[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2007 ШВАТ 5767 – 2 (178)

 

Будущее «коровьего брода»

Ян Шенкман

Национальный вопрос в России перестает быть «еврейским». Он окончательно превратился в «русский вопрос». С той поправкой, что само понятие «русский» меняется на глазах. В последние дни 2006 года, когда я пишу эту статью, уже известны последние цифры миграции и обнародованы прогнозы на 2007-й. Уже утверждены новые правила, регулирующие трудовые отношения с мигрантами. Правила очень жесткие. Их цель, по словам наших властей, защитить права русского населения. Спасти от вырождения нацию.

И еще несколько цифр. Дотошные социологи подсчитали количество межнациональных браков. Пока только в Москве. Но лет через пять страна догонит столицу. Так вот, 40 % браков сегодня заключается по схеме «приезжий/местный». Еще 20 % – по схеме «приезжий/приезжий». Это значит, что нация УЖЕ изменилась. А через пару поколений изменится почти до неузнаваемости. Какой она будет? Сегодня – это главный вопрос. «Русский». Он же – национальный.

Вообще-то нация менялась уже давно. С момента своего появления. Это хорошо видно по именам и фамилиям. Греческие и варяжские имена были настолько распространены в русских княжествах, что создавалось ложное впечатление, будто русская элита целиком состоит из варягов и греков. Варяги княжат и воюют. Греки занимаются религией и искусством. Конечно, это не так. Но влияние было сильным. От него как никак в России остались основы государственности и православная вера. И между прочим, кириллический алфавит. А сегодня… Кого сегодня удивят имена Ольга или Сергей? Они давно уже русские. Не говоря о православии и имперскости.

Это ведь как с балетом и оперой. Было ваше – стало наше. Сначала ругались и отбрыкивались. Потом приватизировали и гордимся. И уже никому не отдадим пальму первенства.

Начать хотя бы с того, что Москва – название по версии некоторых историков угро-финское. Означает «коровий брод»… И кто теперь помнит про этот «брод»?

А дальше было татаро-монгольское иго, изменившее не только русскую культуру, но и генофонд нации. Иконостас русской литературы – почти сплошь татарские имена: Кантемир, Державин, Аксаков, Карамзин, Жуковский. Раскосый взгляд ничуть не противоречит представлению о славянской внешности. И так далее.

А потом, при Анне Иоанновне, случилось нашествие немцев. От него остались в России тяга к муштре, административно-командной системе и фамилии: Вульф, Керн, Бенкендорф, Кюхельбекер, Дельвиг… Между прочим, императорская династия Романовых, если внимательно читать генеалогию, тоже оказывается немецких кровей. Да что там Романовы! Словарь живого великорусского языка составил Даль. Датчанин по происхождению.

А потом была атака на Россию французской моды и французского языка. Настолько мощная, что главный русский роман «Война и мир» на четверть франкоязычен.

И вот начало XX века. Страна вступает в ярко выраженную «еврейскую фазу»: Мандельштам, Пастернак, Бабель, Бродский, Слуцкий… Разумеется, еврейское влияние не ограничивается великими именами. Много было и прохиндеев. И злодеев было немало. Но я сейчас не даю оценок, я лишь констатирую факт. Влияние огромно, русская история без него невозможна, непредставима. Культура тоже. Причем в самых неожиданных проявлениях. Кто-то из музыковедов заметил: большинство известных советских песен написаны на еврейские мелодии. За чертой оседлости они преобразились неузнаваемо…

Примеров много. Большинство из них общеизвестны. Важно другое. Ни одно из влияний, сколь угодно сильных, русскую культуру не погубило. Скорее наоборот. И нация не прекратила свое существование. Лишь усилилась за счет тех, кого сегодня называют «мигрантами». Или за счет их детей.

Все говорит о том, что в России начинается «кавказская фаза». Я не буду здесь перечислять «нацменов» в органах власти, на эстраде и в бизнесе. Это попахивает расизмом и ксенофобией. Но такие люди есть, их достаточно много. Представляют ли они угрозу существованию русской нации? По-моему, нет. Да и большинство из них считает себя русскими.

Представляют ли угрозу России жулики, наркоторговцы и бандиты, приехавшие из ближнего зарубежья? Разумеется. Но не в большей степени, чем отечественные бандиты. Потому что бандиты не имеют национальности. Известно, что в криминальной среде царит интернационализм. Турки легко договариваются с мексиканцами, сербы – с арабами. Это наводит на определенные выводы… Их бы интернационализм в мирных целях.

Ксенофобия – очень древний инстинкт. Страх перед чужаками побеждает любые, самые разумные доводы. Особенно поначалу. На разных исторических этапах население России лютой ненавистью ненавидело татар, немцев, французов, евреев. Последовательно. По мере их появления на территории государства. А потом адаптировалось. Привыкло и стало считать «своими». Да они и стали «своими», иначе быть не могло.

Предыдущие волны миграции, хоть и принимались сперва в штыки, в конечном счете шли на пользу стране. Отчего же именно эта, нынешняя волна должна привести к вырождению нации? Страх перед ней явно иррационален.

 

* * *

В свое время я обсуждал эти темы с известным бардом и исследователем культуры Александром Мирзаяном. Мирзаян хорошо изучил национальный вопрос. Вот к каким выводам он пришел:

– Россию двигают и развивают пришлые люди. Мы крайне заинтересованы, чтобы кто-то приходил и «впрыскивал» нам новую кровь. Генетическая чистота невозможна, а те, кто занимается инцестом, обречены на вымирание. Северные народы ведь не зря предлагают путешественникам своих жен и дочерей. Чтобы выжить, им нужны вливания посторонней крови. Давайте вспомним Древнюю Грецию. Это тоже синтезированная страна: Гомер был финикийцем, Орфей – фракийцем, Диоген – египтянином… Не говоря уже о Риме, где больше половины императоров по своему происхождению – варвары. Ясно, что нация – не кровь, а язык, культура, общие ценности. Эта концепция изначально заложена в русской речи. Народ по-славянски – «языци». Можно предположить, что и название «словене» имеет отношение к «слову». Немцы – это не только германцы, это все, кто не говорит на нашем языке. А кто не говорит, те немые. Немы – значит не мы.

– То есть, достаточно элементарного знания языка, чтобы считать себя русским?

– Чтобы жить здесь, – вполне. Но чтобы считать себя русским, этого маловато. Население и нация – разные вещи. Нация – это те, кто собирается вокруг своих духовных учителей и духовных ценностей, исповедует их. Мы говорим «Пушкин», и те, кого объединяет это имя, и есть русские…

– А вот, допустим, Сидорову не нравится Александр Сергеич…

– Но может быть, ему нравится Лермонтов? Выбор у нас есть, слава Б-гу. Василий Розанов пишет об этом: «Мы сплотились вокруг нашей священной саги – русской литературы». Но сплотились, конечно, не все, а только культурные люди, читающие, которых по определению меньшинство.

– А ведь это дискриминация. Только не по национальному, а по культурному признаку…

– Да, идея страшненькая: мы отказываем в «русскости» многим, кто на нее претендует. Но что поделать? Врожденной «русскости» не бывает. Ярый славянофил Достоевский и то признавал: «Русским нельзя родиться, русским можно только стать».

 

* * *

Стать русским. В этом-то все и дело. А теперь вернемся к цифрам, к шершавому языку протокола. С апреля начинают действовать правила, регулирующие трудовые отношения с мигрантами. Они, в частности, предполагают, что на российских рынках должно быть не более 40 % иностранных граждан и лиц без гражданства; остальные места должны быть отведены для россиян. В 2007 году трудовые квоты в России получат около шести миллионов приезжих из СНГ в безвизовом порядке. Это данные директора Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского. Нелегальных мигрантов по самым скромным прикидкам в два раза больше. Что надо сделать, чтобы они захотели стать русскими? Для начала перестать их травить.

Логика простая. Страну, где человек живет, работает, женится и растит детей, он называет родиной. И тогда уже можно говорить о культурных ценностях. Об уважении и даже любви. Страна, где тебя на каждом шагу останавливает милиция, где не дают легально работать и в лицо называют «хачиком», вызывает ненависть. Перед глазами у нас недавний пример беспорядков в пригороде Парижа. Если такое, не дай Б-г, произойдет в России, сожженными машинами дело не ограничится. Будет хуже.

Разумеется, миграция должна быть упорядочена. Законы следует соблюдать. Но тут надо, по-моему, прислушаться и к мнению правозащитников. В частности, руководителя «Форума переселенческих организаций» Лидии Графовой, которая настойчиво говорит о необходимости «иммиграционной амнистии». То есть о легализации тех мигрантов, которые уже проживают на территории России и не замечены в правонарушениях. Люди годами живут в стране, заводят семьи, работают. Говорят по-русски. Они уже русские, какой бы национальности ни были. Никакой «Русский марш», никакое ДПНИ вспять этот процесс повернуть не смогут. Поздно. И государство, если оно действительно заботится о своих гражданах, должно заботиться и о них. Вырождением нации здесь и не пахнет. Если сейчас не оттолкнуть от себя русских людей с нерусской внешностью, через поколение их дети будут писать по-русски стихи и читать лекции в институтах. А пока они вкалывают на стройках. На тех стройках, на которых отказывается работать местное население.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru