[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2000 ШВАТ 5760 — 2 (94)

 

МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ

Незабываемый концерт

В Москве в Большом зале Консерватории 7 февраля 2000 года состоялся концерт еврейской литургической, хасидской музыки. Сотни слушателей, евреев и неевреев, пришли на редкий концерт, в котором принял участие известный нью-йоркский кантор Йозеф Маловани в сопровождении московского мужского еврейского хора «Хасидская капелла» под руководством Александра Цалюка и Российского государственного симфонического оркестра «Молодая Россия» под управлением Марка Горенштейна.

Более чем за полчаса до начала концерта у главного (и служебного) входа стояло много желающих попасть на концерт. В фойе царила праздничная атмосфера. Послушать литургическую музыку пришли деятели культуры и научные работники, преподаватели вузов и студенты, бизнесмены, пенсионеры, было много иностранцев.

Исполнители концерта литургической музыки.

Несколько ответов на наши вопросы из коротких интервью в фойе:

– Я пришел, чтобы прикоснуться к истокам культуры, к нашим традициям, – говорит помощник раввина синагоги в Отрадном Яков.

– Пришел послушать вашу музыку, – с улыбкой признается белокурый Александр, явно не еврей, – не знаю даже почему, но интересно.

– Надеюсь услышать хорошее пение, хорошие голоса, – делится ожиданиями женщина, по-видимому, пенсионерка, Циля Яковлевна. – В Измайлове, на празднике Хануки, прекрасно пели.

– Смутно представляю себе, что сейчас будет. Жду начала концерта с нетерпением, – говорит молодая красивая девушка по имени Мария. – Я профессиональный пианист, постоянно посещаю Консерваторию. На таком концерте впервые. И только начинаю участвовать в жизни еврейской общины.

И вот, наконец, концерт. В зале аншлаг. В своем приветственном слове председатель объединения раввинов СНГ

р. Берл Лазар от имени евреев Москвы и России поблагодарил кантора Йозефа Маловани за приезд. Раввин пожелал всем присутствующим, чтобы радость, с которой они пришли на концерт, не только не покидала их, но и приумножалась с каждым днем. Ведь скоро Пурим, один из самых веселых еврейских праздников.

Каждое музыкальное произведение первого отделения концерта, от благодарственной молитвы Всевышнему за то, что «...Он позволил дожить нам до этого времени...» (Шеэхэйону), до хасидского Кадиша (Исгада), нашло горячий отклик в сердцах слушателей. Солисты кантор Йозеф Маловани и Гия Бешитаишвили в такт музыке аплодировали вместе с восторженной публикой.

Раввин Берл Лазар открывает концерт.

Праздничное настроение сохранялось и в антракте. Некоторые слушатели собрались в группы, делились впечатлениями, пели хасидские песни.

Во втором отделении к солистам и хору присоединился  симфонический оркестр. Марк Горенштейн дважды уступал свое дирижерское место: оркестром управлял Йозеф Маловани, затем Александр Цалюк. Концерт длился более четырех часов, публика долго не отпускала артистов. Было исполнено и несколько народных еврейских песен, не входивших в программу.

Йозеф Маловани своим уникальным лирическим тенором не оставил равнодушных в зале. Гости музыкального вечера сказали немало теплых слов о прошедшем концерте.

Мнение эксперта Анатолия Агамирова, музыкального обозревателя радиостанции «Эхо Москвы»:

– Это была  великая музыка в прекрасном исполнении. – Сейчас в России только два высокопрофессиональных хоровых коллектива – хор «Хасидская капелла» Александра Цалюка и «Старинные русские распевы» Анатолия Гринденко.

В зале аншлаг.

– Мне очень понравилось, очень! – говорит тот самый Александр, который перед концертом был настроен, как мне показалось, несколько скептически и делил музыку на «нашу» и «вашу».

10 февраля хор с кантором Йозефом Маловани отправился в Петербург, чтобы выступить в Государственной академической капелле им. Глинки. Ну а мы будем ждать новых встреч с Б-жественной музыкой.

Станислав Любарский

 

Я дарю вам свою душу...

«Дорогие евреи Москвы! Впервые я приехал сюда в 1989 году. Более 10 лет я дарю вам свою душу, стараюсь принести вам еврейскую музыку и через нее – еврейскую веру. Все эти 10 лет я приезжал только ради вас, работал безвозмездно. Я поддерживаю Академию канторского искусства в Москве. Мы вместе, и мы идем вперед! Счастья вам!»

С такого обращения к евреям московской общины Йозеф Маловани начал свое небольшое эксклюзивное интервью после концерта.

Йозеф Маловани – человек интересной судьбы. Родился в Тель-Авиве, закончил Тель-Авивскую академию музыки и Королевскую академию музыки в Лондоне. Был контором в израильской армии, в знаменитой синагоге «Bilu» в Тель-Авиве, в синагогах Лондона и даже Йоханнесбурга. Как солист-тенор и как кантор выступал с ведущими симфоническими оркестрами на самых изветных оперных сценах мира, в лучших концертных залах. Среди работавших с ним дирижеров Л. Бернстайн, З. Мета, Дж. Левайн, Н. Шериф, А .Кац, а теперь и М. Горенштейн. Маловани пел в конгрессе США, в ротонде Капитолия перед президентами и вице-президентами США, в  израильском кнессете. На перечисление международных наград и дипломов тенора потребовалось бы несколько страниц. С 1973 года Йозеф Маловани – кантор в самой престижной синагоге, на 5-й авеню, в Нью-Йорке. Он почетный профессор литургической музыки Университета-ешивы, почетный президент Совета канторов США, председатель совета Американского общества еврейской музыки, декан Московской академии канторского искусства, преподаватель школы еврейской музыки «Belz».

Поет Йозеф Маловани.

Безусловно, Йозеф Маловани – достойный преемник искусства плеяды гениальных канторов прошлого, таких как Розенблат, Кусевицкий, Сирота, Пирс, Такер.

Сразу после завершения концерта нам удалось получить ответы великого мастера на несколько наших вопросов.

– Каковы ваши первые ощущения после концерта?

–Я немного устал. И одновременно чувствую энергию! Концерт, мне кажется, прошел прекрасно!

– Есть ли отличия в восприятии литургической музыки в России и в мире?

– Может быть, в Америке, Западной Европе, Израиле лучше знают язык, больше понимают, о чем идет речь. Однако такого тепла и доверия, с которым принимают тебя здесь, нет нигде. Вот почему я специально приехал в Россию, чтобы снова петь для Москвы, для Петербурга. Что касается маэстро Горенштейна, то он просто великий музыкант. Особое удовольствие работать в сопровождении подобного оркестра.

– Вы были кантором в израильской армии. Расскажите, пожалуйста, об этом чуть подробнее.

– Нужно было молиться. Приходилось петь на свадьбах. И, к сожалению, исполнять поминальные молитвы, когда солдаты погибали. Я давал концерты солдатам. Обучал их еврейским песням, релгиозным песням, молитвам. Это очень интересная часть моей жизни.

– Каким требованиям, по-вашему, должен отвечать исполнитель литургической музыки?

– Прежде всего это должен быть человек религиозный, с истинной верой в Б-га. Это главное. Далее: он должен знать музыку, знать музыкальный мотив, изучить все молитвы. И, разумеется, должен испытывать любовь к людям, чтобы быть духовно связанным с ними, чувствовать их проблемы, их радости.

– Вы – уникальный исполнитель и великолепный дирижер, делаете прекрасные оркестровки. Есть ли еще какие-то вершины, которые вам хотелось бы покорить?

– Когда придет Мошиах, он построит Храм в Иерусалиме. Там я хочу быть кантором!

Эту и следующую беседы записал Стас Смелянский

 

Просто приятно это играть!

Российский государственный симфонический оркестр «Молодая Россия» пользуется заслуженной популярностью у ценителей классической музыки. Оркестр создан в 1990 году, с 1993 года его главный дирижер и художественный руководитель – лауреат Всероссийского конкурса дирижеров, заслуженный деятель искусств России Марк Горенштейн. Оркестр принимал участие в фестивалях «Московские звезды», «Таланты России», «Русская зима» (трижды), фестивалях имени Рахманинова, имени Глинки. Коллектив побывал с гастролями в девяти странах, участвовал в концерте в честь 50-летия Победы, в концерте «Звезды России» в Варшаве. Но в таком концерте, с таким солистом и таким хором оркестру за 10 лет своего существования выступать не приходилось.

Марк Горенштейн за дирижерским пультом.

 

Короткое интервью с Марком Горенштейном сразу после окончания концерта:

– Можно ли считать этот концерт уникальным событием для вас и вашего оркестра?

– Да, бесспорно. Мы никогда такого не делали, впервые исполняли литургическую, хасидскую музыку. Некоторые вещи замечательные, просто приятно это играть! Думаю, это действительно уникальное событие не только для нас, но и для всей московской еврейской общины.

– Как оркестр «Молодая Россия» принял еврейскую литургическую музыку?

– Конечно, это непривычно для наших музыкантов. Мы все, исполнители классической музыки, очень любим «Увертюры на еврейские темы» Прокофьева, еврейский цикл Шостаковича. Но здесь – совершенно другой стиль. Тембры, эмоции – все другое. Очевидно, что оркестр по-настоящему увлекся этими мелодиями. Многие музыканты ходят, напевая фрагменты новых для себя произведений.

– А ваше личное отношение к исполнеенной музыке?

– Я – выходец из добропорядочной еврейской семьи, рос в еврейском районе Одессы. Музыкальное образование получал в Кишиневе, где сильны еврейские традиции. Некоторые из звучавших сегодня мелодий я помню с детства. Поэтому для меня этот концерт особенно дорог.

– Вам приходилось выступать со многими солистами. Ваше мнение о Йозефе Маловани?

– С ним очень удобно играть. Он высокий профессионал, тонко чувствует оркестр. С ним легко и интересно работать. На мой взгляд, его совершенно заслуженно называют «Паваротти синагог». Мы получили большое удовольствие от концерта и готовы вновь участвовать в подобных проектах.

 

Дипломатический прием

Впервые в новейшей истории России в резиденции американского посла прошел вечер, посвященный еврейской музыке. Это была идея посла США в России г-на Коллинза, который неоднократно посещал концерты хора «Хасидскя капелла». В резиденции посла в центре Москвы, на Старом Арбате, время от времени проводятся музыкальные вечера самого высокого уровня.

На дипломатическом приеме.

Среди присутствовавших на вечере, а собралось их более 350 человек, были политики, деятели культуры, представители разных религиозных конфессий, бизнесмены.

Приветствуя гостей, г-н Коллинз сказал, что хор «Хасидская капелла» действительно уникальный коллектив, который с успехом возрождает еврейскую литургическую хасидскую и народную музыку. Посол говорил о мировой музыкальной культуре и важном месте, которое занимает в ней национальная еврейская музыка. Он был счастлив приветствовать г-на Маловани, отрекомендовал его как «лучшего кантора нашего времени».

Йозеф Маловани поблагодарил посла за то, что он «открыл двери столь великолепного дома» для подобного мероприятия.

Председатель объединения раввинов СНГ р. Берл Лазар рассказал о нелегком процессе возрождения еврейской музыки и о том, какое место занимает в этом процессе хор при Московском еврейском общинном центре.

Посол США приветствует гостей.

В концерте с «Хасидской капеллой» пели Йозеф Маловани, Гия Бешитаишвили и Марат Галиахметов. По окончании концерта посол Коллинз поблагодарил исполнителей.

Прошедшей встече средства массовой информации уделили значительное внимание. Великая музыка всегда служила и будет служить развитию дружбы и добрых отношений между людьми и государствами.

Марк Ирин

 

Альбом «Хасидской капеллы»

Еврейская литургическая музыка, рожденная в начале XIX века в странах Восточной Европы, в России практически перестала существовать после октябрьского переворота 1917 года. Только во второй половине XX века произошло чудо: эта музыка начала возрождаться в должном объеме. Ее необычность, новизна, красота и гармоничность привлекает все большее число слушателей. В этой связи все большей популярностью в России и в мире пользуется московский мужской еврейский хор «Хасидскя капелла».

Хор был создан в 1991 году. С 1998 года коллектив работает при Московском еврейском общинном центре «Марьина роща». В репертуаре «Хасидской капеллы» музыкальные произведения Левандовского, Наумбурга, Ройтмана-Румшинского, Кусевицкого, Химмельштайна, Дуневского (дедушки Исаака Дунаевского), других композиторов. Хор объездил с гастролями почти весь мир, выступал для членов королевских семей Норвегии, Дании, участвовал в торжествах в честь главного раввина Скандинавии, трижды пел с известным певцом и кантором Михаилом Александровичем. В 1992 году коллектив занял первое место на международном конкурсе хорового искусства «Зимрия», который проводится раз в четыре года. В 1996 году в Москве он признан лучшим на конкурсе национальных хоровых коллективов, где его соперниками были известные грузинские, армянские и украинские музыканты.

Успехи «Хасидской капеллы» не могли не привлечь к ней внимание компании «Universal Music Group», лидирующей на мировом музыкальном рынке в области производства, продажи и дистрибуции музыкальных записей. Проведенное компанией серьезное маркетинговое исследование показало, что ни одна солидная фирма никогда не выпускала еврейской литургической музыки, профессиональных записей просто нет, как и записей кантора и мужского хора. Компания решила восполнить этот пробел. Основой для создания альбома послужила запись концерта, посвященная 3000-летию Иерусалима, выполненная в 1996 году в Большом зале Московской консерватории. «Хасидская капелла» выступила тогда вместе с кантором Йозефом Маловани и Государственным симфоническим оркестром под управлением Светланова, которым дирижировал профессор Арнольд Кац. Запись сделана одним из лучших в России звукорежиссеров Игорем Вепринцевым.

После выпуска альбома хора «Хасидская капелла» произошла прогнозируемая сенсация. Диск признан «Лучшим диском года» среди альбомов классической музыки, выпущенных фирмой «Universal Music Group» в России в 1999 году. Помимо диска, успешно распространяются аудиокассеты. В феврале текущего года к кассете и диску добавилась видеокассета с профессиональной записью полной версии концерта. В компакт-диск вложен цветной буклет с фотографиями, программой, необходимыми объяснениями. Небольшой буклет приложен к фирменной аудиокассете. Кстати, компания «Universal Music Group» поддержала акцию по распространению цветных буклетов между членами московской религиозной общины с приглашением на концерт, состоявшийся 7 февраля, и с купоном на скидку при покупке кассет, дисков, видеокассет, билетов на концерт.

Кассеты и диски можно приобрести в синагогах в Марьиной роще и на Большой Бронной.

«10 лет дирижируешь одно и то же произведение, и каждый раз мурашки по телу и у меня, и у исполнителей», – признается художественный руководитель и дирижер хора Александр Цалюк. Он уже неоднократно убеждался: эта музыка производит неизгладимое впечатление на всех, кто ее слушает.

Михаил Музыка

 

Первый съезд молодежн

ых лидеров

С 3 по 6 февраля в Москве проходил I съезд лидеров молодежных отделений Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Председателем организации был избран Юрий Ваганов, исполнительным директором – Вадим Брейслер.

Решение об открытии молодежных отделений во всех российских городах, где есть представительства ФЕОР, и проведении съезда было принято в декабре 1999 года на съезде ФЕОР.

Председатель молодежных отделений ФЕОР Юрий Ваганов.

– Наша цель – наладить связь между еврейскими общинами разных городов России, способствовать созданию в городах молодежных клубов, повсеместно открыть образовательные и культурные центры, в которых молодежь могла бы изучать язык, традиции, историю нашего народа. Разработан проект создания внутренней глобальной Интернет-сети между общинами, – говорит Юрий Ваганов.

На съезде присутствовали 80 лидеров из 52 городов России – от Владивостока до Калининграда. Открывали съезд президент ФЕОР Михаил Глуз и ее директор Иона Горин.

Четыре дня работы съезда были очень насыщенными. Разрабатывались местные, региональные и глобальные, общероссийские проекты. Лидеры обучались проведению молодежных клубов, праздников, встреч Субботы. С участниками съезда работали психологи, обсуждались проблемы коммуникации и лидерства. Лидеры прослушали ряд лекций компетентных раввинов. Была подготовлена схема обеспечения регионов всем необходимым. Для этого выбраны региональные представители семи основных регионов – Дальнего Востока, Сибири, Центра, Юга, Севера, Волги, Запада.

ФЕОР планирует целевое финансирование молодежных отделений для оказания эффективной помощи в аренде помещений, закупке оборудования, организации проведения праздников и встреч Субботы.

– Мы с интересом наблюдали, как работают лидеры из Москвы, – говорит молодежный лидер из Екатеринбурга Юля Крапивнер. – Я никогда не видела столько активных молодых людей, на наши мероприятия обычно приходят только бабушки и дедушки. Моя задача – привлечь еврейскую молодежь в клуб, поделиться с ребятами тем, что я знаю.

