[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2014 ТЕВЕТ 5774 – 1(261)

 

Вынос Торы.

Фотографии Эммануила Евзерихина.Московская хоральная синагога. 1965 год.

Из собрания Sepherot foundation

 

 

Аудиенция московского раввина Йеуды–Лейба Левина у Ребе в 1968 году

 

Ребе Вы, наверное, уже успели отдохнуть. «По страданиям и награда». Я слышал, вам уже здесь показали местные ешивы, вы уже встретились с друзьями юности...

ЙЛЛ По правде говоря, я и представить себе не мог, насколько здесь «место Торы». Тридцать-сорок лет назад Америка была «пустой ямой без воды» — «вода — это не что иное, как Тора», а сейчас — хвала Создателю! Особенно меня поразила сеть школ для девочек «Бейт Яаков» («Дом Яакова»): на котором, <как известно>, строится «дом Израиля»!

Ребе Особенно важно, что, помимо самого воспитания, укореняют в девочках упорство в вере. Включая «непослушание» мужу, когда он требует идти против Торы. Что сейчас происходит в московской общине?

ЙЛЛ После массового отъезда любавичских хасидов осталась зияющая дыра.

Ребе Одни уехали, другие, наверное, пришли на их место, из окрестностей Москвы или другой части страны? Евреи ведь обычно стараются жить в мегаполисах, где много евреев.

 

Раввин Йеуда-Лейб Левин (справа) с прихожанами.

Фотографии Эммануила Евзерихина.Московская хоральная синагога. 1965 год.

Из собрания Sepherot foundation

 

ЙЛЛ Некому занять их места, потому что непросто получить прописку в Москве и области.

Ребе Но можно прописаться, женившись на москвичке.

ЙЛЛ Да, и как раз наш новый шохет так прописался в Москве.

Ребе А что же с московской молодежью?

ЙЛЛ «Когда нет телят, не будет и быков»...

Ребе (с улыбкой) Когда просят услышать вести, хотят услышать и хорошее!.. Как известно, хорошие слова приводят к хорошим событиям, «<Б-жьего> Милосердия больше, чем <Б-жьих> кар».

ЙЛЛ Хорошее? Могу рассказать о Самарканде, там собралось много молодежи, они ведут правильный образ жизни...

Ребе (с улыбкой) Что вы меня отправляете в Самарканд? Я хочу услышать добрые вести из Москвы! Вы ведь раввин Москвы, зачем вам думать о других местах?

ЙЛЛ О Москве могу рассказать, как есть. Там есть любавичская молодежь и литовская молодежь, проводятся уроки, десятки евреев сидят и учатся, но некоторые уехали.

Ребе А что изучают в московской синагоге?

Раввин Йеуда-Лейб Левин входит на аудиенцию к Ребе. Фотография сделана скрытой камерой. 1968 год

 

ЙЛЛ Как правило, утром учат лист Талмуда с Тосафот по методу пильпуля, этот урок проходит отменно, около двух часов. И вечером учат лист Талмуда, «Шульхан арух» и Мишну. В шабат — Пятикнижие, а во вторую половину дня летом «Поучения отцов», зимой — Мидраш. А кроме того, ученые беседы за трапезой.

Ребе (обращаясь к ленинградскому кантору, сопровождавшему раввина) А что учат у вас?

Кантор Между полуденной и вечерней молитвами учат Талмуд.

Ребе Раньше было принято между полуденной и вечерней молитвами учить «Эйн Яаков» — сказания из Учения, «которые влекут сердце человека», обучают добропорядочности и т. п. Как пишет об этом Алтер Ребе, «в сумерки, между полуденной и вечерней молитвами <...> пусть десять человек изучают глубокое содержание Торы, сказания из “Эйн Яаков”, где скрыта большая часть тайн Торы», а также: «Пусть изучают часть “Шульхан арух” “Орах хаим”, где находится практический закон, необходимый в повседневной жизни», — чтобы знать, как следует поступать, ведь именно это, в конце концов, самое главное.

ЙЛЛ Старые преподаватели ослабли и уже не могут исполнять свои обязанности.

Ребе Я слышал, что в шабат приходят молиться около шестисот человек. Наверняка среди них можно найти еще преподавателей. А как в Москве принято вести себя с нусахом молитвы — сейчас ведь там вместе молятся люди из разных общин?

ЙЛЛ В малом зале молятся по нусаху Ари. В большом — в шабат по нусаху ашкеназ. А в общем, не обращают на это внимания: кто стал к амвону, тот и выбирает нусах.

Ребе (обращаясь к ленинградскому кантору) Вы ведь кантор — стало быть, вы хозяин положения... По какому нусаху у вас молятся?

Кантор И в Ленинграде так же — в большой синагоге молятся по нусаху ашкеназ, а в хасидской и малой — по нусаху Ари.

(Ребе также поинтересовался, что происходит с нусахом сфарад — как с тем, по которому молятся грузинские евреи, так и с тем, по которому молятся польские хасиды.)

Ребе Я знаю, что вы недавно издали новый сидур.

ЙЛЛ Да, и это было непросто организовать. Трудно было найти типографский набор с огласовками, поэтому пришлось репринтом печатать издание 1956 года, с добавлениями из нусаха ашкеназ, поскольку этот сидур — нусах сфарад.

Ребе Раньше в сидуре помещали календарь новомесячий и праздников и вообще сидур был чем-то вроде путеводителя в жизни человека. В старых респонсах раввины проявляли огромное беспокойство в связи с тем, что изданием календарей стали заниматься невежды, из-за чего иногда происходили неприятные казусы... Я помню сидуры с переводом на русский, еще с твердыми знаками по старой орфографии.

ЙЛЛ Да, было несколько таких изданий. И этот наш сидур мы перевели постранично, но перевод предназначался лишь для ознакомления властей, а издание только на святом языке.

Кабинет Ребе в синагоге 770. Бруклин, Нью-Йорк.
Современное фото

 

Кантор У меня сохранился сидур на русском со старой орфографией, и такой же махзор, и Пятикнижие.

Ребе Что касается перевода Пятикнижия на русский — в Институте востоковедения есть издание на русском, может быть, и всего Танаха, в новой орфографии — без твердых знаков.

(Йеуда-Лейб Левин назвал еще одно современное издание.)

Ребе Это, скорее, пособие для изучения языка.

ЙЛЛ Ко мне приходят студенты, изучающие язык, и в этих целях берут Пятикнижия. Возвращая книгу, они часто с восхищением говорят о ней, задают вопросы и т. д. Так что «начинают с будничных целей, а приходят к истинным».

Ребе Как вы поступаете в случае, когда нужно проконсультироваться по вопросам Алахи, возникающим в последнее время?

ЙЛЛ Посылаем вопрос раввину Мойше Файнштейну.

(Йеуда-Лейб Левин привел несколько случаев.)

Ребе Мне рассказывала одна гостья, которая сейчас живет в Израиле, как вы организовывали ей освобождение от левиратного брака и помогли получить визу, несмотря на все сложности...

ЙЛЛ Да, был такой случай. Мы стараемся делать все, что можем. В СССР есть целые общины, соблюдающие еврейские традиции. Так, в Грузии, например, очень сильны традиции кошерности, соблюдение шабата и семейной чистоты. И в Узбекистане тоже люди держатся иудаизма, но заметны процессы ослабления...

Ребе А как вы оформляете разводы в других регионах?

ЙЛЛ Если нужно провести развод в Грузии, отправляют аршоо («доверенность») в Москву, где есть писец, свидетели и раввинский суд, которые готовят документ (разводное письмо), посылают его в Грузию и там вручают.

Ребе Раз есть писец для разводных писем — наверняка он может заниматься и проверкой свитков, тфилин...

(Обсудили вопросы об агунах, возникшие вследствие войны.)

Ребе А какова судьба свитков Торы и вообще святых книг, свезенных в Москву из других городов?

ЙЛЛ Свитки Торы мы тайком скупаем и потихоньку переправляем в Израиль. А что касается других святых книг отъезжающие понемногу с собой брали, но все равно много книг осталось в синагогальном книгохранилище, в том числе из библиотек умерших евреев, и надо, конечно, навести в них порядок. Мы уже наняли библиографа для этого. Это, в основном, старые книги, но есть и немного новых, которые нам присылают.

Ребе Надо озаботиться тем, чтобы в синагоге были книги по Алахе. Здесь стараются в синагогах учить «практические законы» из «Шульхан арух» или «Кицур Шульхан арух» («Краткий Шульхан арух»), в зависимости от уровня присутствующих. Особенно после того, как выяснилось, что именно законы из «Орах хаим», то есть те, что касаются ежедневной жизни, знают хуже всего, и это, конечно, отражается на практике. Это нововведения здесь: образование девочек и изучение практических законов. Поначалу казалось, что изучение практических законов будет слишком «сухим» для слушателей, поэтому стоит удовлетвориться самообразованием, но опыт свидетельствует, что это прижилось.

ЙЛЛ Учить «Кицур Шульхан арух» очень комфортно, потому что он ясно и просто объясняет каждую идею и правило закона. Особенно в наше время, когда появились издания «Кицура» с добавлениями.

Ребе (с улыбкой) Автор как раз хотел сделать «Кицур», а добавления возвращают все на круги своя!

ЙЛЛ Я у себя держу все экземпляры «Кицура», чтобы студенты ешивы, несмотря на недостаток времени, обязательно его учили. Это непреложное правило!

Ребе Я помню, что в мое время «Кицур» встречался очень редко. В основном, пользовались «Мишна брура» или учили «Шульхан арух» — его тогда издавали и в маленьком карманном формате — с «Беэр гейтев». А когда я приехал сюда, заметил, что здесь «Кицур» очень популярен и даже переведен на несколько языков.

ЙЛЛ В нашей библиотеке есть рукописи, которые надо бы издать.

Ребе (с улыбкой) Дай Б-г, чтобы учили уже изданное. Я сначала думал, что такое опасение пришло в голову моему тестю, а потом увидел, что уже сын Алтер Ребе пишет в предисловии к своему труду: «Наша природа такова, что если есть только рукопись, люди не жалеют никаких денег, чтобы ее приобрести, а когда то же самое издадут, не торопятся купить даже за самые малые деньги, да и тот, кто приобретает, делает красивый переплет и ставит на почетное место в книжном шкафу...» Но все равно, когда рукопись издают, не избежать, что кто-то все-таки ее будет изучать, больше или меньше.

ЙЛЛ «Составлять много книг — конца не будет...»

Ребе В каком состоянии сейчас здания московской и ленинградской синагог?

ЙЛЛ Оба недавно отремонтированы.

Ребе Я знаю, что туда приходит много туристов. И, как я слышал, даже те, кто здесь никогда не получает вызова к Торе, приезжая туда, поднимались там к Торе, с благословениями до и после, с покрытой головой...

Поскольку все гости приходят в синагогу, у вас часто есть возможность исполнить заповедь гостеприимства, а ведь «гостеприимство больше принятия Б-жьего лика».

Прихожане Московской хоральной синагоги. Повторение молитвы (Хазарат а-Шац). Фотография Эммануила Евзерихина.
1957–1960-е годы. Из собрания Sepherot foundation

 

Гостеприимство должно включать в себя угощение едой и питьем... Однажды я был с тестем у кого-то с ответным визитом, и нам вынесли угощение. По каким-то причинам тесть не хотел там есть, но чтобы это никого не обидело, привел разъяснение на выражение мудрецов «гостеприимство больше принятия Б-жьего лика»: потому что «принятие Б-жьего лика» связано с приношением: «хлеб Мой в жертву Мне...», поскольку: «Да не появится <никто> предо Мной с пустыми <руками>!», а для гостеприимства достаточно добродушия хозяев... Но, несмотря на это, все же...

Мы еще в Екатеринославе были знакомы с вашим братом, а потом я его встретил в Ростове в двадцать третьем двадцать четвертом году. Что с ним сейчас?

ЙЛЛ Он три года назад скончался. Он написал много сочинений, они все пропали, кроме одной рукописи по поводу памфлета рабби Леви Ибн-Хабиба о рукоположении раввинов — в связи с его спором с рабби Яаковом Беравом о мнении Рамбама касательно возможности восстановления рукоположения Сангедрина в наше время.

Ребе Говорили, будто само теоретическое знание, что возможно восстановление рукоположения, обсуждение доказательств тому, снятие вопросов и т. п., укрепило институт раввината. И даже те, кто стоял на других позициях, в основном были несогласны из-за того, что решение было принято не всеми мудрецами еврейского народа, так как рабби Леви Ибн-Хабиб и несколько других авторитетов отсутствовали.

ЙЛЛ В продолжение разговора о рукописях. В Москве жил полтавский раввин (рав Ицхок-Айзек Красильщиков). Он писал разъяснительный комментарий на Иерусалимский Талмуд, а кроме того, занимался вычиткой ИТ и исправлением опечаток в нем. Будучи выдающимся ученым, он доказал необходимость правки <путем> сравнительного анализа с Вавилонским Талмудом. Он успел закончить только два седера, «Зраим» и «Моэд». Следует это издать, до сих пор это неподъемная глыба.

Ребе Есть разница между сравнительным анализом разных изданий для выяснения, какая версия точнее, и предметной вычиткой...

Между двумя мировыми войнами Иерусалимский Талмуд был издан в типографии Ромм в Вильне, форматом больше Вавилонского, со сравнением версий разных изданий и рукописей. Кроме того, был труд «Агават Цион в Йерушалаим» (Ратнера) на тему Иерусалимского Талмуда. Да и в Вавилонском, в тех трактатах, которые изучают реже, например «Звахим» и «Менахот» в седере «Кдошим», больше различий...

Упомянутого вами полтавского раввина, автора труда «Твуна» по Рамбаму, я однажды встречал. Он приходил к нам домой в Екатеринославе со своей книгой, маленькой и тоненькой. Он тогда был молодым человеком с юношеской бородкой. Я был еще моложе, у меня, кажется, тогда еще и не начала расти борода. Мне он запомнился из-за дискуссии между нами по поводу ханукальных свечей, в связи с его вопросом в книге, как могли в те времена выполнить заповедь возжигания свечей горением масла «чуда», ведь в Писании сказано, что должно быть масло «оливы».

Но при той встрече было видно, что его больше всего интересует именно глубокий анализ в дискуссии — а выверка требует отдельного навыка, связанного с пунктуальностью и т. п. ...

ЙЛЛ Тогда он был молодым человеком, а труд по Иерусалимскому Талмуду он писал в старости, 20 лет!

Ребе Вероятно, поэтому он не смог закончить труд.

ЙЛЛ Он был уже стар и слаб. Врачи говорили, что только удовольствие от работы над этим трудом дает ему силы жить.

Ребе В нем воплотилось сказанное: «Ибо она (Тора) — жизнь наша...»

Что касается Иерусалимского Талмуда — «все зависит от удачи...». Несколько раз пытались завести обычай систематически его изучать, но все осталось, как прежде. Хафец Хаим в свое время завел обычай изучать седер «Кдошим». Он писал, что изучение седера «Кдошим» — это средство для приближения Освобождения, когда восстановятся храмовые приношения «кдошим». Но это продержалось всего несколько лет, а после как-то забылось. Сейчас опять начали. Так же было с изучением «этики», мусара, — и путем «шмуот», бесед наставников, и в основной программе. Все было сильно усложнено из-за постоянной смены мест пребывания ешив. Написано, что «Б-жье присутствие претерпело десять изгнаний». Но, похоже, в случае с Торой — больше десяти...

Cопровождающий р. Левина Я часто бываю в Москве, и всегда в синагоге есть миньяны. С утра без остановки до полудня, а по вечерам постоянно раввин сидит и учит. Когда бы я ни пришел — он со страницей Талмуда! Однажды я не нашел раввина в синагоге и пошел к нему домой, а там увидел, что он пишет разводной документ. Он всегда занят заповедями!

Ребе (с улыбкой) А почему такие хорошие новости рассказывает гость, а не хозяин?

Cопровождающий р. Левина Раввин «скромен весьма», поэтому не хочет говорить о своей общине. А я, как человек со стороны, могу засвидетельствовать такое положение дел.

Ребе Скромничать можно на свой счет, а не насчет общины...

ЙЛЛ Да, и в шабат тоже есть много миньянов. Кроме того, молятся в четырех помещениях синагоги: первый миньян в двух, и второй миньян после первого в двух местах — в хедер шени и в большом зале.

Ребе А как положение с этим в других городах?

Йеуда-Лейб Левин и писатель Ицхак Шмулевич позируют с газетой «Форвертс» в руках во время визита московского раввина в Нью-Йорк. 1968 год

 

ЙЛЛ Мне не случается бывать в других общинах вне Москвы.

Кантор Меня попросил еврей из Грузии обратиться к вам за благословением для его сына, страдающего эпилепсией.

Ребе Как зовут его и его мать?

Кантор (передав имена) Я здесь приобрел для него лекарство, и они ждут с нетерпением моего приезда. Я рад, что удостоился миссии исполнения заповеди.

Ребе «Занятые в миссии исполнения заповеди не понесут ущерб ни в пути, ни в возвращении». Все время, пока миссия не исполнена, нельзя сказать, что посланник «вернулся», он все еще в пути. В вашем случае конец миссии — это доставка лекарства и — более того — выздоровление больного!

(Обращаясь к ЙЛЛ) И у вас «возвращение» наступит, когда вы вернетесь в синагогу, а до этого вы «в пути». А поскольку речь идет о заповеди, то следует ее исполнять «с радостью», невзирая на то что иногда встречаются трудности в этом. Надо обратить внимание на слова Рамбама в конце «Законов о лулаве»: «Радость, которую человек испытывает от исполнения заповеди <...> Есть великое служение» — тут отражены два аспекта: подчеркивание важности и величия этой идеи, и подчеркивание сложности исполнения. Сколько еще продлится ваша поездка по США?

ЙЛЛ Я еду обратно в понедельник. Предлагали еще остаться, но у меня уже нет сил — на протяжении всей поездки, с раннего утра до позднего вечера, меня перевозят с одного места в другое, и везде надо выступить...

Ребе И в принципе «жизнь в большом городе трудна», и особенно для того, кто не привычен к такому темпу («тумл»)...

ЙЛЛ Ну, Москва не меньше Нью-Йорка...

Ребе Да, но там вы ведете размеренный образ жизни. А кроме того, «изнурительный труд» — это не тяжелый труд, а непривычный, как трактует Талмуд, «женская работа для мужчины» называется «изнурительным трудом». То же самое со сменой привычного образа жизни...

Кантор На это еще наложилась страшная жара...

Ребе Это же тамуз. Большое вам спасибо за ваш визит. Хорошего вам пути, с веселыми и добрыми чувствами. Дай нам Б-г слышать хорошие вести.

Перевод с иврита Боруха Горина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.