[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2014 АДАР 5774 – 3(263)

 

Художники журнала «Рост»

Москва, «Ковчег», до 9.3

 

Наум Цейтлин. Иллюстрация к очерку П. Бычкова «Третья металлургическая». Журнал «Рост». 1931. Частное собрание

 

Неопытного читателя московский журнал «Рост» (1930–1934), может отпугнуть. Первые годы он делался силами РАППа, не самой веселой организации в истории русской литературы. Но среди авторов — весь цвет 1930-х, причем разных оттенков. Юрий Либединский соседствует с Андреем Платоновым, Демьян Бедный с Ильей Ильфом и Евгением Петровым, а Максим Горький с Борисом Шергиным.

Иллюстраций было много, их создавали Юрий Пименов и Петр Караченцов, Николай Гатилов и Николай Когоут. Не одна диссертация может вырасти из скупых этикеток вроде «Г. Гугунава. Иллюстрация к рассказу А. Абрамовича “В уступе”» или «Леон Генч. Иллюстрация к рассказу С. Марголиса “Глубокая печать”». Приключенческой прозы заслуживает судьба Мозеша Кахана (1897–1974). Уроженец Трансильвании, он исколесил свет, писал на венгерском, румынском и русском, работал на Коминтерн, был первым председателем Союза писателей Молдавии, жил в Москве и вернулся в Будапешт, где стал классиком венгерской литературы. В «Росте» в 1932 году поместили фрагмент его романа «Тактика» с иллюстрациями Паулы Купки из Вены, осевшей в СССР.

Показывают работы Наума Цейтлина (1909–1976), известного иллюстрациями для журналов «Пионер» и «Смена», а также книгами в «Молодой гвардии» и «Детгизе». Неожиданны иллюстрации Александра Житомирского (1907–1993), классика политического фотомонтажа, считавшегося личным врагом Геббельса (вместе с Левитаном и Эренбургом). Позднее он возглавил фотослужбу журнала «Советский Союз», но в начале 1930-х много занимался журнальной графикой.

Всего «Ковчег» выставил сто работ, все они хранятся в частной московской коллекции.

 

Мир семьи и детства

Москва, Третьяковская галерея, до 30.3

 

Илья Слоним. Мальчик с кроликом. 1933. ГТГ

 

На Крымском валу представляют очередную выборку из запасников русской скульптуры ХХ века. Здесь и шедевры, как панно И. Г. Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее» (Праздник в азербайджанском колхозе)» (1939, майолика), и типичные для соцреализма произведения, давно не показывавшиеся публике. Так, терракотовый рельеф И. М. Чайкова «Швея» (1953) отреставрировали специально к выставке. Среди 25 экспонатов — «Мальчик с кроликом» (1933, гипс) ученика Чайкова Ильи Слонима. Автор закончил ВХУТЕМАС, где обучался у Фаворского. На «взрослых» выставках Слоним дебютировал в июне 1931-го, на экспозиции Общества русских скульпторов в ГМИИ. Через год общество, постоянно обвинявшееся Пролеткультом в отсутствии идеологического содержания и приверженности к буржуазным формам скульптуры, закрылось, Слоним же увлекся портретами. Он сделал серию «Мастера Большого театра», среди персонажей более поздних работ — Ойстрах и Фальк, Гилельс и Антокольский.

 

Под давлением

Зальцбург, Музей модерна, до 30.3

 

Арно Гизингер. Из серии «Созвездие Беньямин — Вальтер Беньямин в изгнании». 2005–2009.
 Музей модерна, Зальцбург

 

У искусства политической фото-журналистики не столь большая история — но очевидно большие достижения. Не зря эту выставку сделали лишь из поступившего в коллекцию в последние пять лет. Среди разделов — «Гражданское сопротивление» (есть серия Манфреда Грюбля, посвященная Анне Политковской), «Туризм в кризисные точки», «Закрытые города». В «Следах истории» Клаус Фритш исследует топографию Освенцима, Арно Гизингер занят судьбой Вальтера Беньямина — места изгнания философа комбинируются с цитатами из написанных им в эмиграции работ, а Кшиштоф Пийарски и Иза Розенбергер исследуют разрушенные памятники в бывших соцстранах. Татьяна Леконт (о ее выставке в Вене см.: Лехаим. 2013. № 10) посвятила фото-серию расположенному в Австрии концлагерю Маутхаузен.