Ирина Чернякова

 

Праздник студенческого клуба

«Здесь молодые люди получают прекрасный отдых и хорошее воспитание. Пусть Всевышний хранит это начинание и поможет дальнейшим успехам клуба», – сказал директор Московского еврейского общинного центра Мордехай Вайсберг на праздничном вечере, посвященном 4-летию студенческого клуба.

Все эти годы клуб поддерживает московская община. Ему выделены помещение в еврейской общеобразовательной школе № 1871 на Мясницкой улице для еженедельных заседаний клуба, средства для выездных семинаров в общинном лагере «Ган Исроэл», оказывается помощь в подготовке призов для участников встреч.

Но главная действующая сила молодежного клуба – это, конечно, сами его члены. Молодые, веселые, умные, красивые, они приходят в свой клуб каждое воскресенье с перерывом на один летний месяц. За 4 года сформировались прекрасные традиции интеллектуального соревнования и крепкой дружбы. Ребята выезжают всем коллективом на природу, празднуют вместе дни рождения и свадьбы. Многие нашли здесь свое личное счастье, например супруги Кира и Женя Голод полюбили друг друга, что называется, «с первой викторины».

На заседаниях клуба проводится 8–10 конкурсов: по два еврейских, развлекательных и музыкальных, 2 – 4 интеллектуальных. Завершает встречи большая викторина. На регулярных «раввинских» конкурсах обсуждается недельная глава Торы. Участникам этого конкурса читают специально составленный рассказ, который надо понять и объяснить с точки зрения иудаизма. Каждые полгода самые находчивые и эрудированные, самые веселые и остроумные получают забавные премии. А по итогам года называют лучших художников, мимов, историков, знатоков иудаизма.

Викторина в студенческом клубе.

В клубных викторинах участвуют как любители, так и профессионалы. Среди постоянных игроков есть команды, играющие в Брейн-ринг по сети Интернет. В числе друзей клуба – абсолютный чемпион 1998 года телевизионной передачи «Своя игра» Анатолий Белкин и неоднократный победитель этой игры Дмитрий Лурье (клубное прозвище «Супермозг»). Дмитрий считает клуб одним из самых веселых мест в Москве. Его поддерживает и Анатолий:

– Тут действительно очень весело и интересно!

 Кстати, Анатолий поделился любопытной информацией:

– Мы с Димой достаточно активно участвуем в жизни московской еврейской общины и делаем это с удовольствием, часто посещаем синагогу в Марьиной роще, помогаем создавать новый еврейский сайт в Интернете.

Высокого мнения об организации работы клуба и редактор телепрограммы «Пойми меня» Галина Коротун, которая после участия команды студенческого клуба в ее программе стала приходить на его заседания.

– Здесь великолепно! – говорит она. – Что касается выступлений команды в «Пойми меня!», то хочу отметить: всех зрителей покорил игрок Арик Шабанов. У нас, между прочим, были случаи обмена опытом с клубом. Ребята предлагали интересные ассоциации на определенные термины и темы, оказавшиеся полезными нашей программе. И, наоборот, наш опыт иногда был полезен клубу.

Друг студенческого клуба Анатолий Белкин.

Бесспорно, самая большая заслуга в организации успешной работы клуба принадлежит его бессменному руководителю Юрию Ваганову. Ему помогают ведущие Отари Паладов, Евгений Шейкин и Леонид Теплов. Ведущим приходится быть внимательными и предусмотрительными: на одной из встреч участники конкурса пытались передавать подсказки команде по сотовым телефонам.

Двери студенческого клуба открыты для всех желающих. Главное – это молодой задор и эрудиция, интерес к интеллектуальному отдыху и еврейской культуре.

Мазл Тов, московский студенческий клуб!

Вячеслав Старзов

 

Женский фестиваль

В синагоге на Большой Бронной 6 февраля 2000 года состоялся фестиваль «Еврейская женщина XXI века», посвященный благословенной памяти ребецн Хаи-Мушки Шнеерсон, которая покинула этот мир 22 Швата 5748 года. Устроителем фестиваля явилась еврейская женская организация «Нешей Хабад».

Программа фестиваля повторялась трижды: в 12, 14 и 16 часов. Она состояла из четырех «станций», которые женщины посещали по группам.

На первой станции, названной «В здоровом теле – здоровый дух», женщины знакомились с общими принципами кашрута. Машгиах синагоги Шендл Гурович делилась со слушательницами секретами подготовки кошерной курицы. Вероятно, не все до этого знали, что необходимо проверять, нет ли на куриных лапках опухолей, свидетельствующих о наличии внутри курицы гноя. Как очистить курицу от всего лишнего, некошерного, не только объяснялось, но и демонстрировалось. Такой же обстоятельной была лекция о проверке кошерности зелени, бобов, овощей.

