[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

Вы читали? Залман Познер. Что такое «избранный народ»? // 2007, № 6.

 

Реакция. «Наш народ стал образцом воплощения Б-жественного замысла». «Не личная приверженность еврея иудаизму, но сам факт его существования немедленно напоминает об исключительности (выделено мной. – Л. К.) евреев в этом мире».

Не знаю, как другим читателям уважаемого журнала, но мне подобные утверждения доставляют физическую боль: кто станет уважать народ, который немедленно напоминает о своей исключительности и делается образцом воплощения Б-жественного замысла! Б-же мой, образумь неразумных! Жвачка о Б-гоизбранности евреев принесла им, на мой взгляд, столько же пользы, сколько открытый фашизм немцам. Меж тем эта порочная мысль варьируется на разных уровнях, внедряется в сознание молодых людей со школьной скамьи, в результате чего внушает опасное чувство исключительности и превосходства над другими людьми. Больно! Очень больно!

В жизни каждого народа есть узловые события его истории. Синайское Откровение, безусловно, одно из них, первое по значению. Окрашенное кровью, оно определило судьбу народа. Б-г не простил Моше кровавую бойню у Синайской горы. Рядом с Моше в момент, когда вождь отдал свой кровавый приказ левитам, стоял духовный учитель людей – Аарон. И он угодливо промолчал, войдя в сговор с властью. Этот прецедент по сей день пускает метастазы и оскверняет веру.

О каком же союзе с народом Израиля можно вести речь, если в момент предстоящего рождения народа по воле вождя и с молчаливого согласия учителя пролилась кровь тысяч невинных, хотя и грешных людей?

История евреев, история всего человечества утверждает нас в мысли, что все, что построено на крови, обречено на падение, провал.

Так есть ли основания, существуют ли причины, по которым евреев можно назвать избранным народом? Я таких причин не вижу. У Б-га нет и не может быть любимчиков, которым Он готов отпускать любые грехи.

Но вернемся к еврейскому вопросу – вечному, доселе так и не решенному. Он не будет решен до тех пор, пока люди, называющие себя евреями, не осознают, что евреями им еще предстоит стать.

Но как же осознать им эту странную мысль, если они со дня своего рождения слышат одну и ту же легко воспламеняющую душу фразу самоназначения: мы – избранный народ, нас – именно нас! – избрал Б-г среди других народов! И это опасное, как зажженный бикфордов шнур, бегущий к взрывателю, воспитание сообщает каждому еврею ничем не оправданное чувство превосходства над другими людьми. Но не только! Это опасное заблуждение на самом деле ведет к деградации, ибо не дает еврею возможности по достоинству оценить своего соплеменника. Отсюда – истоки внутриплеменной вражды, принесшей неисчислимые беды народу.

Создав нас белыми, желтыми, черными, Всевышний влил в наши жилы кровь одного цвета, уравняв Своей Любовью. С грустной улыбкой воспринимает Он бредовые идеи о расовом превосходстве, межэтнической ненависти и избранности.

Леонид Коваль, Юрмала

 

Наш ответ. Именно для таких людей, как уважаемый г-н Коваль, мы и работаем. Большое спасибо ему за неравнодушие, за искреннюю боль и чувство сопричастности. Хотя и настораживает очевидное недовольство автора письма отсутствием «решения вечного еврейского вопроса». А по существу письма говорить не о чем. За неимением такового. Феноменальность, исключительность еврейского народа является не предположением, а фактом, многократно обсужденным на всех возможных уровнях, в десятках тысяч книг. Спорить с этим бессмысленно, это можно лишь обсуждать. Можно связать это с идеей избранности, можно искать другие объяснения. Раввин Штейнзальц однажды заметил, что проблема антисемитов не в утверждениях о еврейской избранности, но в том, что сами они в ней абсолютно убеждены. Ведь то, что вызывает лишь насмешку своей очевидной несостоятельностью, не приводит к взрыву злобы. Да и сам уважаемый г-н Коваль, с его яростной убежденностью в одинаковости всех людей, разве не предъявляет еврейскому народу исключительные требования, заявляя, что нам только «предстоит стать евреями», научиться ими быть? Как будто для того, чтобы стать французом или русским, надо проходить какой-либо тест на пригодность. И не надо решать за Б-га, относится ли Он к нам по-особому, или «как ко всем». Он Сам заявил об этом в Священном Писании. Несколько нелогично приводить оттуда аргументацию, игнорируя приведенные там же однозначные указания на волю Творца об особой миссии еврейского народа в этом мире. Но приходится согласиться с тем, что далеко не всегда мы оказываемся на том уровне, к которому нас обязывает эта миссия, да и упомянутая г-ном Ковалем «внутриплеменная вражда» причиняет нам огромный, непоправимый ущерб. Для того и существует наш журнал, чтобы помочь преодолеть эти проблемы и снизить уровень недопонимания между людьми. Г-н Коваль не видит «причин, по которым евреев можно назвать избранным народом», а автор вызвавшей его недовольство статьи р. Познер их видит. Вот и поговорили.

Раввин Ишая Гиссер

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.