 

Реконструкция

Москва, фонд культуры «Екатерина», до 23.3

 

Виктор Пивоваров. Резка лука. Из серии «Действующие лица». 1996

 

Вторая часть впечатляющей выставки о современном искусстве в постсоветской Москве. Марат Гельман, «Риджина», «Пальто», Якут, Айдан… Галереи 1990-х творили арт-историю под видом интеллектуального триллера, показали новых, немузейных еще авторов рядом с классиками советского андеграунда. Среди экспонатов — серия рисунков Виктора Пивоварова 1996 года «Действующие лица», запечатлевшая Михаила Шварцмана, Оскара Рабина, Евгения Шифферса, Эдуарда Штейнберга, Игоря Холина, Илью Кабакова. Последнему Сергей Ануфриев и Вадим Захаров посвятили в 1997-м выставку «вшкафусидящийкабаков» — ее фрагмент реконструировали на Кузнецком. Среди других событий, о которых вспомнила куратор Елена Селина, «Утопическая канализация» Александра Бродского, перформансы Олега Кулика, работы Елены Елагиной и Игоря Макаревича.

 

Мир в цвете. Цветная фотография накануне войны

Бонн, Ландесмузеум, до 30.3

 

Стефан Пассе. Жители Бен-Герира, Марокко. Декабрь 1912 — январь 1913. Коллекция Альбера Кана

 

Среди сотен выставок в Европе к столетию мировой войны выделяется боннский проект. Он напоминает, как выглядела планета до того, как человечество занялось планомерным уничтожением самого себя.

А выглядела она хорошо. Снимки, сделанные в Сибири и Туркестане, Монголии и Индии, Греции и Тунисе, запечатлели редкостное богатство лиц и красок. Евреи Магриба и женщины в традиционных нарядах на Корфу, брахманы на улицах Бомбея и ирландские моряки… Здесь и Эйфелева башня в Париже, и Юденгассе в Вене, и венецианская площадь, и улочка в английском Корнуэлле…

Эти фотографии заказал в начале века французский банкир и путешественник Альбер Кан (1860–1940). Выходец из еврейской семьи, покинувшей Эльзас после войны 1870 года, он был известным филантропом. Заказанная им работа по запечатлению цивилизации (Кан понимал, что нынешние ее формы исчезнут) обернулась коллекцией в 72 тыс. цветных снимков и 180 километров пленки. Часть «Архива Планеты» и показывают в Бонне. Само собрание хранится в музее Кана в пригороде Парижа.

 

купеческий портрет

Москва, Исторический музей, до 31.3

 

Иосиф Пейшес. Портрет И. П. Вишнякова. 1855

 

Выставка живописи и дагерротипы, запечатлевшие купеческую элиту России начиная с 1740-х годов, позволяют увидеть, как менялся сам тип портретирования, от типологического поначалу (и часто анонимного) к психологическому. И как много было деятельных людей среди Абрикосовых, Басниных, Боткиных, Гучковых, Киселевых, Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых, Хлудовых… Вспомнили и о не столь известных провинциальных купцах из Ржева, Ростова Великого, Ярославля. Последние не могли, конечно, заказывать работы Тропинину, Маковскому и Головину, но и безвестные нестоличные мастера впечатляют тем специфичным обаянием, что свойственно только непрофессионалам.

Среди выставленного — «Портрет сестер Иды и Елены Давидовен Высоцких» Леонида Пастернака (1906), а также полотна кисти Серова — «Портрет Алексея Ивановича Абрикосова» (1895) и «Портрет Василия Александровича Бахрушина» (1899). Все эти работы, хранящиеся в Историческом, лишний раз доказывают правоту А. М. Эфроса, писавшего о купце-коллекционере: «Как коллекционер он произошел сам от себя. Он сам свой предок. Он стал собирать тогда, когда кончил купечествовать».

К выставке вышел каталог.  

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.