Вторая станция называлась «Тайны шатра Сары». Здесь женщин учили выпекать халы, а Симона Мишуловин рассказывала им о еврейских традициях при выборе спутника жизни и создании семейного очага. В современном мире, когда, по некоторым социологическим данным, распадаются 52% первых браков и 78% вторых, на еврейской женщине лежит особая ответственность по сохраннию семьи. «Любовь – это единение. И если ты еврейка, то и мужчина, твоя вторая половина, должен быть еврей», – говорит Симона.

На женском фестивале.

На третьей станции, «Путь к счастливой семейной жизни», был организован просмотр видеофильма «Чистый источник», после чего женщины отправились на экскурсию в микву. Баланит,  смотрительница миквы, Голда Тамарина объясняет: “Евреям дана заповедь соблюдать чистоту семейной жизни. В определенный период биологического цикла, когда женщина считается «нидой», она не разрешена своему мужу. После этого она должна окунуться в чистые ритуальные воды миквы”. Вода в бассейне для омовений должна быть особой чистоты, дождевой, снежной или из другого живого источника.

Четвертая станция включала праздничное угощение, лотерею, подарки. Женщины учились правильно зажигать субботние свечи. Каждая из них получила в подарок подсвечник.

За каждым коротким интервью, проведенным с теми, кто приехал на этот фестиваль, открывалась целая судьба современной еврейской женщины в России.

– Меня зовут Инна Абрамовна, я пришла с дочкой Юлей. Накануне праздника Пейсах дочь покупала мацу в синагоге Марьиной рощи, и тогда нашу семью включили в состав московской еврейской общины. Таким образом мы получили информацию о фестивале. Все члены моей семьи евреи, однако синагогу мы почти не посещали. Но вот дочь выросла, и мы вспомнили о своих корнях: я поняла, что соглашусь выдать ее замуж только за еврея.

Праздничный банкет.

– Я Люба Лурье, врач, директор гомеопатического центра. О фестивале я узнала от своих пациентов, состоящих в  еврейской общине. Многим из нас не хватает знаний о еврейских традициях, так что этот фестиваль очень полезен. Кстати, в общине Хабад женщины очень активны, здесь проводится множество интересных мероприятий. Лично я давно уже стараюсь соблюдать еврейские традиции.

– Я, Ирина Аркадьевна, рада повидаться с еврейскими женщинами. Вероятно, за всю свою жизнь мне не пришлось встретить столько евреек. Здесь интересно. За два часа я многому научилась. Мне уже в пору самой учить людей, но, узнав о занятиях для женщин общины, я решила вновь стать ученицей. Желаю процветания своему народу. Пусть нам сопутствует «мазл».

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о ребецн Хае-Мушке Шнеерсон, памяти которой был посвящен фестиваль. Об этой очень скромной и праведной женщине говорят: «Дочь царя и жена царя» – она дочь шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхока Шнеерсона и жена его преемника. Известно несколько поучительных историй, произошедших с женой Ребе.

Однажды она ехала в автомобиле с водителем и увидела, как из дома еврейской семьи выносили мебель. Оказалось, что это разорившаяся семья эмигрантов из России, которую выселяет домовладелец. Хая-Мушка Шнеерсон тут же выписала чек на сумму, необходимую для оплаты квартиры. При этом она просила не сообщать, от кого чек.

Симона Мишуловина и Софа Коган ведут занятие.

Как-то в день рождения Хаи-Мушки женщины преподнесли ей красивую корзину с цветами. В корзине лежал конверт для Ребе со списком людей, просивших его благословления. Ребе вернул конверт жене, объяснив, что она сама может благословлять людей.

Женский фестиваль в Москве был светлым и добрым, казалось, что на всех женщин, принявших в нем участие, сошло особое благословение.

Аркадий Аранович

 

Владимир Ресин: В Москве нет национальных противоречий

Владимир Иосифович Ресин родился в 1936 году в Минске, учился в Москве – окончил Московский горный институт. Прошел путь от мастера до начальника крупнейших строительных главков столицы. В 1991 году назначен заместителем премьера – министром правительства Москвы, руководителем строительно-инвестиционного комплекса города.

С января 1992 года – первый заместитель премьера правительства Москвы. Он сохранил этот высокий пост и в новом московском правительстве. Владимир Ресин – академик Российской инженерной академии, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор экономических наук, заведующий кафедрой Российской экономической академии им. Плеханова Г. В., профессор Международного университета, лауреат Государственных премий СССР и РФ, дважды лауреат премии Совета министров СССР, лауреат премии Президента России в области образования, автор 30 свидетельств на изобретения и 65 печатных работ.

Слева неправо: Юрий Лужков, р. Берл Лазар, Григорий Бальцер, Владимир Ресин на фоне строительства общинного центра.

 

Владимир Иосифович Ресин любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

– Владимир Иосифович, в вашей семье в детстве еврейская тема как-то присутствовала?

– Нет, совсем нет, мои родители были от этого очень далеки, бесконечно далеки. Я ведь даже не знаю еврейского языка. Отец с мамой говорили по-еврейски только тогда, когда хотели от меня что-то скрыть, чтобы я не понял, о чем они говорят.

– Вы привели типичный пример. У меня дома было то же самое.

– Да, это было весьма распространено.

– А еврейская кухня?

– Мама хорошо готовила, и я прошу свою жену готовить так, как это когда-то делала моя мама. Фаршированная рыба, форшмак – блюда моего детства.

– Ну а бабушки, дедушки – они-то вам о своей еврейской жизни рассказывали?

– Родители мамы умерли, когда я был еще совсем маленьким, а родителей отца убили немцы в 41-м, я их не знал. Многие мои родственники погибли во время той войны. И в гетто, и на фронте.

– Вы поступили в институт в 53-м – тогда ведь существовали серьезные ограничения для евреев.

– Знаете, я в своей жизни, к счастью, никогда не испытывал национальных ограничений. Ни в школе, ни в институте, ни после института. Как и мой старший брат, который прошел путь от солдата до полковника.

– У вас исключительно благоприятно сложилась карьера. Но все-таки тема сионизма, тема Израиля занимала большое место в средствах массовой информации. И вас это нисколько не затрагивало?

– Я хочу вам честно сказать. Многие сейчас готовы представить себя борцами и героями – так вот, героем я никогда не был. Тема эта меня совершенно не интересовала, и, в общем-то, я осуждал тех евреев, которые покинули Советский Союз, Россию. Мое мнение нисколько не изменилось: я осуждаю их и сегодня, потому что все-таки Родина – это место, где ты родился, вырос, получил образование. Между прочим, на их учебу затрачены огромные деньги. И вот, уехали – образованные, деловые, умные. Для страны в целом это очень большая потеря. Конечно, обидно.

– Но вам понятны мотивы людей, которые уезжают?

– Конечно, понятны. Когда я говорю, что осуждаю, это вовсе не значит, что я говорю с враждебных позиций. Нет, я говорю как друг, как близкий человек. Но сейчас наконец стало возможно сделать так, чтобы люди не уезжали. И, действительно, посмотрите: ведь поток эмигрантов почти прекратился, во всяком случае, из Москвы. А по России в целом резко сократился.

– Вы полагаете, что проблемы антисемитизма в Москве не существует?

– Ну почему же? Существует бытовой антисемитизм, как и бытовой шовинизм в отношении других национальных групп. Явление малоприятное, но не стоит преувеличивать его размеры. Да, некоторые политические силы пытаются раздуть антисемитизм, использовать его в качестве политического оружия – это так. Я сейчас говорю о другом: социальных корней для антисемитизма нет. Москва – многонациональный город, в нем представлено более ста пятидесяти национальностей. И правительство Москвы сумело создать в городе хорошую обстановку. В значительной мере это заслуга Юрия Михайловича Лужкова. У нас в городе нет национальных противоречий. Евреи в Москве, мне кажется, чувствуют себя сегодня даже лучше, чем в Израиле. Мы видим множество евреев среди известных врачей, педагогов, физиков, художников, журналистов, руководителей, в том числе и федеральных органов, грех жаловаться. Да и потом, Израиль ведь, по существу, постоянно воюющая страна, девушки там служат в армии. В России этого нет и никогда не будет. У всех живущих в Москве национальных групп есть прекрасные возможности для развития культуры и образования, всем обеспечена религиозная свобода. Какой смысл уезжать?

Беседу вел Михаил Горелик

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru