Дамаск; Сирия и завоеванные ассирийцами территории Израильского царства — Гильад, Галилея и Шаронская долина — были превращены в ассирийские провинции и управлялись наместниками. Израильское же население захваченных территорий было выселено в Месопотамию. Территория Израильского царства фактически сократилась до пределов удела Эфраима с центром в Шомроне. В 732 году до н. э. против Пекаха был составлен заговор во главе с Ошеа: Пеках был убит, а Ошеа стал последним царем Северного царства. Он платил огромную дань сначала Тиглатпаласару III, а затем его сыну Салманасару V (727–722). Ошеа решается на отчаянный шаг — вступает в союз со слабой XXIV (Саисской) египетской династией и прекращает платить дань ассирийцам. Салманасар заключил Ошеа в тюрьму в Ассирии (обстоятельства этого акта неизвестны) и двинул войска на Шомрон. Осада столицы Северного царства длилась три года. Шомрон, по всей вероятности, пал в последний год царствования Салманасара V, незадолго до смерти последнего. Депортацию же населения Шомрона (Эфраима) — согласно ассирийским анналам, 27 290 человек — осуществил преемник Салманасара Саргон II (722–705).

Израильтян поселили в Месопотамии (например, в Халахе к северо-востоку от Ниневии; в Гозане — в верхнем течении Хавора, притока Евфрата; в округе Хавор, заселенном в основном арамеями) и Мидии. Полагают, что на месте оставили малоземельных крестьян, между которыми были разделены угодья угнанных во внутренние области Ассирийской империи землевладельцев. Область Эфраима была превращена в ассирийскую провинцию, а ее административным центром стал отстроенный с этой целью Шомрон. В города Израиля были пригнаны арамеи, а позже халдеи из Вавилона. Переселенцы в целом перенимают религиозные представления местного израильского населения, религию Г-спода, однако во многом сохраняют и свои языческие обряды и обычаи. С течением времени эти народы частично смешиваются с остатком израильтян, и постепенно образуется новая, родственная еврейской народность — шомрони́м (Млах. 1, 17:29:םינרמשה), самаритяне (в Септуагинте: Σα-µα-ρ-ται; от Σα-µ-ρεια, Самария).

 

И перевел царь ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Авы, и из Хамата, и из Сефарваима, и поселил (их) в городах Шомрона вместо сынов Израиля. И они овладели Шомроном, и стали жить в городах его (Млах. 2, 17:24)[8].

 

Насильственное переселение порабощенных пленников из покоренных стран во внутренние области Ассирийского государства должно было, прежде всего, пополнить его население и поднять экономику коренных областей Ассирии, обезлюдевших вследствие многочисленных войн, а с другой стороны — облегчить политическое подчинение аннексированных территорий, наиболее динамичных и влиятельных жителей которых изгоняли оттуда. Сведения о судьбах израильтян в Месопотамии крайне скудны. В Ассирии они занимались в основном земледелием, но также и ремеслами. Судя по ассирийским документам конца VIII–VII века до н. э., некоторые израильтяне становятся высокопоставленными чиновниками (в частности, в казначействе — Палтияу и Нерияу), а некий Хилкияу сделался ассирийским военачальником (документ времен Саргона из Кальху).

Часть представителей северных колен ассимилировались с арамейским и ассирийским населением. Однако многие израильтяне сохранили свои религиозно-национальные особенности и слились впоследствии с переселенцами из Иудеи, депортированными в Месопотамию вавилонянами в начале VI века до н. э. Иудейские пророки Ирмеяу и Йехезкель предвещают избавление не только иудейским, но и израильским изгнанникам. Среди пришедших в Иудею из вавилонского плена числились и представители северных колен.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].      Ср. также: Дан., гл. 8, 11.

 

[2].      По наименованию важнейшего колена.

 

[3].      По имени отца Эфраима и Менаше.

 

[4].      По наименованию столичного города.

 

[5].      В Шир., 6:4 с Тирцой сравнивается краса возлюбленной.

 

[6].      Ср.: Шмот, 32:1, 4, 8; Млах. 1, 12:28; Теил., 106:19; Нехем., 9:18; ср. также: Млах. 1, 17:16; Ам., 8:14.

 

[7].      В то же время не исключена возможность, что Бааль, букв. «господин», «владыка», «хозяин», было, наряду с синонимичным наименованием Адон/Адонай, одним из обозначений Г-спода на раннем этапе развития израильского общества.

 

[8].      Ср. также: Иосиф Флавий. Иудейские древности, X, 184.