[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)

 

Вы читали? Илья Карпенко. Посередине земли сибирской // 2007, № 10.

 

Реакция. Мне, бывшей иркутянке, очень приятно было читать эту статью. Особенно меня порадовало, что и сегодня иркутские евреи продолжают жить в атмосфере еврейских традиций, помня еврейскую историю.

Я уже восемь лет в Израиле, но могу сказать, что еврейкой я ощущала себя именно в Иркутске. Здесь же я просто гойка, и даже мой еврейский папа, который в свое время вложил много сил в развитие еврейской общины Иркутска, здесь ощущает себя неевреем.

Встречаясь со множеством русскоязычных евреев, приехавших в Израиль из разных уголков бывшего СССР, я сделала интересное открытие: никто так не гордится своим еврейством и своими корнями, как евреи-иркутяне. Иркутск – удивительный город.

Лилия, Хайфа, Израиль (Интернет)

 

Вы читали? Леонид Радзиховский. И всяческая суета // 2007, № 10.

 

Реакция. Можно ли назвать сегодняшнее просвещение истинным? Могут ли выпускники средней школы объяснить, что такое мораль? Знают ли они ее основы?

Да, молодежь знает, что убивать и красть нехорошо. Но основы этики этим далеко не ограничиваются.

Вернемся к дискуссии о преподавании ЗБ в школе. Безусловно, попытка внедрить эту дисциплину обречена на провал. И дело не в отсутствии учебников и преподавателей. Просто это было бы шагом на пути превращения светского демократического государства в тоталитарное, фундаменталистское. И в то же время я дерзну возразить многоуважаемым академикам. Я тоже не могу сравниться с ними по интеллекту, поэтому прибегну к помощи авторитетов и перескажу отрывок из романа «Как сорванный лист» еврейского религиозного философа и просветителя Милтона Стейнберга.

Действие романа происходит в талмудический период истории еврейского народа. В духовной академии на берегу Средиземного моря мудрецы-законоучители трудятся над составлением законов. Вторую неделю идет ожесточенная дискуссия: следует ли считать кошерным яйцо, снесенное курицей в субботу. Среди мудрецов нашелся один «диссидент», воскликнувший:

– Какой же чепухой мы здесь занимаемся! Не лучше ли взять пример с наших соседей – греков и римлян. Они познают законы естествознания, и это приносит практическую пользу. Взгляните на море. Мимо нас плывет великолепное парусно-гребное судно. Его создатели познали и применили законы механики, гидро- и аэродинамики. – Насмотрелись на корабль, – отвечает второй мудрец. – А теперь прислушайтесь к звукам барабана, которые доносятся оттуда. В такт этим звукам гребут прикованные рабы. Горе тому, кто гребет не в полную силу, у надсмотрщика длинные руки. Пусть наши моряки меньше знают о звездах, а судостроители строят хуже, чем греческие. Но пусть они больше знают о Б-ге и о том, что люди священны.

Нравственные законы общества, как и законы природы, объективны. «Корабль», построенный вопреки этим законам, неизбежно тонет. В этом суть религии. А приоритет здесь по праву принадлежит иудаизму. Десять заповедей – моральный и правовой закон многих культур.

Этику целесообразно сделать дисциплиной, обязательной для изучения в общеобразовательной школе. Неплохо бы ввести преподавание этики и в вузах. В курс этики следует включить развернутое объяснение философских и научных категорий, произведения великих философов, сформировавших принципы этики, и просто основы культуры поведения. Наконец, следует уделить внимание Библии, в которой впервые были сформулированы основные принципы этики. Веский аргумент в пользу внедрения этой дисциплины – наблюдающееся падение нравов, рост преступности. К составлению учебника целесообразно привлечь представителей интеллектуальной элиты России. Возможно, приглашение примут и некоторые академики, выступившие против преподавания ЗБ.

И. Труб, Хайфа, Израиль

 

Вы читали? Берл Лазар. Не место красит человека, а человек место // 2007, № 10.

 

Реакция. Уважаемый рабби, мне кажется, запрет возвращаться в Египет связан с символом Египта как символом рабства, а это, в свою очередь, понимается как символ рабства греха. Следовательно, невозвращение в Египет – это отказ от греха. Также, если Вы позволите, у человека есть своя воля. Г-дь знает, где мы, может попустить, чтобы мы были в каком-то определенном месте, но Он наделил нас свободной волей, чтобы мы могли делать самостоятельный выбор, где нам находиться. Возвращаться ли нам в Египет или, познав Б-га, отказаться от греха.

Александр, Москва (Интернет)

 

Вы читали? Даниил Романовский. Коллаборанты и их роль в Холокосте в Латвии и Литве // 2007, № 10

 

Реакция. Эстонцы запятнали себя Холокостом несравнимо меньше латышей и литовцев. (Кстати, пострадали они от своих соседей – русских и евреев – не меньше латышей и литовцев...) Причина их поведения – многолетнее скандинавское воспитание: датское и шведское. Датчане и шведы, ведомые своими королями, а не проходимцами президентами или премьер-министрами, спасли 7 тыс. датских евреев.

Вячеслав, Нью-Джерси, США (Интернет)

 

Реакция. Г-споди! Наконец-то нашелся смелый человек, который открыто поднял этот важнейший вопрос! А то Евросоюз уже офонарел со своей толерантностью, поощряя прибалтийских фашистских последышей, которые пытаются обелить палачей.

О. Берман (Интернет)

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.