[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2013 ЭЛУЛ 5773 – 9(257)

 

йохевед сегаль

 

В ближайшее время в издательстве «Книжники» выйдет в свет книга Йохевед Сегаль (1911–2006), представляющая собой переложения мидрашей и Талмуда для детей. Эта книга положила начало обширной и разнообразной детской литературе на иврите, существующей в наши дни. Предлагаем вниманию читателей ее фрагмент.

 

Перевод с иврита Евгения Левина и Марины Карповой

Любовь к ближнему

 

Аарон-миротворец

 

Мидраш «Ялькут Шимони», недельный раздел «Хукат»;
Авот де-рабби Натан, 12

 

Первосвященника Аарона, брата Моше, любили все евреи. Он никогда ни на кого не сердился, никогда никого не обижал. Даже если он знал, что какой-то еврей совершил дурной поступок, он никогда не говорил ему: «Нечестивец! Посмотри, какую мерзость ты сделал!» Наоборот, встретив такого человека, Аарон здоровался с ним с приветливой улыбкой на лице. Грешник смущался и уходил, думая про себя: «Горе мне! Как смотреть теперь в глаза Аарону? Если бы он знал, что я натворил, он никогда не стал бы здороваться и даже не взглянул бы в мою сторону». И позже, если такому человеку опять приходила в голову мысль сделать что-то нехорошее, он вспоминал Аарона, ему становилось стыдно, и он отказывался от своих намерений.

Порой случалось, что два еврея так ссорились, что не желали даже видеть друг друга. Аарон считал своим долгом помирить этих людей. Как он это делал? Сейчас узнаете.

Сначала он встречал одного из них и заводил с ним разговор:

— Кстати, я недавно встретил твоего приятеля — того самого, на которого ты обижен. Он очень переживает и страшно раскаивается, что обидел тебя. Он даже сказал мне: «Горе мне! Это я во всем виноват, я обидел своего лучшего друга. Мне так стыдно!»

Так говорил Аарон до тех пор, пока его собеседник не просто переставал сердиться на своего бывшего друга, но прежняя любовь возвращалась в его сердце.

Увидев, что половина дела сделана, Аарон шел к другому обиженному и начинал с ним разговор:

— Ты знаешь, я недавно был у твоего приятеля и узнал, что он больше на тебя не сердится, но очень переживает из-за того, что ты до сих пор на него в обиде. Он даже сказал мне: «Это я во всем виноват, это я оскорбил своего лучшего друга. Мне очень стыдно, что я с ним так поступил! Как бы сделать, чтобы он тоже меня простил и больше на меня не сердился?»

Так Аарон говорил до тех пор, пока его собеседник не соглашался простить своего друга и помириться с ним.

И тогда стоило бывшим врагам увидеться, как они бросались друг другу на шею и снова становились закадычными друзьями.

Так Аарон мирил сынов Израиля, чтобы между ними были совет да любовь, и за это все его любили и уважали.

 

Терпение и кротость Гилеля Старого

 

Вавилонский Талмуд, Шабат, 30б-31а

 

Гилель происходил из рода Давида, царя Израиля. Его называли «Наси»Князь, так как он возглавлял Сангедрин — собрание еврейских мудрецов. Гилель был самым мудрым и уважаемым человеком своего поколения. Величайшие умы советовались с ним по разным вопросам, множество учеников изучали Тору в его доме. Но Гилель не возгордился. Он был известен тем, что никогда ни на кого не гневался. С каждым человеком он говорил терпеливо, приветливо и с любовью.

Как-то разговаривали два еврея, и речь у них зашла о Гилеле. Один из собеседников сказал:

— Гилеля Старого невозможно вывести из себя. Он никогда ни на кого и ни на что не сердится.

Услышав это, его приятель сказал:

— Я могу сделать так, что даже Гилель выйдет из себя и мне нагрубит!

Его собеседник ответил:

— Я не верю, что тебе это удастся. Я даже готов побиться об заклад: если ты действительно сможешь рассердить Гилеля, то я заплачу тебе целых четыреста зузов. (Это очень большие деньги, на которые человек мог прожить целых два года.)

Услышав такие слова, второй просиял:

— Считай, что твои денежки у меня в кармане. У меня есть замечательный план, как вывести Гилеля из себя.

Дело было в пятницу, накануне субботы. Поскольку в субботу нельзя мыться, Гилель решил искупаться и вымыть голову. В это время наш знакомый подошел к его дому и начал кричать:

— Кто здесь Гилель? Кто здесь Гилель?

На месте Гилеля любой другой рассердился бы на невежду, который орет под окнами, как будто не знает, где живет Наси, да к тому же мешает ему мыться. Любой — но не Гилель! Напротив, он подумал: «А вдруг этот человек хочет задать вопрос, касающийся Торы? В этом случае мой долг — ответить ему как можно скорее!»

Наскоро вытершись и одевшись, Гилель вышел на крыльцо и тихо спросил крикуна:

— Чего тебе, сын мой?

— Хочу задать тебе вопрос, — ответил тот.

— Спрашивай, сын мой, спрашивай, — ласково сказал Гилель.

— Ты не знаешь, почему у вавилонян головы неправильной формы?

Этот еврей специально задал совершенно глупый и никчемный вопрос. Мало того, с этим дурацким вопросом он пришел в канун субботы, когда Гилель был очень занят. Тот был уверен, что Гилель обязательно разозлится. Однако он лишь улыбнулся и ответил:

— Сын мой, ты задал очень важный и интересный вопрос. Я отвечу тебе: это потому, что вавилонские повитухи, которые помогают женщинам во время родов, не умеют правильно принять младенца.

Услышав ответ, еврей ушел и немного подождал, пока Гилель снова займется подготовкой к субботе. Потом он вернулся и опять начал кричать:

— Кто здесь Гилель? Кто здесь Гилель?

Однако Гилель не рассердился и на этот раз. Он быстро оделся, вышел из дома и спросил:

— Что тебе, сын мой?

— Хочу задать тебе вопрос.

— Спрашивай, сын мой, спрашивай.

И снова этот еврей задал дурацкий вопрос, который совершенно необязательно было задавать в канун субботы:

— Отчего у всех тадморян глаза узкие, как щелочки?

Гилель улыбнулся и ответил:

— Сын мой, это очень важный и интересный вопрос. Тадморяне живут в пустыне, и, когда дует ветер, песок может попасть им в глаза. Поэтому глаза у них узкие, как щелочки, — такими их сотворил Всевышний, чтобы песок им не повредил.

Еврей ушел, но через некоторое время опять вернулся и стал кричать посреди улицы, как будто не зная, кто такой Гилель и где он живет:

— Кто здесь Гилель? Кто здесь Гилель?

И снова Гилель быстро оделся, вышел из дома и спросил:

— Что тебе, сын мой?

— Хочу задать вопрос.

— Спрашивай, сын мой, спрашивай.

— Отчего у всех фракийцев такие широкие ступни?

— Сын мой, ты задал очень важный и интересный вопрос. Сейчас я тебе объясню: это потому, что они живут в местности, где много болот. Всевышний сотворил их с большими ногами, чтобы они не вязли в иле и грязи.

Еврей увидел, что ему никак не удается разозлить Гилеля, и подумал: «Попробую поговорить с ним нагло или даже обругать его. Тогда он точно выйдет из себя и я выиграю спор».

Поэтому он заявил Гилелю:

— У меня есть еще много вопросов. Но я боюсь, что ты на меня рассердишься.

Услышав это, Гилель сел и пригласил непрошеного гостя сесть рядом, чтобы можно было спокойно поговорить и обстоятельно ответить на все вопросы.

— Можешь спрашивать сколько хочешь и обо всем, что хочешь.

— Ты тот самый Гилель, которого называют Князем Израиля?

— Да, это я.

— Если так, то пусть же не будет подобных тебе в Израиле!

Не повышая голоса, Гилель спросил:

— Почему же?

Еврей раздраженно ответил:

— Потому, что из-за тебя я потерял целых четыреста зузов! Мой приятель обещал заплатить мне эти деньги, если я смогу разозлить Гилеля. Я старался изо всех сил, но у меня ничего не вышло!

Сказал ему Гилель:

— Будь же впредь осмотрительней. Ты можешь еще много раз потерять четыреста зузов, но рассердить Гилеля тебе не удастся. Да и потом — разве это плохо, что я никогда не сержусь?

Услышав эти слова, спорщик понурил голову и побрел восвояси. 

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.