[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2009 ТЕВЕТ 5769 – 1(201)

 

Вы читали? Даниил Романовский. Праведники в Содоме // 2008, № 10.

Реакция. Где евреев и спасли при немецкой оккупации всех до единого, так это в Албании. А в статье написано – только в Дании и Болгарии (не всех).

А. Хассон,

Интернет

Наш ответ. Уважаемый господин Хассон!

Действительно, количество спасителей евреев в Албании поражает; в их число входил даже премьер-министр албанского марионеточного правительства периода немецкой оккупации страны Мустафа Круя. Многие авторы, пишущие об Албании, повторяют слова: Албания – единственная страна Европы, где число евреев после второй мировой войны оказалось больше, чем до нее. Однако утверждать, что албанцы спасли всех евреев страны, как мне представляется, нельзя. Согласно последней предвоенной переписи населения в Албании, в стране проживало 204 еврея. Перепись проводилась достаточно неаккуратно; но характерно, что немцы (в данном случае – Р. Коргерр) приняли эту оценку. С аннексией Албанией части Косово, Западной Македонии и куска Черногории в Албании добавилось еще около 500 евреев (это число включает также беженцев из других частей Югославии); почти все были в области Косово. Вдобавок в саму Албанию прибыло много беженцев из Югославии, рейха, Греции и Болгарии. Албанские власти, еще в 1941 году, т. е. при итальянской оккупации, создали для евреев-беженцев лагеря «Кавая» и «Шеяку». Именно албанские власти передали немцам 183 еврея-беженца из Сербии – все они попали в лагерь «Саймиште» под Белградом и погибли. В мае 1942 года в албанском же лагере «Берат» находилось 400 евреев – беженцы и мужчины-евреи из Приштины. Интернированием евреев Косово занималась добровольческая албанская дивизия СС «Скандербег». Только в Приштине в марте 1944 года члены дивизии интернировали и передали немцам 300 евреев. По оценке Герхарда Гримма, за время немецкой оккупации (она продлилась менее 14 месяцев) из «Великой Албании» был депортирован 591 еврей. Большинство из них были евреи из Косово или беженцы. Есть свидетельство о том, что в Берген-Бельзен было вывезено из Албании около 400 евреев, из которых до освобождения дожили около 100. Вероятно, среди них были и «коренные» евреи Албании. Многие евреи Албании – албанские, косовские и беженцы – были расстреляны или повешены итальянцами и немцами или умерли в лагерях на территории Албании. Итак, каковы бы ни были намерения албанцев, всех евреев они не спасли. Ситуация в Албании напоминает ситуацию в Болгарии. Албанцы спасли своих, «коренных» евреев, но не спасли евреев аннексированных территорий и беженцев. Однако численное соотношение между «своими» и «чужими» евреями в «Великой Албании» было иным, чем в «Великой Болгарии»: «чужих» было большинство. Покровительство албанцев простиралось на 200 евреев «старой» Албании, но не простиралось на 500 косовских евреев и неясное число беженцев. Из тех евреев, которые к середине 1941 года оказались на территории «Великой Албании», по крайней мере, две трети погибли. Вероятно, уместно сравнивать то, что случилось с евреями Албании, не с тем, что случилось в Дании, а с тем, что было в Норвегии.

Д. Романовский

 

Вы читали? Борис Клин. Уловка 282 // 2008, № 12.

Реакция. Ни в коем случае нельзя отменять 282-ю ст. УК. Это – оружие против пропаганды, наносящей обществу реальный вред. К сожалению, возможности статьи полностью не используются. А противоречие, о котором говорит автор, действительно есть, я имею в виду наличие в классических религиозных книгах текстов, формально подпадающих под определения статьи.  Но есть и очевидный способ решения – законодательное закрепление статуса традиционных конфессий. Подчеркиваю: не религий, нет, а именно конфессий, конкретных организаций, имеющих государственную регистрацию. Деятельность таких организаций, доказавших на деле свою способность жить в мире, необходимо вывести из-под юрисдикции 282-й ст. Иначе светское государство, формально рассматривая религиозные организации как одну из разновидностей общественных, обязано либо запретить Библию, либо разрешить печатать «Майн Кампф» и любую порнографию. А ни то ни другое не отвечает интересам общества. Если выводить из-под юрисдикции все религиозные организации, никто не помешает желающим зарегистрировать Церковь святого Адольфа, а педофильские фото объявить священными изображениями. Государство не может и не должно влезать в вопросы веры, выяснять, какая религия «правильная», а какая «неправильная» В частности, абсурдно смотрятся заявления чиновников о том, что «подлинный ислам – религия мира и добра». С точки зрения власти не может быть «истинного» и «ложного» ислама, могут быть лишь организации, учение и практика которых либо приемлемы, либо нет. Поэтому для государства нет другого пути к здравому смыслу и выполнению своих обязанностей перед гражданами, кроме как законодательное закрепление особого статуса традиционных конфессий. Согласен, это будет выглядеть крайне нелиберально, зато способно принести реальную пользу.

Илья,

Интернет

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.