[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ МАЙ 2000 ИЯР 5760 — 5 (97)

 

Бомба Нисона Гельперина

Осип Аронов

Самой мощной бомбой, весом в 2,5 тонны, в начале Великой Отечественной войны располагали немцы.

Но у них практически не было средств ее доставки.

Мощность бомб Советского Союза, американцев и англичан не превышала 2 тонн.

В 1942 году профессору Нисону Ильичу Гельперину было поручено в кратчайшие сроки создать пятитонную бомбу.

Не имея технических средств, во дворе завода, в небольшом сарайчике вручную заливали взрывчатку. Конструктор работал вместе с рабочими. С целью экономии времени все испытания проводили опытным путем. Чтобы определить баллистические характеристики бомбы, ее наполнили песком и сбросили с самолета в районе аэродрома. Все расчетные характеристики подтвердились. Осталось проверить боевые качества бомбы, ее разрушительную силу. Требовались полигонные испытания. Для этого мог быть использован только серийный четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Пе-8 конструкции ОКБ А. Н. Туполева. Фронтовой боевой экипаж (одиннадцать человек, командир корабля полковник В. Абрамов и штурман К. Иконников) сбросил бомбу точно в цель. Результаты «работы» бомбы превзошли все ожидания. Это был старый лес, даже днем в нем было сумрачно. Пробирались через чащобы, завалы. Когда командующий дальней авиацией А. Голованов, начальник штаба М. Шевелев, конструкторы, инженерно-технический состав части и работники полигона добрались до места падения бомбы, перед ними в лесу открылась обширная, в сотню метров диаметром, неглубокая воронка, окруженная поваленными деревьями, которых было более 600 (считали только деревья диаметром свыше 20 см).

Работа была одобрена и принята, бомба стала громить немецко-фашистских захватчиков.

Длина бомбы была равна 5,2 метра, ее диаметр — 1 метр. Даже створки бомболюков не закрывались полностью. Среди однополчан бомбу в шутку назвали Марьей Александровной, так звали заведующую летной столовой, по комплекции напоминавшую нашу бомбу.

В апреле 1943 года первые серийные бомбы были сброшены на береговые укрепления Кенигсберга. На фашистов пятитонка наводила ужас. Гитлер грозился в ответ применить химическое оружие.

После освобождения Орла при осмотре места сброса пятитонной бомбы обнаружилась необычайная картина. На участке в сотню метров железнодорожные пути были будто срезаны ковшом гигантского экскаватора. Насыпи больше не существовало. Пульмановские вагоны были отброшены в стороны, словно спичечные коробки, и смяты. А на станции застыли десятки загруженных военной техникой эшелонов.

Мы, участники Орловско-Курской операции, стали именоваться Орловцами, и нам на равных с другими большими войсковыми соединениями был посвящен первый салют в Москве.

Народный артист С. Я. Лемешев у бомбы.

Вспоминается один боевой эпизод работы пятитонной бомбы. Партизанская разведка сообщила дату, когда в белорусском городе Могилеве в одном из больших зданий состоится совещание немецкой жандармерии и предателей-полицаев. На бомбежку вылетели два самолета, имевших в бомбоотсеках по одной бомбе весом в пять тонн каждая. Первым самолетом здание было разрушено прямым попаданием бомбы, второй самолет ударил следом. Как позже сообщила разведка, трупы выносили в течение нескольких суток.

Нарушая директиву ЦК КПСС, разглашаю, что бомбу ФАБ-5000 НГ, кроме людей многих других национальностей, создавали, испытывали, готовили для выполнения боевых заданий и евреи: главный конструктор Нисон Гельперин, начальник штаба авиации дальнего действия Герой Советского Союза Марк Шевелев, инженер по авиавооружению Исаак Окон, автор этих строк инженер по авиаоборудованию Осип Аронов.

Честь и слава командирам воздушных кораблей летчикам украинцам Владимиру Пономаренко и Николаю Ищенко, штурманам русским Константину Иконникову и Василию Рагозину.

Известно, что в 1934—1944 годах

Н. И. Гельперин занимался созданием новых видов боеприпасов — бомб с новым суррогатированным взрывчатым веществом, железобетонных бомб и др.

В 1945—1950 годах под руководством Н. И. Гельперина впервые в СССР было организовано промышленное производство антибиотиков (пенициллина и др.).

В 1966—1983 годах ученым проведен цикл исследований в области космических технологий.

Н. И. Гельпериным опубликовано (частично в соавторстве с учениками) свыше 800 научных работ (в том числе около 25 монографий и учебников), подготовил более 250 докладов на научных конференциях в СССР и за рубежом.

Н. И. Гельперин «выпустил» более 130 кандидатов наук и 12 докторов наук.

В заключение несколько любопытных фактов из биографии.

В начале 30-х годов Н. И. Гельперин приехал в командировку в Германию для ознакомления с холодильными процессами. Его встретил известный конструктор Линде и пригласил в машину, на радиаторе которой Нисон Ильич увидел флажок со свастикой.

Самолет Пе-8, на котором возили бомбу ФАБ-5000НГ.

Н. И.: «Я под таким флажком ехать не могу». Линде: «Это же государственная эмблема». Н. И.: «Но я же не дипломат!» Линде пришлось снять флажок. Поехали.

Германия, завод холодильных машин. Немцы не очень скрывают от Н. И. Гельперина конструкции аппаратов и их чертежи, но выносить их не дают, а на память — что схватишь? Но Нисон Ильич приходит в гостиницу и по памяти воспроизводит чертежи (с размерами деталей). В Москве это помогает сэкономить время при создании советских холодильных установок. А в Германии Н. И. Гельперина объявляют «русским промышленным шпионом».

Н. И. Гельперин едет в командировку во Францию. В Берлине в купе входят работники немецких спецслужб и просят открыть чемодан. Нисон Ильич отказывается, предлагает это сделать им самим. Они открывают и обнаруживают там захваченную для чтения в дороге книгу Фурманова «Чапаев» на русском языке — подрывная литература! Гестаповцы уносят чемодан и возвращаются за 6-7 минут до отхода поезда: «Вам придется пройти с нами, мы вас задерживаем». Н. И. Гельперин был на этот счет проинструктирован в Москве: «Наше консульство отслеживает мою поездку. При моем задержании в Москве будет интернирована немецкая промышленная делегация». Гестаповцы уходят ни с чем, Нисон Ильич продолжает поездку во Францию.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru