[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 1999  ТЕВЕС 5760 — 12 (92)

 

Уважаемая редакция!

Прочла в журнале "Лехаим" №4 (84) за 1999 год статью Аркадия Хасина "Возвращение из ада". Статья меня взволновала до глубины души! Очень жаль, что тех, кто помнит пережитые ужасы ада, осталось совсем мало, в основном это старые больные одинокие люди.

Не думала, что когда-то возьмусь за перо, но эта статья коснулась меня лично, за каждой строчкой я вижу все, что происходило со мной и близкими мне людьми. Я решила об этом написать, пусть наши дети, внуки, правнуки когда-нибудь прочтут и почувствуют, сколько печали, боли и скорби выпало на нашу долю.

До войны наша семья жила в с. Мостовом. Отец много лет был председателем еврейского колхоза "Фрай арбет", потом работал в райпотребсоюзе, мама была домохозяйка. Мне тогда было неполных 9 лет, самая старшая сестра училась на первом курсе Одесского университета, другая оттанцевала, как говорится, последний школьный бал, братику было 2,5 года.

Началась война! Отца с первых дней забрали на фронт. Председатель Мостовского райисполкома дал маме подводу, которую привязали к арбе с волами, и сказал ей: "Скорее уезжай”. Можно себе представить эту "скорость" и как далеко мы могли уехать. Вез нас старенький дядя Лейзер, с нами была его семья.

В пути было всякое. При переправе в г. Николаев через Варваровский мост, на его середине, началась страшная бомбежка, меня и старшую сестру ранило осколками. На рассвете нам с трудом удалось выехать за Николаев и присоединиться к отступающим войскам. Через Днепр гражданское население, колхозный скот и т.д. не пустили, так как скопилось много солдат и военной техники. Там нас, людей разных национальностей, застали немцы и загнали всех в амбар для хранения зерна. Мужчинам, среди которых были и раненые солдаты, приказали выйти и выстроиться в колонну, женщин, детей, стариков оставили в амбаре. Скоро из оврага, куда отвели мужчин, до нас стали доходить звуки выстрелов и крики людей. Потом нам всем приказали ехать "цурюк". По дороге домой нас грабили местные жители сел, в том числе немцы, которые жили недалеко от Мостового в немецкой колонии Ранштат, а также румыны. Мы остались раздетые, разутые, голодные в степи.

Наступили холода, а мы прятались в кукурузе на полях. Помню страшную ночь, шел сильный дождь, небо было такое черное, сверкали молнии, гремел гром, мы с братиком, младшие в семье, плакали. Эту ночь забыть нельзя!

Так мы скитались по степи более трех недель. В кукурузе на нас набрела жительница Мостового, она испугалась и стала креститься, потом узнала нас и начала рассказывать, что делается в селе. "Усiх жидiв учора разстрiляли, в Березiвцi збирають усiх жидiв в лагер". Мы стали обходить Мостовое. Скоро нас поймали местные хлопцы и отвели обратно в Мостовое, где сдали в жандармерию...

Шел декабрь 1941 года. Холод, голод. Морозы страшные, а мы как "бабочки". Нашлись наши добрые знакомые, которые сочувствовали нам, принесли кое-какую одежду. В конце года пригнали этап из Березовки с бессарабскими евреями, и нас всех отправили в Доманевку. На дороге в кюветах лежало много мертвых людей, запомнился мне ребеночек, у которого из-под снега торчали согнутые пальчики, никогда этого не забуду. Довели нас до Лидиевска, там дали переночевать в каком-то сарае, и утром снова в путь, ближе к смерти. Сестры мои были красивые девочки, и мама заставляла их закрывать лица платком. В Доманевку пришли ночью, поместили нас в бывшей школе без окон и дверей, это была кошмарная ночь. Голодные, холодные, кричали и плакали дети, кого-то били, кого-то куда-то тащили, кто-то переходил с места на место, наступая на людей, лежавших на голом полу. Казалось, ночь не кончится никогда, а на рассвете всех построили и погнали дальше в Карловку, совхоз им. Энгельса. Разместили нас в кошарах и свинарниках недалеко от совхоза.

Если мы все это пережили, то человек крепче стали. Людей стали выгонять на строительство насыпи через р. Бакшалу для будущей дороги на Голту (Первомайск). Запомнился мне там один очень злой еврей, хуже, чем румыны, фамилию его я забыла. Он сильно бил людей, выслуживался перед фашистской властью. Однажды он отправил маму гнать скот в дальнюю деревню. Мама хотела ему сказать, что у нас маленькие дети, он не дал ей даже слова вымолвить и стал бить ее кнутом. Мы с братиком громко плакали и кричали, нам от него тоже досталось. Мы боялись больше не увидеть маму, но она пришла с другими людьми на следующий день пешком. Потом она работала на мельнице, сестры — возле скота. Нашей семье помогали жители деревни Иван Скачко и Анна Самбур. Ваня работал с мамой на мельнице мотористом и передавал ей, где находится наша армия. Мама приходила и нас утешала, что даст Б-г и папа нас освободит.

Были там два полицая, Бабенко и Дорошенко, староста, молдаванин, страшно вспомнить, как он избивал людей. Был еще немец из местных жителей, высокий с черной повязкой на одном глазу. Это был зверь, Б-же, как мы его боялись, не только евреи. С нами жили три брата, Изя, Боря и Фима Горошины, и их мать тетя Роза. Мы с ними очень дружили и помогали друг другу, поддерживали, как могли. Пусть им всем будет земля пухом, их уже никого нет в живых.

Весна тогда выдалась холодная, шли дожди со снегом, была страшная грязь и бездорожье. Карательный отряд прошел мимо на хутор Викторовка, мы в это время прятались за совхозом в камышах у реки. Там мы сидели, пока не пришли наши. Невозможно описать наше ликование, радость освобождения!  Мы сразу отправились в обратный путь, домой. А его, дома, нет, все разрушено и разграблено. Нам дали на выплату дом бывшего жителя, которого расстреляли немцы. Не обошло нас и самое большое горе! Пришло извещение, что наш отец погиб в мае 1944 года, освобождая Севастополь. Наша великомученица мама с иглой в руках, не разгибаясь, выкормила нас, дала нам образование, двум высшее и двум среднее специальное. Мы, дети, с большой любовью ее чтим и вспоминаем!

Мы выросли, и каждый старался занять свое место в жизни.

Я не прошу вас напечатать эти мои воспоминания в журнале. Даже если их прочтут только сотрудники редакции и у них останется в памяти, что пришлось пережить нашему поколению, если они сами не побывали в этом аду, мне будет достаточно. Дай Б-г никогда никому больше этого не видеть, не пережить такого ужаса.

С уважением М. Крутит-Бирман, Одесса

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru