[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2014 ТЕВЕТ 5774 – 1(261)

 

Официальная резиденция Главного раввината Государства Израиль. Иерусалим

 

Главный раввинат. Навязанная необходимость

Ури Суперфин

Считанные недели миновали с тех пор, как по привычному к различным громким делам с участием великих мира сего Израилю прокатилась очередная историйка, пополнив уже и так немалую коллекцию ей подобных. На этот раз конфуз настиг представителя структуры, от которой особенно ожидаются безупречность в соблюдении закона и чистота нравов. К тому же речь идет не о простом представителе, а бывшем главе данной структуры.

О существовании Главного раввината Государства Израиль знают даже те, кто никогда не жил в Израиле и не сталкивался с данной государственной структурой. Вроде бы ясное дело: есть еврейское государство, у него должен быть раввинат. Есть же специфические потребности, которые необходимо обеспечивать: еврейский брак или, увы, развод, рождение или, увы, похороны. А также всякие другие потребности: Тора большая, потребностей много, евреев в Израиле, слава Б-гу, еще больше. Однако раввинат не только обеспечивает «религиозный сервис» гражданам еврейской страны, но и стоит на страже того, чтобы еврейское государство продолжало считаться таковым. Ведь в тот момент, когда еврей в Израиле сможет брать в жены представительницу иной национальности, государство в этом важном аспекте перестанет отличаться от Швеции или Филиппин, у которых нет с этим никаких проблем. И, что важно, Израиль вполне может потерять финансовую поддержку многих влиятельных и богатых представителей нашего народа в далеких Америках. Примерно так объясняется необходимость в этой государственной структуре — такой же, по сути, как любое министерство. Израиль заинтересован в «еврейском внешнем виде» — значит, нужен раввинат.

Немного истории. Централизованная раввинская власть — не новое изобретение. Уже в Торе упоминается, что Моше создал судебную структуру со своей иерархией. Впрочем, это нельзя было назвать властной структурой, скорее консультативной. Однако в Талмуде уже фигурирует такое понятие, как «реш галута», «глава диаспоры». Назначенный властями, он имел очень широкие полномочия, включавшие в себя назначение судей, глав ешив и даже генерирование различных алахических постановлений. Но, решая глобальные вопросы управления, глава диаспоры не занимался «текучкой». Евреи женились, разводились, хоронили без какого-либо участия специализированных инстанций. В тот период далеко не всегда у отдельной общины на периферии был свой раввин: Устная Тора, в соответствии со своим названием, передавалась устно, что, в свою очередь, заставляло раввинов «кучковаться». Тяжело, находясь вдали от центров изучения Торы, сохранять знания на должном уровне. В более поздний период истории, когда евреи распространились по Европе и Востоку, а Устная Тора была записана и даже успела обрасти комментариями, существование главного раввина на местах стало нормой. А там уже один шаг до увеличения количества мудрецов Торы в отдельно взятом географическом пункте, что, в свою очередь, позволяло создавать местные раввинские суды. Насколько эти суды имели влияние на происходящее в среде евреев, зависело от личности стоящего во главе суда. Да и куда денешься, любой богобоязненный еврей понимал: знаний его недостаточно, чтобы сделать все как надо, когда речь шла о столь важных вещах, как свадьба, похороны и пр.

Раввин Авраам-Ицхак Кук. 1924 год

 

Сегодня, после того как в Государстве Израиль собрались «под одной крышей» евреи со всех концов земли, создав небывалое по своей пестроте «вавилонское столпотворение», тема «раввинского сервиса для населения» обрела новые грани, прежде не существовавшие. Главный раввинат не появился вместе с провозглашением независимости молодого еврейского государства, свою историю он ведет со времен британского мандата в Палестине. И возник он, прежде всего, из-за необходимости вести диалог с новыми властями централизованно. Однако, несмотря на признание необходимости в создании подобной инстанции, восприятие ее роли и удельного веса в обществе было разным. Раввин Авраам-Ицхак Кук, к примеру, рассматривая все происходящее в Палестине сквозь призму начала глобального Избавления и мессианской эпохи, видел в Главном раввинате часть этого самого исторического процесса. Ему виделось, что раввинат должен охватывать все области жизни активно развивающегося еврейского контингента в Святой земле. Не быть частью политики, но быть над политикой. При этом далеко не все евреи, живущие в современном Израиле, религиозны. И, если соблюдающего традицию еврея в централизованном раввинате могло раздражать лишь то, что тот лишает его выбора, к кому постучаться со своими религиозными запросами, то секулярного еврея выводит из себя сам факт существования инстанции, которая диктует ему, как жить. Этакий оскал «демократии по-еврейски». Если религиозному еврею централизованный раввинат не нужен, так как любая община сегодня, слава Б-гу, не обделена мудрецами Торы, то секулярному еврею раввинат не нужен вообще. Другое дело, что представительские функции, от которых зависит, собственно, еврейский имидж государства, у раввината никто и не оспаривал. Бизнес есть бизнес. Поэтому политическое руководство молодого государства не посягало на существование главного раввината, но, с другой стороны, не было склонно и позволять ему «совать нос» в области, находящиеся за границей сферы религиозных потребностей населения.

После 1948 года главный раввинат приобрел статус официальной инстанции и, как любое министерство, стал понемногу разрастаться. Вширь и вглубь. Или ввысь. Это как посмотреть. На данный момент любая свадьба, совершающаяся в Израиле, должна оформляться в Главном раввинате, получать его разрешение. Раввин, который сочетает брачными узами двух евреев, не получив от раввината разрешения, вполне может иметь проблемы, которые отобьют у него желание повторять подобную практику. Неделю назад жизнь подкинула мне хороший пример тотальности надзора раввината за религиозной составляющей бытия граждан Израиля. У некоей пары, находящейся в процессе развода, родился сын. Отец собрался, как любой отец-еврей в Израиле, независимо от его мировоззрения, обрезать своего сына на восьмой день. Но мать ребенка воспротивилась этому под тем предлогом, что ничего, кроме вреда, такая «операция» принести не может. В результате раввинский суд Нетании постановил: мать, отказывающаяся делать обрезание ребенку из-за того, что это, по ее мнению, нанесет ему физический ущерб, должна заплатить штраф в размере 3500 шекелей. А затем выплачивать еще по 500 шекелей ежедневно до тех пор, пока она не согласится провести обряд. На размышление женщине дали одну неделю. Поднялась очередная буря в СМИ и на интернет-форумах. Одни кричат: «Произвол и религиозное засилье», другие: «Не хотите быть евреями, валите в Канаду».

Хупа напротив здания кнессета, проведенная без согласия раввината. Молодожены выступают против монополии Главного раввината на заключение брака.
18 марта 2013 года

 

Конечно, с точки зрения возможных полномочий, которые предоставляет еврейскому суду Тора, современный раввинат Израиля ущемлен в правах, но, как видим, полностью средств давления его не лишили. Понятно, то, что в глазах уважающего традиции еврея выглядит естественным, для других, далеких от традиции, является беспределом. Тема противостояния тех и других в Израиле не нова, обсуждена многократно и набила оскомину. Однако в теме, которой занимается данная статья, есть нюанс, порой ускользающий от внимания широкой публики. В системе раввината работают высококлассные специалисты, знающие раввины, в компетенции которых не приходится сомневаться. Проблема начинается тогда, когда именно религиозный еврей желает, по вполне легитимным причинам, жениться или скрытно, или быстро, или еще по какой причине. Что такому еврею заявляет раввинат? «Ты не прав, реб ид, — говорит раввинат, — такое надо делать только через нас!» «Почему же? — спрашивает наш еврей. — А мне удобнее иначе!» Дальше наш воображаемый диалог развивается таким образом.

Раввинат. Таков закон Государства Израиль!

Еврей. Ты прав, но мы же религиозные люди, верно? Почему я обязан тебя слушаться именно с точки зрения законов Торы? Только потому, что ты сильнее?

Раввинат. Если таких, как ты, станет много, нам перестанут помогать извне! Как миллионер из Америки может быть уверен, что это государство еврейское, если каждый женится, как и где ему вздумается?

Еврей. Во-первых, у меня сейчас такие обстоятельства, что мне важнее не американские деньги, а быстро жениться. Во-вторых, ты палку-то не перегибай: я религиозный еврей, на ком это я женюсь, что потом с моим потомством у тебя будут проблемы?! Ты на что это намекаешь?

Раввинат. Во всем должен быть порядок. Централизованный учет является профилактикой ассимиляции.

Еврей. Это правильно относительно тех евреев, которые далеки от традиции. Почему я должен быть жертвой твоего желания не упустить миллионы, текущие из-за границы? Это не очень этично!

 

Выходит, что сила раввината, которую ему дает государство, существует лишь до тех пор, пока есть необходимость в «еврейском имидже», а не потому, что раввинат незаменим по определению. И действительно, на протяжении всего периода существования главного раввината были попытки основать альтернативные ему структуры. Так, шесть лет тому назад партия «Мафдаль» объявила, что, на фоне разногласия ее авторитетов с раввинами Главного раввината в вопросе плодов седьмого года, она собирается основать свой, альтернативный официальному, раввинат. Примерно четыре года назад, на фоне тяжелого кризиса с многократно умножившимися случаями оставленных мужьями без разводного письма жен, раввин Мальхиор призвал к созданию раввинских судов, имеющих достаточные полномочия и признание государства, дабы решать проблему без выходящей за рамки здравого смысла бюрократии.

Само собой, те общины, духовные руководители которых принципиально не признают Государство Израиль в его секулярном современном обличье, имеют свои раввинаты. Но автономия таких общин от государственной системы выражается также в десятках других деталей.

Случай, с которого мы начали наш обзор, лишний раз показал, насколько непроста тема безграничной монополии раввината в Государстве Израиль. С одной стороны, почему требования к облико морале функционера из раввината должны быть выше требований к министру сельского хозяйства? С другой стороны, это же раввинат. От слова «раввин». А раввин — это высокоморальный человек по определению. Однако это верно лишь в том случае, если структура, которой руководит раввин, ставит во главу угла высшие моральные цели Торы, а не является важным объектом на «туристическом буклете» Израиля для желающих помочь государству. Если главное все же деньги, то… возможны варианты. И, хотя во главе Главного раввината бывали великие мудрецы Торы и люди исключительной праведности, возможно, это было вопреки, а не благодаря. В государственной структуре ценятся профессионалы, а их моральный уровень вторичен. Хотя вряд ли сам Главный раввинат готов существовать по таким — щадящим, с точки зрения Торы, — стандартам морали. Значит, что-то в королевстве датском не в порядке.

Что же не в порядке? Кто знает, не те ли опоры, на которых стоит современный Главный раввинат.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.