[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2013 ХЕШВАН 5774 – 11(259)

 

ПЕРЕСАДКА В ИЗРАИЛЕ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

Семен Довжик

 

Поводов скрестить шпаги в Израиле всегда было достаточно. И если вдруг затихнут внешние враги, не стоит предаваться унынию — израильская жизнь сама подбросит повод выпустить пар в публичных дискуссиях. Есть и темы-фавориты, повторяющиеся с завидной периодичностью. Осенью 2013 года одной из самых скандальных стала, казалось бы, порядком подзабытая всеми тема израильтян-невозвращенцев, или по-простонародному йордим — «спустившихся».

Научно­исследовательский институт «Реут» (Израиль) опубликовал весьма неординарные выводы относительно будущего израильтян, проживающих за границей. Десятый канал израильского телевидения разразился серией потрясающих своей глубиной и аналитикой репортажей о том, как хорошо живется израильтянам в Берлине, Лондоне и Нью­Джерси. Не смог сдержать своего мнения по этому поводу и израильский пользователь Фейсбука номер один министр финансов Яир Лапид, решительно выплеснувший на страницы социальной сети все, что он думает относительно отщепенцев, решивших променять бело­голубую реальность на дешевые немецкие продукты. Израильтяне, затронутые поднятой проблематикой, не остались в стороне — и пошло­поехало.

Вопрос уезжающих из Израиля волнует еврейское государство с первых дней его существования. Согласно идеологии сионизма, таковых быть просто не должно, как и не должно было остаться евреев в странах изгнания. Но если темпы медленного переселения древнего народа на свою историческую родину еще как­то можно списать на силу инерции, накопившуюся за две тысячи лет изгнания, то со «спус­кающимися» из Израиля такой фокус­покус не пройдет. Они есть, и, согласно подсчетам отдельных товарищей, их становится все больше и больше.

Время, когда уехавших израильтян предпочитали не замечать и главы Государства Израиль кляли их почем зря, осталось в далеком и безвозвратном прошлом. Давно отменены и распоряжения израильским консульствам и представительствам «Сохнута» в диаспоре не пускать отщепенцев на порог. Нынешний ракурс дискуссии относительно взаимоотношений между Израилем и его диаспорой (не путать с диаспорой еврейской) колеблется между категоричным «чемодан­вокзал­Израиль» и вялым «давайте с ними работать». Но совсем недавно обнаружилось и третье направление. Его сформулировали руководители института «Реут», давно и серьезно озаботившиеся проблематикой существования израильских граждан вне границ исторической родины.

По их версии, израильские общины за границей обречены на исчезновение уже во втором поколении. Причиной тому тотальная ассимиляция детей­ израильтян. Оказалось, что сильные и закаленные в боях израильтяне совершенно не приспособлены к выживанию в диаспоре. Пустившие корни в Нью­Йорке, Лос­Анджелесе, Майами и Торонто моментально создали свои «маленькие Израили» — с хумусом, кофе «боц» и газетой «Йедиот Ахаронот» по утрам. Отхлебывая крепкий кофе и погружая питу в сдобренный хумус, уроженцы кибуцев и прошедшие службу в элитных армейских подразделениях с презрением взирали на существующих бок о бок с ними местных, галутных евреев. Тех самых крючконосых обитателей Нового Света, которые за несколько поколений на­учились выживать в диаспоре, создали еврейские школы, общинные центры, синагоги. Поджарые и смуглые, бывшие жители Тель­Авива и Хайфы в синагоги были готовы ходить лишь под дулом родного «Узи». И дети их, по большей части, посещали школы не еврейские, а общие, американские. Сигнал тревоги у родителей включался лишь тогда, когда пятничным вечером дети забегали домой, чтобы представить им своего избранника или избранницу, не имеющих ни малейшего отношения к еврейскому народу.

Так сложилось, что в большинстве крупных городов Северной Америки и Европы стали действовать две еврейские общины. Одна — местная еврейская, вторая — выходцы из Израиля. Две общины представителей одного народа, существующие параллельно и практически не поддерживающие никакой связи друг с другом. Местные евреи также не спешили встретить израильтян с распростертыми объятиями. Виной тому та самая идеологическая подоплека. Как, скажите, можно участвовать в кампании в поддержку Израиля и способствовать репатриации, когда у тебя под боком селятся люди, по собственной воле решившие эту страну покинуть, да и не всегда лестно о ней отзывающиеся? Диссонанс.

В пылу жарких дискуссий относительно будущего израильтян, переселившихся в Северную Америку, от взора исследователей, как это практически всегда случается, ускользнула судьба наших русскоязычных соотечественников. Вопрос, сколькие из них рискнули поменять страну проживания во второй раз, будоражит умы столпов русскоязычной израильской общины вот уже многие годы. И поскольку, как это ни странно для страны, возведшей во главу угла увеличение числа репатриирующихся, официальной статистики по данному вопросу не существует, то и фантазия высказывающихся по теме не знает границ. Однако, как и в случае с «этническими» израильтянами, отрицать отток русскоязычного населения из Израиля уже давно не представляется возможным. В Москве многие годы поговаривают о нескольких десятках тысяч обладателей синих пас­портов, перебравшихся в Первопрестольную. Следующим в списке городов, ставших приютом для «дважды предателей родины», значится Торонто. По официальной статистике, Торонто стал домом для 40 тыс. русско­язычных евреев. Как минимум половина из них успели сделать длительную пересадку в Израиле. Далее следуют различные города Северной Америки, Киев, Лондон.

В начале 2000­х израильское общество с огромным удивлением обнаружило, что, оказывается, израильтяне уезжают не только в США и Канаду, но и в Москву. Центральные газеты запестрели репортажами о талантливых молодых людях, решившихся попытать счастья на берегах Москвы­реки. В адрес московских израильтян посыпался град камней: слабаки, не­удачники, туда им и дорога. Пусть возвращают корзину абсорбции! Отдельные представители официоза пытались представить уехавших как не справившихся с тяготами абсорбции. Однако амбициозные и пробивные молодые ребята, создавшие в Москве успешный бизнес и разъезжающие по Первопрестольной на дорогих авто, меньше всего походили на не­удачников. От этого израильское общество в целом и отдельных собратьев­репатриантов в частности замкнуло еще больше.

В отличие от сабров, населяющих Лос­Анджелес и Майами, русско­язычные израильские граждане, переместившиеся на постсоветское пространство, организованы гораздо хуже. Пиком тяги к сплочению рядов явилось создание в Москве клуба «Даркон». Помпезно объявив о своем создании и проведя несколько ярких мероприятий, «Даркон» благополучно почил в бозе.

Московских израильтян не испугаешь еврейскими школами, но на всю еврейскую Москву всего две качественные светские школы. Много лет назад при посольстве Израиля существовала настоящая израильская школа, обучающая детей по израильской программе. Пока в один прекрасный момент до Москвы не доехала министр образования Лимор Ливнат, заявившая, что израильтяне не для того платят налоги, чтобы финансировать обучение осевших в Москве детей «спустившихся». С тех пор дети московских израильтян учатся в обычных московских школах.

Московские израильтяне — единственные, против кого система решилась предпринять административные меры. Где­то в пыльных коридорах власти израильскому консульству в Москве было дано указание не продлевать паспорта, заменяя их на проездной документ лессе­пассе. После нескольких громких скандалов подобную практику пришлось отменить.

Что же привело к очередному всплеску эмоций относительно уезжающих? Какими цифрами руководствуются участники дискуссии? Согласно последним опросам общественного мнения, 51% процент израильтян взвешивали возможность отъезда из Израиля. Однако, по данным Центрального статистического бюро Израиля, в прошлом году еврейское государство покинули всего… 15 тыс. израильтян — существенно меньше, чем ежегодное число отъезжающих последних лет. Понятно, что ничего не понятно.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.