[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2007 СИВАН 5767 – 6 (182)

 

Он пережил Холокост

Среди бескрайнего поля, невдалеке от села Новосилки (Скалатский р-н Тернопольской области, Украина) высится стела с надписью на иврите и украинском языке, гласящей, что на этом месте зимой 1943 года были расстреляны тысячи евреев. Установлена эта стела, как и памятник в Скалате, стараниями оставшихся в живых евреев, бывших жителей Тернопольской области, их детей и внуков, проживающих ныне в Израиле, США и Канаде.

Честь организации и осуществления этой акции памяти жертвам Холокоста принадлежит Хаиму Бронштейну – узнику гетто, чудом спасшемуся от смерти, а потом многие годы работавшему заместителем директора одной из израильских школ. Он наладил переписку с евреями-тернопольчанами, неоднократно ездил в Украину, сумел собрать своих земляков летом 1996 года, за их счет и при помощи властей области открыть памятник.

Одним из тех, кто помогал Х. Бронштейну в его подвижническом деле, был Арон Сегал. Это небольшого роста высоколобый мужчина с легким снежно-белым пушком на голове. Вдумчивый взгляд голубых глаз, моложавое лицо, крепко скроенная спортивная фигура. Как-то не верится, что этому человеку почти 80 лет и жизненный путь его был так тернист.

Он родился в 1928 году в многодетной религиозной еврейской семье в селе Хмелиск на Тернопольщине. Сразу после прихода фашистов евреи со всей округи были отправлены в концлагерь. Там же оказалась семья Сегал: отец, мать и семеро детей. К тому времени, когда для них пришло «окончательное решение», в живых оставались лишь отец и трое детей. Вместе с небольшой группой смельчаков им удалось бежать. Скитались, переходя по ночам из деревни в деревню, а днем прятались в лесу. Чем питались? Пробирались в коровник и губами доили коров. Долго так продолжаться не могло, и 15-летний Арон понял, что единственно возможный путь к спасению – раствориться среди людей. Нелегко далось ему это решение... От хутора к хутору, голодный, оборванный, бродил он, пока не попал в дом к крестьянке Софье Ковальчук. Накормив и обогрев истощенного до крайности мальчонку, она оставила его у себя. Что было на сердце у этой женщины? Понимала ли она, что рискует своей жизнью и жизнью собственного сына? Конечно, понимала. Догадывалась, кто поселился в ее доме, но решила спасти его. Через родственника, служившего в сельской управе, она раздобыла для Арона справку на имя Михайла Захидного и этим сохранила ему жизнь. Он пас коров, чистил хлев, помогал пахать, сеять, убирать, делал все работы по хозяйству, не подозревая, как все это пригодится ему, когда он будет строить новое государство – Израиль. Впрочем, до тех дней было еще далеко. Опасность подстерегала ежечасно: мальчишки на пастбище, соседи не могли не догадываться, кто этот черноволосый подросток. Правда, глаза ярко-голубые, украинская речь с характерным галицким акцентом… Парень был работящий, вежливый – не выдали...

Война заканчивалась, прошел слух, что все польские подданные могут возвращаться в Польшу. Глубокой ночью покинув дом названой матери, Арон пустился в путь.

С большими трудностями сумел он найти людей, готовившихся к отъезду в Польшу и далее в Палестину. Сначала эмигрантов этих разместили в Греции, позже – на Кипре. Наконец, корабль взял курс на Палестину, но англичане силой вернули евреев на Кипр… И только в 1947 году вступили они на Землю обетованную. Они – это Арон Сегал, Хаим Бронштейн и целый корабль измученных, многократно униженных и оскорбленных людей. Из всей большой родни Арона Сегала (а их было более 30 человек) в живых остался он один.

Кибуц. Тяжелая работа, скудное питание, недостаток самого необходимого. Но они живы – и они на своей земле. Сразу после провозглашения Государства Израиль арабы развязали войну, и 20-летний юноша добровольно ушел на фронт. Многочисленные мучительные операции после тяжелого ранения сохранили ему ногу, но хромота осталась навсегда. В госпитале он увидел премьер-министра Бен-Гуриона, склонившегося над его койкой… После выздоровления – десятки лет труда, воспитание детей.

Спасителей своих Арон не забыл. В Аллее Праведников мира в Иерусалиме есть дерево с именем Софьи Ковальчук. А переписка между ее сыном Степаном и Ароном неизменно начинается обращением: «Добрий день, брате!» Степан получает от правительства Израиля помощь как сын Праведника мира, а дочь его с разрешения властей работает в Израиле. У Арона Сегала есть сын, две дочери, десять внуков и правнук. Не прервалась нить еврейской жизни!

Е. Шильман, Майнц,

Германия

 

Возвращаясь к напечатанному

В «Хронике» «Книгоноши» (2007, № 4) мое внимание привлекло заявление писателя Дмитрия Быкова: «Я – человек русский, православный, верующий христианин…» Далее цитировались «Известия»: «Быков сообщил, что, по его мнению, идея национального государства себя исчерпала, что Израиль – историческая ошибка, и задача соли – плавать в супе, а не собираться в одной солонке». Этим заявлением Быков нанес оскорбление памяти тысяч людей, отдавших свои жизни за создание Государства Израиль, а также тем миллионам, что ныне населяют это государство. Несколько лет назад Быков сделал не менее бестактное заявление по поводу творчества Шолом-Алейхема. Он сказал: «Я никогда не признаю гениальным творчество Шолом-Алейхема, так как он писал на местечковом языке, мне не понятном». Цитирую по памяти, но смысл передан верно. Конечно, если бы великий сатирик предвидел, что в ХХ веке родится Дмитрий Быков, который не будет знать языка идиш, то он, безусловно, начал бы писать на «великом и могучем», лишь бы быть понятным Быкову. (А то, что этим языком он владел, он доказал несколькими рассказами, написанными по-русски и вызвавшими восторг Л. Н. Толстого.) Впрочем, бюллетень «Еврейский мир» своими исследованиями показал: в анекдоте о том, что в России бьют не по паспорту, а по морде, речь идет как раз о Быкове. Достаточно взглянуть на его фотографию (там же, в № 4 «Лехаима»), чтобы в этом убедиться. Об этом же свидетельствует и особая «любовь» «Литературной газеты» и ряда других изданий к писателю Д. Быкову.

А. Баргтейл,

 Пермь

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru